Конспект урока "Истоки родной культуры" (5 класс) по ОДНКНР
план-конспект урока (5 класс)
Данный материал может быть полезен учителям ОДНКНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по ОДНКНР | 828.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Истоки родной культуры
Цель: формирование общих представлений о культурном наследии народов России
Задачи:
-образовательные: определить значение слова «культура», её связь с природой; выяснить значение вклада культур народов России в формировании единого культурного пространства государства, определить истоки родной культуры .
-воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания и поведения на основе общечеловеческих ценностей.
– развивающие (развитие УУД): способствовать развитию умений воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: культура, материальная культура, нематериальная культура
Методическое обеспечение: учебник (Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А.,Основы духовно-нравственной культуры России. 5 класс. М. издательский центр «Вентана-Граф» 2019г.,), рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки «Открытия, которые подсказала природа»)
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
1.Организационный (2 мин)
Проверка готовности к уроку учеников.
2. Проверка домашнего задания. (3 мин)
-Как называется тематический блок, который мы сейчас изучаем? (Россия-наш дом.)
-Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке? (Русский язык-язык общения и возможностей)
-Какая главная мысль этой темы? (Русский язык-язык межнационального общения. Происходит постоянное взаимообогащение языков. Каждый человек должен дорожить своим языком, как культурным достоянием народа.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (3 мин)
Организация обсуждения следующих вопросов: (метод «Мозгового штурма) (Вопросы записываются на доске)
-Сегодня на уроке мы свами постараемся ответить на следующие вопросы:
1)Что такое культура?
2)Связь культуры с природой.
3) Выскажите своё мнение, как влияет многообразие культур разных народов на нашу жизнь?
Мы постараемся ответить на главный вопрос урока: «Что является истоком родной культуры»? (слайд №1 презентации)
-Эпиграф нашего сегодняшнего урока звучит так: «Народ жив, пока живы его культура и язык» (слайд №2)
4. Первичное усвоение новых знаний. (20 мин)
4.1 -Как вы думаете, что такое культура? (Ответы детей кратко записываются учителем на доске)
-Сколько значений имеет это слово? (Много. Оно многозначное. Оно может обозначать:
-Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. (История культуры)
- состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. (Культура древнего Египта)
-То же, что культурность. (Высокая культура)
-Разведение, возделывание, обработка. (Культура льна, свекловицы)
-Разводимое, культивируемое растение (Сельскохозяйственные культуры))
-Верно. Мы с вами рассмотрим значение этого слова (культура), как совокупность человеческих достижений. Д.Н. Ушаков «Толковый словарь современного русского языка»
(слайд №3)
4.2 Сейчас, ребята, мы немного поиграем. Игра называется «Найди пару». (Приложение №1)
Задание: необходимо найти общий признак, по которому можно объединить изображения в пару, работаем тоже в паре. (Ученики работают в паре)
-Кто уже справился с заданием?
- По какому признаку вы объединили карточки? (Открытия человека, которые он сделал благодаря внимательному наблюдению за природой.)
-Давайте назовём эти пары.
(Демонстрация правильных ответов на экране (слайды №4-5) (сеть паука и рыболовная сеть, семена одуванчика и парашют, растение репейник и застёжка-липучка, лапа хищной птицы скопа и создание экскаватора-манипулятора).
-Как мы можем ответить на второй вопрос нашего урока? (Природа и культура тесно связаны между собой. Культуру часто называют второй природой, созданной человеком. Человек тоже часть природы.)
4.3 Культура бывает материальная и духовной(нематериальная) (слайд № 6)
-Как вы думаете, какую культуру называют духовной, материальной ?
(Материальная культура- материальные предметы, которые созданы руками человека (это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.
Духовная культура-все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.)
4.4 Физминутка .(2 мин)
Игра «Материальная и нематериальная культура»
-Ребята, мы немного отдохнём, поиграем в игру «Материальная и нематериальная культура». Если прозвучит название материальной культуры-вы топаете, если духовной-хлопаете. Например: мост-дети топают, музыка-хлопают и т.д.)
4.5 Посмотрите на слайд. Определите к какому виду культурного наследия относятся изображения на данном слайде? (слайд № 7)
-Кто из вас знает, какие достопримечательности нашей страны изображены на этом слайде? (Московский Кремль и Покровский собор, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Казанский кремль, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан). Эти культурно-исторические памятники вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО- Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
Участниками Конвенции ЮНЕСКО являются 194 государства, а учрежденный ею Список всемирного культурного и природного наследия насчитывает 1154 объекта, расположенных в 167 странах. Россия в нем занимает почетное девятое место – с 11 природными и 20 культурными объектами.
- Работа с учебником. Учебник стр. 7-8 (Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А.,Основы духовно-нравственной культуры России. 5 класс. М. издательский центр « Вентана-Граф» 2019г.,)
-Откройте учебники на стр. 7. Какие фотографии вы видите на странице учебника?
(Московский Кремль и Покровский собор, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Казанский кремль, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан).
-Сейчас «по цепочке» мы прочитаем текст «Величие многонациональной культуры России» и постараемся понять, какова основная мысль этого рассказа.
-В чём величие российской культуры? (в её многонациональности)
-Найдите подтверждение в тексте .(«Великая культура России -плод труда разных народов.»
-Что укрепляет многонациональная культура? (дружбу и добрососедство)
-Чему учит нас культура? Найдите подтверждение в тексте. (…понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений).
-Давайте ответим на вопрос №3 нашего плана:
3) Выскажите своё мнение, как влияет многообразие культур разных народов на нашу жизнь? (укрепляет и взаимообогащает).
-Ваше мнение совпадает с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачева ‐ известного филолога, литературоведа, общественного деятеля и академика РАН. (слайд №8)
5. Закрепление и проверка понимания. (3 мин)
5.1 Работа с раздаточным материалом
-Подпишите название памятников культурного наследия нашей страны. После того как выполните, можно открыть учебник и проверить правильность выполнения задания.
- Кто справился с заданием? Были ли сложности при выполнении задания? (Приложение №2)
-Кто сможет ответить на главный вопрос нашего урока: «Что является истоком родной культуры?» (религиозная культура)
6. Рефлексия. Подведение итогов. (5 мин)
Я узнал…
Я понял…
Я могу…
Я хочу…
На уроке мы познакомились с понятием «культура». Рассматривали её как совокупность человеческих достижений. Узнали, что культура связана с природой. Многие открытия человечество сделало благодаря наблюдениям за природой. Человек создал материальную и духовную природу. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны. У нашего многонационального народа великая культура. Великая культура России -плод труда разных народов. Мы познакомились с памятниками культуры (Московский Кремль и Покровский собор, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Казанский кремль, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан)), которые признаны всемирным сообществом (ЮНЕСКО).
Убедились, что многообразие культур народов нашей станы укрепляет дружбу между народами, укрепляет нашу страну, делает её культуру неповторимой.
Истоком родной культуры является религиозная культура
Кто сможет ответить на главный вопрос нашего урока: «Что является истоком родной культуры?» (религиозная культура)
7. Домашнее задание Учебник стр. 8 (2 мин)
-Используя справочную литературу, устно подготовить небольшое сообщение о вкладе выбранного вами выдающейся личности в культуру России.
8. Завершение урока
Дополнительные материалы
Традиционная культура народов России: «Традиционная культура народов России, в том виде, в каком она сформировалась к моменту её этнографического изучения(т.е. приблизительно ко 2-й пол.19в.), отражает их сложную историю в постоянном взаимодействии друг с другом, в разных географических, природных и хозяйственных услових. На территории России сложились несколько историко-культурных зон с характерным хозяйственным и культурным типом проживающих там народов.
Особое место занимает русский народ, расселённый на огромной территории, оказывающий сильное влияние на соседние народы и, в свою очередь, испытывающих их влияние на себе. Поэтому русская традиционная культура требует особого описания». (Большая российская энциклопедия)
Об истоках культуры: Культура родилась из культа. Истоки ее – сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным и с самой позитивно-научной точки зрения. Культура – символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические ее знаки. (Бердяев Н.А.)
Литература, источники
- Учебник (Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А., Основы духовно-нравственной культуры России. 5 класс. М. издательский центр «Вентана-Граф» 2019г.,)
- Леонович А.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Тайны природы» – М.: издательство АСТ – 2004г. - 461с.
- Власова И. В., Лукьянченко Т. В. и др. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/text/3040264
- Бердяев Н.А.. О культуре. – Антология культурологической мысли. М., 1996. С.195-198.
Приложение
№1 «Открытия, которые подсказала природа»
№2
ОДНКНР 5 класс________________________________________(фамилия имя)
1)Культура -это_______________________________________________________
________________________________________________________
2) Культура тесно связана с ____________________________________________.
3)Культура бывает______________________ и ___________________________.
____________________________________ | _____________________________ |
______________________________ | _____________________________ |
4) На уроке
я узнал(а)___________________________________________________________
я понял(а)___________________________________________________________
я могу ______________________________________________________________
я хочу_______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»
Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя....
Конспект урока истоков в 3 классе по теме «Истина в деле»
Цель: раскрыть учащимся духовный смысл доброго дела...
Конспект урока «Загадочные сфинксы» 5 класс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» Предметная область ОДНКНР
Конспект урока "Загадочные сфинксы" 5 класс "Санкт-Петербург - хранитель духовных тардиций народов России" предметная область ОДНКНР...
Презентация к уроку " Истоки родной культуры"
Презентация к уроку " Истоки родной культуры"...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...
Урок "Истоки родной культуры" по предмету ОДНКНР
Урок посвящён теме церковнославянской азбуки, её роли в православной культуре и в утверждении христианства в Древней Руси.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о церков...