Программа наставничества
рабочая программа

Зоя Викторовна Панькова

Целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_2021-2024.docx203.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Настоящая Целевая модель наставничества МБОУ «Посельская СОШ» осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ  «Посельская СОШ» позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

  1. Нормативные основы целевой модели наставничества.

Нормативные правовые акты

  • Устав муниципального бюджетного учреждения «Посельская средняя общеобразовательная школа».
  • Отчет по результатам самообследования школы.
  • Положение о педагогическом совете.
  • Положение о школьном методическом объединении.
  • Положение о комиссии по профессиональной этике педагогических работников.
  • Положение об общешкольном родительском комитете.

  1. Задачи Целевой модели наставничества

Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.

  1. Разработка и реализация программ наставничества.
  2. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение (осуществляется куратором программы организации) и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
  3. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
  4. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
  5. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
  6. Формирования баз данных программ наставничества и лучших практик.
  7. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

  1. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

  1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  3. Плавный «вход»  молодого  учителя  и  специалиста  в  целом  в  профессию,  построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
  4.  Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
  5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
  6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
  7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
  8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
  9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
  10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
  12.  Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
  13.   Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  14.  Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
  15.  Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
  16.  Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
  17.  Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1.  Структура управления реализацией Целевой модели наставничества 

Уровни структуры

Направления деятельности.

МБОУ «Посельсая СОШ»

Директор МБОУ «Посельская СОШ»

1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения Целевой модели наставничества

2. Разработка Целевой модели

3. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели

4. Реализация программ наставничества.
5. Реализация кадровой политики в программе наставничества.

6. Назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества

7. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Куратор Целевой модели наставничества

  1. Формирование базы наставников и наставляемых.
  2. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).
  3. Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.
  4. Контроль проведения программ наставничества.
  5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.
  6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.
  7. Мониторинг результатов эффективности реализации Целевой модели наставничества.

Ответственные за направления форм наставничества.

Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль за реализацией.

Наставники и наставляемые.

Модели форм наставничества.

  1. Реализация Форма наставничества «Ученик – ученик».
  2. Реализация Форма наставничества «Учитель – учитель».
  3. Реализация Форма наставничества «Учитель – ученик».

      6. Кадровая система реализации Целевой модели наставничества

Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:

  1. Наставляемый –  участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его   помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник –  участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор –  сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

● Формирование базы наставляемых:

  • из числа обучающихся:
  • проявивших выдающиеся способности;
  • демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющих проблемы с поведением;
  • не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
  • из числа педагогов:
  • молодых специалистов;
  • находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  •   находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
  • желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

● Формирование базы наставников из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;  
  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родителей обучающихся –  активных участников родительских или управляющих советов;
  • ветеранов педагогического труда.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

7. Этапы реализации Целевой модели наставничества

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий для запуска программы наставничества

  1.  Создание благоприятных условий для запуска программы.
  2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.  
  3. Выбор аудитории для поиска наставников.
  4. Информирование  

     и выбор форм наставничества.

  1. На внешнем контуре информационная работа направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.  

Дорожная карта реализации наставничества.  

Пакет документов.

Формирование базы наставляемых

  1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.  
  2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Формированная  база наставляемых с  картой запросов.

Формирование базы наставников

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

● обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных,

творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам,

театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций);

●  педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании

продуктивной педагогической атмосферы;

●  родителей обучающихся –  активных участников родительских или управляющих советов,

организаторов досуговой деятельности в образовательной организации  и  других

представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Формирование базы наставников, которые потенциально

могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.  

Отбор и обучение наставников

  1. Выявление наставников, входящих  в  базу потенциальных  наставников,  подходящих  для  конкретной  программы.
  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.

1.Заполненные анкеты в письменной свободной

форме всеми потенциальными наставниками.

2.Собеседование с наставниками.

3.Программа обучения.

Формирование наставнических пар/групп

  1. Провести общую встречу с участием  всех  отобранных  наставников  и  всех

наставляемых в любом формате.

  1. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.

Сформированные наставнические пары / группы, готовые

продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений

в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными

и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре/группе включает:

  • встречу-знакомство,
  • пробную рабочую встречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекс последовательных встреч,
  • итоговую встречу.

Мониторинг:

●  сбор  обратной  связи  от  наставляемых  –  для  мониторинга  динамики  влияния

программы на наставляемых;

●  сбор  обратной  связи  от  наставников,  наставляемых  и  кураторов  –  для

мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества

1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.

2. Подведение итогов программы школы.

3. Публичное подведение итогов и

популяризация практик.

Собраны лучшие

наставнические практики.

Поощрение наставников.

8. Формы наставничества 

        Исходя из образовательных потребностей МБОУ «Посельская СОШ» в данной Целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».

8.1 Форма наставничества «Ученик – ученик».

Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
  2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
  3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
  4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
  5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
  6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Результат:

  1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
  2. Повышение успеваемости в школе.
  3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
  4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
  5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
  6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и ОПДН.
  7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Пассивный

Активный

  • Активный ученик, обладающий лидерским и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления.
  • Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.
  • Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований.
  • Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
  • Возможный участник всероссийских детско – юношеских организаций и объединений.

Социально или ценностно -дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».

Формы взаимодействия

Цель

«Успевающий – неуспевающий»

Достижение лучших образовательных результатов.

«Лидер – пассивный»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.

«Равный – равному»

Обмен навыками для достижения целей.

«Адаптированный – неадаптированный»

Адаптация к новым условиям обучения.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества.

Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором.

Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество  и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После личных встреч, обсуждения вопросов. Назначения куратором.

Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.

  1. Форма наставничества «Учитель – учитель».

Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня  и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
  5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Результат:

  1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
  2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
  3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
  4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
  5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.
  6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
  7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
  8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.)

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Молодой специалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.

    Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Типы наставников

         Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник - консультант

Наставник - предметник

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого – педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога.  

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель».

Формы взаимодействия

Цель

«Опытный педагог  – молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и  закрепления на месте работы.

«Опытный классный руководитель  – молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и  закрепления на месте работы.

«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»

Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.

«Педагог новатор – консервативный педагог»

Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.

«Опытный предметник – неопытный предметник»

Методическая поддержка по конкретному предмету.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель».

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель».

Педагогический совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и
педагогов,  самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Проводится при необходимости.

Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После встреч, обсуждения вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых уроков.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы.

  1. Форма наставничества «Учитель – ученик»

Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;

- создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:  

-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

Результат:

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ «Посельская СОШ», что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Активный

Пассивный

Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги: классный руководитель, учитель-предметник, методист, социальный педагог, психолог. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.

 Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями ,имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.

Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик».

Формы взаимодействия

Цель

«Учитель–неуспевающий ученик»

Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

«Учитель–пассивный ученик»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.

«Учитель–одаренный ученик»

Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал.

«Учитель–ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид»

Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Учитель – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости.

Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч».

Повышение образовательных результатов у наставляемых.

Определение образовательной траектории.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение наставляемого на ученической конференции.

  1. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;

2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества.

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Оформление результатов.

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой программы наставничества.
          Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.

SWOT-анализ проводит куратор программы.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора.        Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

  1. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
              Этап 2.
    Второй этап мониторинга позволяет оценить:
    мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник-наставляемый".

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.

Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (таблица 2).

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.

2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).

3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".

Задачи мониторинга:

  • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

  1.  Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+";
  • Поддержка системы наставничества через школьное телевидение.
  • Создание на школьном телевидении блока «Интервью с известными людьми о их роли в наставничестве».
  • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
  • Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
  • Доска почета «Лучшие наставники».
  • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
  • Благодарственные письма на предприятия и организации наставников.
  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.

Приложение № 1

к приказу №.61

  1. Программы Целевой модели наставничества МБОУ «Посельская СОШ»

Форма наставничества

Название программы

Целевая аудитория

Цели программы

Задачи программы

Характеристика наставника

Характеристика наставляемого

Ученик - ученик

Успеваемость на 100

Учащиеся 5-9 класса

Достижение лучших образовательных результатов учеником (учащимися).

  1. Помощь в самоорганизации (помощь в составлении режима дня, совместное составление программы саморазвития, помощь в выборе целей и их достижении).
  2. Помочь сформировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций по западающим темам (таблица умножения, правила и т.д.).
  3. Оказать помощь в выполнении домашних заданий.

Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.

Ученик, пассивный, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты.

Вовлечение в активную деятельность.

Учащиеся 1 – 4 класса

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллектив, развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.

  1. Поддержка становления индивидуальности подростка (оказание помощи в выборе кружков и секций, приглашение на занятия, оказание индивидуальной помощи в развитии творческих способностей и т.д.).
  2.  Содействие в проявлении индивидуальности (обсуждение того, что подросток делает хорошо, организация персональной выставки или концерта подростка, помощь в подготовке подростка для участия в конкурсе или мероприятии и т.д.).
  3. Помощь в самоорганизации (помощь в составлении режима дня, совместное составление программы саморазвития, помощь в выборе целей и их достижении)

Вовлечение в мероприятия школьного сообщества.

Активный ученик, обладающий лидерским и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления. Лидер класса или параллели, школы, принимающий активное участие в жизни школы. Член РДШ.  Волонтеры.

Пассивный ученик, социально или ценностно –дезориентированный, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Дети с ОВЗ.

Дети, находящиеся на индивидуальном обучении.

Ученик в условиях адаптации.

Вновь прибывшие  в школу учащиеся.

Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса. Психоэмоциональная поддержка для адаптации в новом коллективе.

  1. Знакомство с традициями, особенностями школы и класса.
  2. Помощь с организацией образовательного процесса.
  3. Решение конкретных психологических и коммуникативных проблем.

Активный ученик, обладающий лидерским и организаторскими качествами.

Ученик, обладающий лидерскими качествами или ученик, пассивный,  отстраненный от коллектива.

Антибуллинг

Учащиеся 1- 9 классов.

Профилактика всех форм насилия над учащимися в образовательной организации, в общественных местах.

1.Психоэмоциональная поддержка учащихся.

2. Вовлечение учащихся в совместную творческую, образовательную деятельность.

2. Обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.

Активный ученик, обладающий лидерским и организаторским, коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Пассивный ученик, отстраненный от коллектива. Новый ученик в классе. Ученик, с особыми образовательными потребностями.

Учитель – учитель

Молодой педагог - предметник.

Молодые специалисты – предметники (стаж до 3 лет)

Методическая поддержка по конкретному предмету для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы.

1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Наставник – предметник. Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Молодой специалист. Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса по своему предмету, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.

Учитель – ученик

Будущий выпускник

Учащиеся 9   классов

Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе.

  1. Профессиональная

поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций.

2. Помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.

3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого.

Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

Приложение № 2

к приказу № 61

12. Дорожная карта по реализации Целевая модель наставничества МБОУ «Посельская СОШ»  2021 - 2022 учебный год.

Наименование этапа

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Подготовка

условий для

запуска

программы

наставничества.

Изучение и систематизация имеющихся материалов по проблеме наставничества.

  1. Изучение Распоряжения министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
  2. Ознакомление с шаблонами документов для реализации целевой модели.

октябрь

директор школы

Подготовка нормативной базы реализации Целевой  модели наставничества  в  МБОУ «Посельская СОШ»

  1. Издание Приказа  о  внедрении  Целевой  модели наставничества  
  2. Разработка и утверждение Положения  о  наставничестве  
  3. Разработка и утверждение Целевой модели наставничества
  4. Разработка и утверждение дорожной карты внедрения системы наставничества
  5. Издание приказа о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ «Посельская СОШ»

октябрь

директор школы

Выбор форм  и программ наставничества исходя из потребностей школы.

  1. Проведение мониторинга по выявлению предварительных  запросов  от  потенциальных  наставляемых и о заинтересованных  в  наставничестве  аудитории внутри школы.

ноябрь

 

  1. Проведение административного совещания по вопросам реализации Целевой модели наставничества. Выбор форм и программ наставничества.

декабрь

директор школы,

  1. Сформировать банк программ по трем формам наставничества «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».

Информирование родителей, педагогов,  обучающихся  о

возможностях и целях Целевой модели наставничества

  1. Проведение педагогического совета.
  2. Проведение родительских собраний.
  3. Проведение ученической конференции.
  4. Проведение классных часов.
  5. Информирование через страницу наставничества на сайте школы.
  6. Информирование внешней среды.

директор школы, администрация школы, классные руководители

2.

Формирование

базы

наставляемых

 Сбор  данных  о  наставляемых  

  1. Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов желающих принять участие в программе наставничества.
  2. Сбор согласий на  обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия  от родителей  (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых.
  3. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых обучающихся от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители.
  4. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых педагогов из личных дел, анализа методической работы, рекомендаций аттестаций, анализа анкет профстандарта.

ответственный за УВР,

 

ответственный за ВР.

Формирование базы наставляемых.

  1. Формирование базы данных наставляемых из числа педагогов.
  2. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся.

3.

Формирование

базы

наставников

Сбор  данных  о  наставниках.

  1. Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.
  2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.

  1. Проведение   мероприятия  (круглый стол) для  информирования  и  вовлечения потенциальных наставников.

директор школы

Формирование базы наставников

  1. Формирование базы данных наставников из числа педагогов.
  2. Формирование базы данных наставников из числа обучающихся.

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

4.

Отбор и обучение наставников

Выявление наставников,  входящих  в  базу потенциальных  наставников.

  1. Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих для конкретной  программы.

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

Обучение наставников  для работы с наставляемыми.

  1. Подготовить методические  материалы  для  сопровождения наставнической  деятельности.

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

  1. Издать приказ  об  организации  «Школы наставников» с утверждением  программ  и графиков обучения наставников.

директор школы

  1. Организовать «Школу наставников» и провести обучение.

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

5.

Формирование

наставнических пар /

групп

Отбор  наставников  и  

наставляемых.

  1. Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
  2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
  3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи.
  4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы.

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

Закрепление

наставнических пар /

групп

  1. Издание приказа  «Об  утверждении  наставнических пар/групп».

директор школы

  1. Составление планов  индивидуального  развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения.

наставники

  1. Организация психологического сопровождения наставляемым, не сформировавшим пару или группу  (при необходимости), продолжить поиск наставника.

2021-2022  учебный год

педагог – психолог

ответственный за ВР

6.

Организация и

осуществление работы

наставнических пар /

групп

Организация  комплекса  последовательных  встреч

наставников и наставляемых.

  1. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
  2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
  3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
  4. Регулярные встречи наставника и наставляемого.
  5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

2021 - 2022 учебный год

наставники

Организация  текущего  контроля  достижения  планируемых

результатов наставниками.

Анкетирование.  Форматы  анкет  обратной  связи  для промежуточной оценки.

январь 2021

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

7.

Завершение

наставничества

Отчеты  по  итогам  наставнической

Программы.

  1. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.
  2. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества.
  3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

январь 2021

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР

Мотивация и поощрения наставников.

  1. Приказ  о  поощрении  участников наставнической деятельности.
  2. Благодарственные письма партнерам.
  3. Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества»

январь 2021

директор школы

  1. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайтах школы и организаций-партнеров.
  2. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", "Лучшая пара ".

январь 2021

куратор Целевой модели наставничества.

ответственный за ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...