ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАНАЛОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Чакин Николай Андреевич

Статья о характерных чертах индивидуализации современного процесс образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanaly_peredachi_informatsii.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.013.41

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАНАЛОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Чакин Николай Андреевич,

студент, Нижнетагильский государственный

 социально-педагогический институт (филиал)

 Российского государственного

 профессионально-педагогического университета,

Нижний Тагил, Россия.

Научный руководитель:

Олешкова Анна Михайловна, канд. ист. наук.

Аннотация: Современное общество с каждым днем все больше движется в сторону индивидуализации и тенденции индивидуализации, которые пронизывают все сферы, разумеется, нашли своё отражение и в сфере образования. Выработанные стандарты образования требуют персонального подхода к каждому ученику, однако данные требования крайне фрагментарно выполнимы в рамках современной классно-урочной системы.

Ключевые слова: Индивидуализация, общество, образования, каналы восприятия, метод.

DIFFERENTIATION OF INFORMATION TRANSMISSION CHANNELS IN THE CLASSROOM AS A CHARACTERISTIC FEATURE OF INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION

Chakin Nikolay Andreevich,
Student, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch)
of the Russian State Vocational Pedagogical University,
Nizhny Tagil, Russia

Scientific adviser:

Oleshkova Anna Mikhaylovna, Candidate of History

Annotation: Modern society is moving more and more towards individualization every day and the trends of individualization that permeate all spheres, of course, are reflected in the field of education. The developed standards of education require a personal approach to each student, however, these requirements are extremely fragmentary within the framework of the modern classroom system.

Keywords: Individualization, society, education, channels of perception, method.

        Уже невооруженным взглядом можно наблюдать как сегодняшнее общество все больше приобретает черты, характерные для общества индивидуализированного типа. В рамках данной социальной структуры во главе угла встает не социум, как совокупность личностей и их интересов, а единственный индивид, выдвигающий собственные интересы превыше всех нужд общества, что, к сожалению, говорит не о развитии, а лишь о деградации современного индивида. Подобные выводы еще в 2001 году сделал Зигмунт Бауман в своей книге «Индивидуализированное общество». Бауман прогнозирует отсутствие социализации индивида, ввиду приоритета в сторону индивидуализации его черт. В этой же работе он и вовсе называет индивида, формируемого в процессе индивидуализации общества «негативным» или же «незрелым» индивидом и прогнозирует ему такие черты, определяющие его деятельность, как:

  1. Лишение способности думать о других индивидах;
  2. Отсутствие чувства ответственности;
  3. Отсутствие способности далекого прогноза [1, с. 74-79].

Подобные тенденции можно наблюдать абсолютно во всех сферах общества, в том числе и в сфере образования. Современная школа уже давно утратила те свойства, которые имела еще несколько десятилетий назад, она уже не может просто выдавать необходимый минимум знаний в рамках получения обязательного основного общего образования, а также культурного минимума, необходимого каждому гражданину РФ. Школа сегодня должна концентрироваться на роли социального лифта, давая каждому ученику возможность проявить себя, и, в соответствии со своими способностями, получить некую соответствующую социальную роль. Текущий процесс образования сводится к тому, чтобы получить определенные компетенции, которые впоследствии могут пригодиться для последующего интегрирования в профессиональную среду. Сегодня, жертвуя некоторыми аспектами получения обязательного культурного минимума, происходит выработка индивидуальных стратегий, приводящих к получению акцентуированного образования и, вследствие этого, пренебрежительного и пользовательского отношения к школе.

На настоящий момент в России уже больше десятилетия принципы индивидуализации прописаны в основном документе, провозглашающем и утверждающем все основные принципы образования — Федеральном государственном образовательном стандарте. Согласно нему: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов» [5].

Однако мы можем смело утверждать, что на настоящий момент данные требования не имеют возможности исполнения в рамках привычного массового образования.

  1. Современная массовая школа должна либо расширять собственный штат, для принятия на работу сотрудников, чьим основным видом деятельности станет тьюторство, либо предоставлять дополнительную нагрузку обычным учителям. Кроме того, для этого необходимо привлекать дополнительные денежные средства.
  2. На настоящий момент уроки в обычных общеобразовательных школах длятся от 40 до 45 минут, а в классах в среднем по 25 учеников. Таким образом, в рамках индивидуализированного подхода к образованию на взаимодействие с каждым учеником, индивидуальную программу которого необходимо реализовать на уроке выделяется меньше двух минут. Из чего можно сделать вывод, что в текущих условиях данное требование не представляется возможным к исполнению.
  3. Заключительным требованием, которое представляется реальным к исполнению — учет индивидуальных особенностей ребенка во время урока.

Ученик на уроке, равно как и любой другой человек, может самыми разными способами усваивать информацию.

О различных способах восприятия мира, стали говорить с давних времен. Считается, что все началось с философов, у которых появились мысли об особенностях восприятия того или иного человека, произошло это примерно с 6-го века до н. э.

В будущем тема восприятия все больше заинтересовывала философов, ученых, психологов, социологов и т. д. Различными видами восприятия, занимались такие известные личности, как: Выготский Л. С., Кравков С. В., Люшер М., Вертгеймер М, Осгуд Ч., Лурия А. Р., Дружинина В. Н., Рубинштейн С. П., Майерс Д. Э. и многие другие.

Расцвет изучения восприятия пришелся на 19–20 век и неспроста, в данный период активно стала развиваться социальная психология, исследователи стали проводить различные эксперименты, стали создавать тесты, цель которых заключалась в выявлении различий в восприятии у людей.

В качестве основных выделяют пять каналов восприятия информации: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой и обонятельный. Однако, информацию мало воспринять, ее необходимо также обработать и усвоить, а уже данные действия происходят на основе одной преобладающей системы восприятия. На настоящий момент выделяются четыре основные сенсорные системы человека:

  1. Визуальная, с преобладанием зрительной системы восприятия информации;
  2. Аудиальная или же слуховая, с преобладанием слуховой системы обработки информации;
  3. Кинестетическая, многофакторная система, опирающаяся на привычную нам чувственную информацию: касание, вкус, запах, текстура объекта.
  4. Дигитальная, связанная с внутренним глубоким анализом информации и построением сложных логических взаимосвязей, а также поиске смысла каких-либо событий или явлений [3, с. 110].

Особенности восприятия информации представителями разных систем сенсорного восприятия крайне заметны и современный учитель довольно легко способен это выявить. Данное действие значительно облегчит работу учителя, так как взаимодействие с учениками с учетом преобладающей системы сенсорного восприятия является гораздо более эффективным, нежели применение единого метода передачи информации для всего класса, в рамках которого нередко могут встречаться представители всех четырёх систем.

Определить преобладающую сенсорную систему у ученика достаточно несложно. Необходимо лишь проверить с помощью какого способа передачи информации ученик лучше воспринимает информацию и на основе этого выстраивать с ним дальнейшее взаимодействие.

Для визуала зрение и слух по сути становятся единым неделимым целым и информация, которая воспринимается только на слух, зачастую быстро пропадает из памяти ввиду отсутствия увиденного образа, зарисованного в памяти. Именно для таких учеников учителя обязаны к каждому уроку подготавливать визуальный ряд с помощью интерактивных технологий, либо же учебного реквизита, без которого эффективное взаимодействие с данным типом учеников невозможно.

Аудиал, в свою очередь, напротив спокойно умеет воспринимать информацию без визуального сопровождения, во многом благодаря умению внутренней речи, которая позволяет самостоятельно строить образы прослушанного. Основной способ узнать что-то новое для аудиала в школе — беседа с учителем, в рамках которой аудиал значительно лучше остальных будет улавливать смысл обсуждаемого учебного материала. Для данного типа учеников «жизненно» важно поддержание дисциплины на уроке, так как любой шум буквально «засоряет» основной канал восприятия аудиалов.

Работа с кинестетами требует обязательного наличия практических действий или же объектов, доступных для изучения, потому как для кинестетов нет лучше задания, чем разобраться в устройстве объекта, объяснить то, как функционирует та или иная система, либо применить на практике полученные знания. Отметить предполагаемую доминацию сенсорной системы можно также и по предрасположенности ученика к определенным учебным дисциплинам. У подобных учеников зачастую вызывают сложности предметы гуманитарного цикла, где большая часть знаний является теоретической и применить ее в деле можно лишь выполняя некоторые практические задания, в то время как точные науки, напротив, вызывают неподдельный интерес у кинестетов.

Дигиталы — наиболее сложная группа учеников, которая может сочетать в себе признаки перечисленных выше групп, однако отличается долгим и вдумчивым анализом изучаемых объектов, явлений и процессов, поиском логического объяснения и причинно-следственных связей между ними. Дигиталы обладают наиболее развитыми способностями к точным наукам, но по большей части за счет их логичности и последовательности, науки гуманитарного цикла, где, зачастую, сложно провести параллели причинно-следственных связей между изучаемыми событиями и явлениями не являются приоритетом для дигиталов [2, с. 53].

Для работы с учениками разным сенсорных систем необходимо обязательно производить дифференциацию предлагаемых на уроке путей восприятия информации или способов выполнения того или иного задания. Очевидно, что для подготовки к уроку с дифференцированными заданиями требуется масса времени на их разработку, так ка необходимо помнить и о том, что согласно требованиям ФГОС ученики большую часть работы (70%) на уроке обязаны выполнять самостоятельно, лишь при сопровождении учителя [5]. Однако, необходимо лишь учитывать основные принципы работы с представителями различных сенсорных систем и тогда работа по подготовке к урокам станет системной.

В рамках данной статьи будут приведены результаты исследования, проведенного методом ранжирования информации, выявленной в научной литературе. Часто методы, которые возможно применять в работе с представителями различных сенсорных систем пересекаются, различаясь только в специфике действий с источником получения информации. Эффективность применения данных методов также будет разниться. Данные, полученные в результате исследования, представлены в сводной таблице (см. Таблицу №1), где пути восприятия информации расположены в порядке увеличения эффективности.

Таблица 1. Ранжирование методов работы с учениками различных сенсорных систем

Преобладающая система восприятия

Пути восприятия информации

Визуальная

Просмотр видеоролика

Визуальный ряд презентации

Работа с текстовой информацией

Взаимодействие с реквизитом

Аудиальная

Эвристическая беседа

Аудиолекция

Просмотр видеоролика

Кинестетическая

Практическое упражнение

Эксперимент

Взаимодействие с реквизитом

Дигитальная

Выстраивание схем

Эксперимент

Так, как можно заметить из данных таблицы, для визуалов возможна организация взаимодействия с аудиалами в виде работы с определенным аудиовизуальным источником, например, видеороликом, однако эффективность данного приема в процессе работы с разными группами учеников будет разниться, если для визуалов видеоролик является лучшим средством передачи информации, то для аудиалов, лишь последним из возможных. Напротив, при совместной работе с кинестетами по вопросам работы и изучения какого-либо реквизита, используемого на уроке эффективность будет примерно равна, так как работа с реквизитом равноценна сложна для обеих групп учеников. Также кинестеты способны активно взаимодействовать с дигиталами в ходе выполнения различных учебных экспериментов, однако с определенными особенностями в работе (темп работы дигиталов значительно ниже, нежели у кинестетов), ввиду чего дигиталам гораздо сложнее производить эксперимент в рамках урока.

Исходя из проведенного исследования научной литературы, можно понять, что на настоящий момент тенденция к дифференциации приемов взаимодействия учителя с учениками на уроке является прямым следствием индивидуализации образования, являющейся составной частью тенденции к индивидуализации современного общества. Однако на настоящий момент процесс персонализации и индивидуализации образования сталкивается с определенными сложностями, которые продиктованы особенностями массового образования России, и проявления тенденции к индивидуализации возможны лишь в том виде, который описан в тексте данной статьи — развитие дифференцированных подходов работы с учениками, имеющими разные типы восприятия учебной информации.

Источники:

  1. Бауман, Зигмунт. Индивидуализированное общество. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://socioline.ru/files/5/39/bauman_zigmunt_-_individualizirovannoe_obshchestvo-2005.pdf
  2. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 480 с.
  3. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч.1. – 304 с. - (Серия "Словарь-справочник")
  4. Потапова И.Н. К вопросу о теории обучения, основанной на ведущем канале восприятия, переработки и хранения информации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teorii-obucheniya-osnovannoy-na-veduschem-kanale-vospriyatiya-pererabotki-i-hraneniya-informatsii
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты личностно ориентированного урока

Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием для его развития, и, с другой стороны, сама личн...

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Урок на тему:"Каналы связи. Передача информации".

Урок на тему: Каналы связи. Передача информации. 11 класс....

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"8 класс...

Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.

В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...

Самоанализ урока географии в 10 классе по теме «Научно- техническая революция: характерные черты и составные части».

Тема урока актуальна для обучающихся, т.к. они современники развития высоких технологий, научно- технического прогресса, используют в своей жизни последние изобретения науки и техники. Класс, в которо...