Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме
Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по истории России | 34.06 КБ |
Информационные листы для учащихся | 38.09 КБ |
Феодальная раздробленность на Руси. | 372.43 КБ |
Материалы энциклопедии. | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 20»
г.Щекино
Проект открытого урока по истории России
в 10 классе
Тема урока: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
Составил: Шишкова А.Р.,
учитель истории
2011 – 2012 учебный год
Технологическая карта урока.
1.Курс: история России с древнейших времен до конца 19 века.
2.Класс: 10.
3.Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
4.Продолжительность урока: 40 минут.
5.Цели урока:
5.1 образовательная - закрепить и расширить знания учащихся о причинах феодальной раздробленности на Руси, сформировать у них представление об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связать эти особенности с тенденциями генезиса княжеской власти и наметившимися альтернативами политического развития, а также познакомить старшеклассников с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;
5.2 развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками (материалы энциклопедии), извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой ); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала (создание индивидуального ОК);
5.3 воспитательная – продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.
6. Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.
6.1 Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;
6.2 Тип урока – урок изучения нового материала, урок-практикум ;
6.3 Технологии – технология проблемного обучения, технология блочно - модульного обучения, технология развития критического мышления.
7. План изучения нового материала.
1. Предпосылки феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).
2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).
3. Итоги и последствия феодальной раздробленности.
8. Предметные понятия (ключевые термины).
8.1 Архиепископ – высший православный священнослужитель. В древнем Новгороде обладал значительной властью не только в собственно церковных, но и в светских делах (следил за эталонами мер и весов, что было важно для торгового населения города, скреплял международные договоры).
8.2 Вече – народное собрание на Руси 10-14 в.в. Решало основные вопросы управления в Новгороде, Пскове.
8.3 Древнерусская народность – исторически сложившаяся общность людей, возникшая и оформившаяся в период Киевской Руси и феодальной раздробленности домонгольского времени. Характеризуется общностью языка, обычаев, культуры, религии. После татаро-монгольского завоевания нарушилось единство этнической общности и из нее развились три родственные народности : русская (великорусская), белорусская, украинская.
8.4 «Лествичный» порядок престолонаследия – порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
8.5 Посадник – наместник киевского князя в подвластных ему землях (10-11 в.в.). В Новгородской и Псковской феодальных республиках (12-13 в.в.) – высшая государственная должность, на которую вече избирало знатных бояр.
8.6 Тысяцкий – глава городской администрации в древнем Новгороде (12-13 в.в.). Избирался из небоярского населения, занимался налоговыми делами, вершил торговый суд, вёл дела с иностранными купцами.
8.7 Феодальная (политическая) раздробленность – процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. Хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси – 12 – 15 в.в.
9. Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла).
9.1 Форма правления - это организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.
9.2 Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передаётся им по наследству.
9.3 Республика – форма правления, при которой органы власти являются выборными, соблюдаются права и свободы граждан государства.
10.Оновные даты.
1097 – Съезд князей в Любече («каждый да держит отчину свою» - первый шаг на пути к раздробленности).
1113 – 1125 – Правление Владимира Мономаха.
1125 – 1132 – Правление Мстислава Великого.
1132 – начало отсчета периода феодальной раздробленности на Руси («разодралась земля русская»).
1125 – 1157 – Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле (с 1155 – Великий Киевский князь).
1136 – восстание в Новгороде. Изгнание Всеволода Мстиславича. Начало республики в Новгороде.
1147 – первое упоминание Москвы в летописи.
1153 – 1187 – Правление Ярослава Осмомысла в Галицком княжестве.
1157 – 1174 – Правление Андрея Боголюбского (усиление власти князя).
1169 – Перенос столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским (создание Владимиро-Суздальского княжества).
1176 – 1212 – Правление Всеволода Большое Гнездо (политика централизации власти владимирского князя).
1170 – 1205 – Правление Романа Мстиславича (объединение Галицкой земли и Волыни).
1221 – 1264 – Правление Даниила Романовича Галицкого.
11.Основные персоналии.
Владимир Мономах, Мстислав Великий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович, Даниил Романович Галицкий.
12. Литература к уроку.
12.1 учебная – Н.С.Борисов «История России с древнейших времён до конца 17 века. 10 класс». Издательство «Просвещение», Москва, 2010 год.
12.2 справочная – 1. Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.,2001 год. 2.Энциклопедия для детей. – М., Аванта+,1995-1997г.г. т.5.
12.3 дополнительная – 1. Хрестоматия по истории России/сост. А.С.Орлов. – М.,2001 г. 2. Б.А.Рыбаков «Мир истории. Начальные века русской истории». – М.,1987 г. 3. Древняя Русь//Родина. – 2002. - №11-12.
13. Оборудование к уроку.
13.1 учебник: Н.С.Борисов «История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс». Издательство «Просвещение», Москва,2010 год, параграф 5 – 6, страница 56 – 70.
13.2 историческая карта «Русские земли и княжества в 12 – начале 13 в.в.».
13.3 мультимедийная авторская презентация.
13.4 информационные листы для учащихся (см. Приложение).
13.5 распечатанные материалы из энциклопедии (см. Приложение).
14. Ход урока.
14.1 Организационный момент (1 минута).
14.2 Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся (3 минуты).
14.3 Этап изучения нового материала (28 минут).
14.4 Этап закрепления знаний (5 минут).
14.5 Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок) (3 минуты).
Этап урока. Методы обучения и методические приёмы. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | ММ – сопровождение. |
1.Организационный момент. 1 мин. | Приветствие. | Приветствие. | |
2. Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся. 3 мин. | Прошлый наш урок был посвящен проблемам образования и развития древнерусского государства Киевская Русь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему – «Феодальная раздробленность на Руси». В ходе урока нам предстоит решить 3 задачи: 1. Выяснить причины феодальной раздробленности; 2. Проанализировать особенности развития русских земель и княжеств в этот период; 3. Дать оценку последствиям феодальной раздробленности. В процессе урока мы работаем с информационными листами, составляя свой индивидуальный опорный конспект. Дома вы можете доработать его, привлечь дополнительный материал. О.К. поможет вам в подготовке домашнего задания, а на следующем уроке я поставлю отметки за составление конспекта. В ходе урока мы должны ответить на следующий проблемный вопрос. К нему мы вернёмся ближе к концу занятия. Сначала дадим определение. Что такое феодальная раздробленность? | Слушают. Записывают определение. | Слайд №1. Слайд №2. Слайд №3 (проблемное задание). Слайд №4. |
3.Этап изучения нового материала. 28 мин. Рассказ-объяснение. Беседа. Работа с исторической картой. Объяснение учителя, организация групповой работы. Класс делится на 3 группы, представляющие Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю. В группах в свою очередь выделяются подгруппы географов, экономистов, политологов, специалистов по международным отношениям. | Итак, обратимся к причинам феодальной раздробленности. Попробуем поразмышлять. На протяжении 11 – 12 вв. мы наблюдаем непрерывную борьбу между князьями, ведущую к постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые всё больше превращались в самостоятельные государства. Одной из причин междоусобной борьбы стал очередной («лествичный») порядок престолонаследия. Для прекращения кровопролитных усобиц русские князья собрались на съезд в городе Любече, где было принято решение исторической важности: «Каждый да держит отчину свою», что фактически закрепляло власть князей на местах и явилось первым шагом на пути к распаду Киевской Руси. Однако, при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе единство Руси сохранялось. Окончательно древнерусское государство распалось в 1132 году, когда умирает князь Мстислав. Но только ли княжеские распри вели к распаду Древнерусского государства? Случайно ли, что даже самым талантливым князьям, как, например, Мономаху, удавалось лишь на время затормозить этот процесс, а потом он неизбежно возобновлялся с новой силой? Ведь усобицы случались и прежде, но результат их был иным. Конечно, и прежде существовали препятствия на пути сплочения государства. Прежде всего, не следует забывать, что в средние века господствовало натуральное хозяйство. Что это такое? Действительно, при натуральном хозяйстве повседневные нужды удовлетворяются не покупной, а своей же продукцией. При этом торговля нерегулярна и экономические связи между регионами непрочны. Эта ситуация объективно препятствует сохранению и развитию государства. Кроме того, сохранялись и остатки племенной обособленности. Однако, всё это – и натуральное хозяйство, и обособленность не помешали в 9 веке возникновению Древнерусского государства и в течение трёх столетий не приводили к его распаду. Что же изменилось в 11- 12 вв.? А изменилось вот что. Именно в это время начинает формироваться феодальное землевладение. Рассмотрим это явление. Постепенно дружинники князя «оседают» на землю, то есть превращаются в землевладельцев. И для них основой экономического благосостояния выступает уже не дань, получаемая через князя, а доходы с земель и связанная с этим эксплуатация крестьян внутри вотчины. Естественно, что дружинники стремились быть поближе к своим владениям. Прежде любой дружинник мечтал о переходе вместе со своим князем по очереди старшинства на более доходный «стол». Теперь же дружина стала менее подвижной, она как бы «осела» на землю. Поэтому и князья стали думать не только и не столько о продвижении к Киеву, а прежде всего об укреплении собственного княжества. Таким образом, развитие феодального землевладения – это главная причина раздробления Древнерусского государства, разделения его на самостоятельные земли и княжества. Процесс этот был исторически закономерен: Западная Европа переживала такой же этап в развитии. Были и другие причины раздробленности. Например, рост городов как хозяйственно-экономических центров. На смену единому центру – Киеву пришло множество новых. Впрочем, ряд историков полагают, что рост городов – скорее, следствие раздробленности, нежели её причина. Как вы думаете, почему распад Древнерусского государства мог способствовать росту городов? Совершенно верно. Есть и ещё одна немаловажная причина феодальной раздробленности Руси – ослабление собственно Киева. Как вы думаете, почему это происходило? Ответьте на вопрос, исходя из географического положения Киева. Правильно. Население Киева страдало от постоянных набегов, пожаров. Постепенно люди стали перебираться на жительство в более спокойные лесные и лесостепные районы Руси (на север и северо-восток), начинается отток населения и запустение южных земель, что конечно же не способствовало развитию Киева. Другая причина ослабления – утрата актуальности прежних торговых путей. Какой древний торговый путь проходил по Днепру? Действительно, этот торговый путь был основой экономических связей с Византией. Однако, в 12 веке Византия утрачивает свои позиции могущественной державы и вскоре будет завоёвана турками-османами, которые перекроют старые торговые пути. Таким образом, внешнеполитическая составляющая присутствует среди причин раздробленности. (Учитель показывает по карте дробление Киевской Руси). Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, то есть являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель была в будущем возможность стать центром объединения русских земель. (Учитель помогает правильно сформулировать запись в таблице, помогает обобщить сведения). Вопрос для итогового обсуждения: какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности? Таким образом, мы с вами выяснили причины феодальной раздробленности, рассмотрели, как шло развитие отдельных земель и княжеств, а теперь попробуем дать оценку этому явлению. Вернёмся к тому проблемному заданию, которое ставилось в начале занятия, и попробуем выделить положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности. Итак, обобщим. Феодальная раздробленность – это закономерный, объективный и прогрессивный этап в развитии общества. Прогрессивный – потому что раздробленность способствовала развитию феодального землевладения, развитию экономики (ремесло, строительное дело, торговля), культура Руси стала богаче и разнообразнее, складывались новые центры летописания. С наступлением раздробленности не исчезали связи между русскими землями (объединяли вера, язык, общекультурные традиции, отчасти законы). Однако, феодальная раздробленность сопровождалась княжескими усобицами, существовала практика дробления княжеств (появление так называемых удельных княжеств), происходило снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств. А это в полной мере проявилось при нашествии монголо-татарских завоевателей. | Слушают, по ходу объяснения конспектируют, при необходимости отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос: натуральное хозяйство – это экономический уклад, при котором производство ведётся не для продажи, а «для себя». Слушают. Отвечают на вопрос: Каждый князь хотел создать свою столицу, сделать её экономически сильной, развитой, культурной. Так стали возникать новые города. Отвечают на вопрос: Возможно, в ослаблении Киева сыграла роковую роль его близость к степи, к южной границе. Это влекло постоянные набеги кочевников, особенно в 12 веке. Отвечают на вопрос: «путь из варяг в греки». Рассматривают карту. Учащиеся работают в группах с материалом энциклопедии, время работы – 4 минуты, затем каждая группа даёт ответы на вопросы, полученные данные оформляются в виде таблицы. Предполагаемый ответ: В Новгороде мы отчетливо наблюдаем тенденцию к республиканской форме правления, т.е. такой форме правления, при которой органы власти являются выборными. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества – это пример монархической власти, т.е. такой формы правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству. Во Владимире монархия стремится быть неограниченной, а в Галицко-Волынском княжестве власть князя ограничивает сильное боярство. Записывают выводы в конспект. | Слайд №5. Слайд №6. Слайд №7. Слайд №8 (постепенно по мере рассмотрения появляются причины раздробленности). Слайд №9 (карта). Слайд №10 (таблица). Слайд № 11 – 12. Слайд №13. Слайд №14 (основные выводы). |
4. Этап закрепления полученных знаний. 5 мин. | Экспресс-опрос для учащихся: 1.Что такое феодальная раздробленность? Объясните суть явления. 2. Назовите дату начала феодальной раздробленности на Руси. 3. Назовите главную причину раздробленности на Руси. 4. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. По какому принципу образован ряд? 5. Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. По какому принципу образован ряд? | Отвечают на вопросы учителя. | |
5. Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок). 3 мин. | Домашнее задание: параграф 5-6, знать материал О. К., вопрос 5 с.70 (продумать устный ответ). | Записывают домашнее задание, выставляют отметки в дневник. | Слайд №15 (д/з) и №16 (интернет-ресурсы по теме). |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси»
Вводная часть.
1097 – _____________________________________________
___________________________________________________
1132 – _____________________________________________
___________________________________________________
План изучения темы:
1.Причины феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).
2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).
3.Последствия феодальной раздробленности.
Феодальная раздробленность - ___________________
______________________________________________
______________________________________________
Хронологические рамки - ________________________
Причины феодальной раздробленности.
Особенности развития земель и княжеств:
Вопросы для сравнения | Владимиро-Суздальское княжество | «Господин Великий Новгород» | Галицко-Волынское княжество |
Географическое положение | |||
Особенности хозяйства | |||
Политические особенности (соотношение власти князя – бояр – веча) | |||
Особенности внешней политики |
Альтернативы политического развития
_______________________ ______________________ ____________________
_______________________ ______________________ ____________________
Последствия раздробленности
плюсы | минусы |
1.________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | 1.________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
2.________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | 2.________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
3.________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | 3.________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
Основные выводы.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План темы: Причины раздробленности. 2. Особенности развития земель и княжеств. 3. Последствия раздробленности.
Проблемное задание: «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств». ( Б.А. Рыбаков ) По мнению Б.А. Рыбакова Феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный. Прав ли академик Б.А. Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси?
Понятие «Феодальная раздробленность» Феодальная раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. XII – XV вв. — хронологические рамки периода феодальной раздробленности на Руси .
« Лествичный » (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
1097г. – Съезд русских князей в городе Любече : «Каждый да держит отчину свою.» 1132г. – Начало феодальной раздробленности на Руси: «…и разодралась вся Русская земля…»
Феодальная раздробленность Рост городов как удельных центров Ослабление Киева (набеги кочевников, упадок торговли по Днепру) Развитие феодального землевладения – главная причина раздробленности на Руси. Борьба за власть между князьями (княжеские междоусобицы) Племенная разобщенность в условиях натурального хозяйства Причины феодальной раздробленности:
2. Особенности развития княжеств Вопросы для сравнения Владимиро – Суздальское княжество Новгородская земля Галицко-Волынское княжество Географическое положение Особенности хозяйства Особенности политического устройства Особенности внешней политики
Проблемный вопрос Прав ли академик Б.А. Рыбаков, оценивая феодальную раздробленность на Руси как процесс закономерный и относительно прогрессивный?
3. Последствия раздробленности Назовите «плюсы» и «минусы» влияния феодальной раздробленности на развитие Киевской Руси. Последствия раздробленности Позитивные Негативные
Последствия раздробленности Позитивные Негативные Расцвет городов в удельных землях Складывание новых торговых путей Сохранение единого языка, религии Постоянные княжеские усобицы Дробление княжеств между наследниками Ослабление обороноспособности и политического единства страны
Выводы: Феодальная раздробленность – это процесс разделения древнерусского государства на ряд независимых земель и княжеств; Главными причинами раздробленности стали княжеские междоусобицы и развитие феодального землевладения; Феодальная раздробленность – прогрессивный этап в развитии общества (способствовала подъему экономики, активизации торговли, расцвету культуры в княжествах); В этот период происходит снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств.
Домашнее задание: параграф 5-6; знать материалы занятия; выучить новые термины и даты; вопрос № 5, стр.70 (устно).
Интернет – ресурсы: www.media.ssu.samara.ru www.istorya.ru http://lesson-history.narod.ru www.edu-zone.net http://festival.1september.ru http://www.emc.komi.com http://www.interesniy.kiev.ua/old/architecture/monuments/proect
АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ ШИШКОВА Анастасия Рамизовна учитель истории МОУ СОШ № 20 г.Щекино Тульской области.
Предварительный просмотр:
Русь в период феодальной раздробленности.
Галицко-Волынское княжество. На юго-западе от Киева лежали крупные древнерусские города Галич и Волынь (Владимир-Волынский). Галицкие земли отличали теплый климат, богатая природа, плодородная почва, близость к Византии и западным государствам. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Их называли Червонной (Красной) Русью.
Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла, добыча каменной соли.
Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно, как в Червонной Руси. Рюриковичам всегда здесь было очень трудно править. Положение Рюриковичей осложнялось близостью сильных государств - Венгрии и Польши. Западные католические государства всегда стремились установить здесь своё влияние.
Политическое возвышение Галицкой земли началось при Ярославе I Осмомысле (1153-1187). Ярослав получил свое прозвище из-за того, что был очень образованным человеком и знал восемь языков. Ему удалось победить бояр в своей земле и взять всю власть в свои руки. Мощь его государства была велика, а сила войск поражала. В 1159 г. галицкие и волынские дружины под его руководством на некоторое время захватили Киев.
В 1199 г. галицкий князь Роман Мстиславич объединил Галич и Волынь. Образовавшееся Галицко-Волынское княжество стало крупнейшим в Южной Руси. В 1203 г. он захватил Киев и получил титул великого князя. Роман Мстиславич подавил оппозицию местного боярства. Организуя военные походы на Литву, половцев, западные страны, он мечом расширял пределы своего княжества. В 1205 г. Роман Мстиславич отправился с походом в Германию, но по пути в Польше был убит. Галицко - Волынское княжество охватили боярские смуты. Вдова князя с малолетними детьми - Даниилом и Васильком - едва успела покинуть пределы княжества.
В 1221 г. выросший сын Романа Мстиславича Даниил Романович - смог вернуться в отцовскую вотчину. В 1240 г. он смог объединить под своей властью галицкие, волынские и киевские земли и стал самым сильным на Руси князем. Но в том же году на Южную Русь обрушились монголо - татары и разрушили Галицко - Волынское княжество. Самый сильный на Руси князь оказался в зависимости от монгольского хана.
После смерти Даниила Галицкого раздоры бояр вспыхнули с новой силой. Потомки Даниила не смогли удержать единства Галицко - Волынского княжества. Из - за усобиц князей и боярства княжество постепенно слабело и через 100 лет было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.
Таким образом, одно из богатейших древнерусских княжеств - Галицко - Волынское - в значительной степени из - за постоянных раздоров боярства утратило исторический шанс в будущем возглавить объединительный процесс на Руси.
Великий Новгород. Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Новгород - один из древнейших русских городов, второй по значению после Киева. Судьба Новгорода в русской истории необычна. В XIII в. Новгород стал называться Великим Новгородом, в XIV в. это название стало официальным.
Новгородская земля занимала огромную территорию на Северо-Западе Руси. Но особенность этой земли заключалась в том, что она была мало пригодна для занятия земледелием. Основным богатством Новгорода были леса. В лесах в большом количестве обитали пушные звери - куницы, горностаи, соболи, мех которых был драгоценным и чрезвычайно ценился на Западе. Кроме того, Новгород занимал исключительно выгодное место для занятия торговлей, так как стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге.
Население выращивало технические культуры: лён, коноплю. Жители Новгородской земли занимались также солеварением, бортничеством, производством металлов. Одним из основных занятий населения была охота на пушного зверя. Новгород был самым торговым городом того времени. Но всю торговлю держали в своих руках новгородские бояре. Торговля мехом приносила им баснословные прибыли. Среди киевских князей Новгород считался почётным владением. Сюда на княжение киевские князья, обычно, посылали своих старших сыновей.
Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением.
На Руси имелся древний обычай - все главные вопросы решать на общем собрании - вече. Но нигде вече не имело такой силы, как в Новгороде. В Новгороде на вече стали избирать высшие должностные лица:
- посадник (по современным понятиям - глава правительства Новгорода); посадник руководил вечем, вёл переговоры с соседними областями;
- тысяцкий - глава новгородского ополчения;
- епископ (архиепископ) - глава новгородской церкви; епископ обладал и светской властью: ведал городской казной, внешними делами; после избрания на вече епископ должен был ездить в Киев, где архиепископ посвящал его в сан.
По форме новгородская республика была демократичной. Но демократия в Новгороде была элитарной. Все важнейшие вопросы в жизни Новгородской земли решали несколько боярских семей. Мнение народа использовалось для сведения счётов с противником. Постоянно согласия на вече не было, соперничающие группировки сходились на мосту через реку Волхов, и начинались кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой общественной жизни Новгорода стала постоянная социальная нестабильность, которая сыграет в судьбе Новгорода свою роль.
Должность князя новгородцы сохранили. По сложившейся традиции они продолжали приглашать князя из русских земель. Боярство всячески ограничивало должность князя: князь не имел права селиться в Новгороде, он не имел права приобретать в Новгороде землю, его доходы ограничивались.
Новгород стал самым богатым русским городом в период феодальной раздробленности. Но по отношению к другим русским городам Новгород проводил особую политику: новгородцы всегда пытались отгородиться от общерусских проблем, чтобы не делиться своими доходами с другими, более бедными русскими городами. Новгород в хозяйственных связях сближался с южно - балтийским миром, скандинавскими и немецкими землями.
Владимиро-Суздальское княжество. Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть "Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь".
Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:
- здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;
- земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозема среди лесов (ополье);
- Северо - Восточная Русь не знала иноземных нашествий;
- здесь не было княжеских усобиц.
Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей – Юрия.
Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. Новые города становятся опорой княжеской власти. Юрий Владимирович укреплял свое княжество . При нем началась упорная борьба княжеской власти с местной боярской знатью.
Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и вскоре превратилось в самое сильное на всём Северо - Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгоруким".
В 1155 г. он захватил-таки киевский престол. Но Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами. Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но в русской истории он прославится другим - как основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском.
Андрей продолжил курс отца на укрепление княжеской власти: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также продолжил курс отца на установление гегемонии Ростово-Суздальской земли и пытался подчинить своей воле других русских князей.
Столицу своего княжества он перенес из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. Андрей Боголюбский стал укреплять, возвышать свою столицу.
В своем княжестве Андрей вел себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами своим близким окружением .
Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории велико: Андрей Боголюбский гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.
Владимиро - Суздальско княжество в правление Всеволода Большое Гнездо.
Всеволод Большое Гнездо стал именоваться великим князем. Великим его признали все русские князья. Его волю исполнял даже митрополит Киевский и всея Руси. Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Итак, князья Северо - Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику:
- укрепляли свою личную власть внутри своего княжества;
- укрепляли, возвышали свое княжество;
- распространяли свою власть на другие русские земли.
В результате их деятельности во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.
Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела в других княжествах: вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, в результате походов 1177, 1180, 1187 и 1207 гг. подчинил своему влиянию Рязанское княжество. С помощью дипломатических интриг он усиливал свое влияние в Южной Руси, ссорил, сталкивал князей между собой, что привело к новому разгрому Киева в 1204 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"
Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...
урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....
Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси"
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь....
Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках
Повторительно-обобщающий урок в 10 классе. Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...
«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия»....
Презентация - Причины феодальной раздробленности Древней Руси. 6 класс. История.
В этой презентации содержится информация о социально - политических и экономических процессах, происходивших в Древней Руси в 11 - 12 веках....
Урок - игра истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность на Руси".
Урок - игра истории в 6-м классе...