Характерные черты личностно ориентированного урока
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakter.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Характерные черты личностно ориентированного урока
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя.
Урок является живой клеточкой учебно-воспитательского процесса, всё самое главное и важное происходит на уроке. С урока начинается учебно-воспитательский процесс, уроком он и заканчивается.
Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, навык и новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Но качество урока в школе имеет большую «амплитуду колебаний», множество уроков не имеют достаточного воспитывающего и развивающего воздействия на ученика.
Успех урока в большей степени зависит от развития его теории, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры, схемы подготовки и др.
Учитель, работающий в личностно ориентированном направлении, сам вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях, принципах преподавания и имеет в своём распоряжении целый арсенал практических приёмов обучения, позволяющих ученикам усваивать конкретные понятия, навыки и сведения в процессе каждого урока.
Урок не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащегося. На личностно ориентированном уроке учитель выступает координатором, организатором работы всего класса, гибко распределяя детей по группам с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для проявления этих особенностей, для актуализации личностного потенциала учащихся.
Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. Кроме того важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения могут быть получены как на основе авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества.
Важно оценить не только ЗУН, как таковые, но и то, как они получены - путём передачи учителем учебной информации и в последующем учитыванием её учениками, или на основе обучения разным способам деятельности по овладению содержанием учебного предмета и развития у учащихся самостоятельности, самоорганизации, ответственности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.
Таким образом, конечный результат урока складывается из двух составляющих:
1) деятельности учителя;
2) деятельности учащихся на уроке.
Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого.
Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
В педагогической литературе приводится обстоятельная характеристика парадигмы личностно ориентированного образования, раскрывающая сущностные, содержательные, функциональные, технологические его характеристики. Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала.
Цель личностно ориентированного образования в том, чтобы «заложить в ребёнка» механизмы саморегуляции, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и др., необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом.
Включённость субъектного опыта в процесс познания (усвоения) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путём организации собственной деятельности на основе потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней.
Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что личностно ориентированная система обучения предполагает:
● - признание ученика основным субъектом процесса обучения;
● – определение основной цели – развитие индивидуальных способностей ученика;
● – определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурированного субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, определяем его главную цель – это создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели учителем следующие:
1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
4. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
6. Поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
В зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Единых критериев не может быть.
Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью:
1). Наличие у учителя плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
2). Использование проблемных творческих заданий;
3). Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
4). Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
5). Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
6). Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
7). Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
8). Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся;
9). Отметка, поставленная ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров; правильности, самостоятельности, оригинальности;
10). При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Теперь настало время ответить на вопрос: Из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход?
Можно назвать три составляющие данного подхода.
I. – Это основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыслительной деятельности. К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
● индивидуальность;
● личность;
● самоактуализированная личность;
● субъект – индивид или группа;
● субъективность – качество отдельного человека или группы;
● Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;
● выбор - осуществляется человеком или группой, возможность избрать из некоторой совокупности наиболее приемлемый вариант для проявления своей активности;
● педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию помощи в решении их индивидуальных проблем.
II. – Это основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся и принципы личностно ориентированного подхода:
♥ Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.
♥ Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности школьника и педагога и содействовать их дальнейшему развитию. Это главная задача образовательного учреждения. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
♥ Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений.
♥ Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей ребёнка.
♥ Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
♥ Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
III. – Это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода составляют методы и приёмы, соответствующие таким требованиям, как:
а) диалогичность;
б) деятельно-творческий характер;
в) направленность на поддержку;
г) представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода (урока) позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребёнка, развития его субъективности и индивидуальности.
Каковы же характерные черты личностно ориентированного урока?
В памятке «Характерные черты урока при использовании учителем личностно ориентированного подхода»», опубликованного в журнале «Завуч» (2000, № 6), впервые изложены целевые ориентиры, принципы, содержание, способы организации, критерии анализа и оценки эффективности личностно ориентированного урока.
Таким образом, содержание личностно ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребёнка, и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках, пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации.
Чаще всего СМИ приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно ориентированной направленности.
Организация такого урока предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов.
К ним относятся следующие:
♦ проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащегося;
♦ применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
♦ использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
♦ создание для учащихся ситуации успеха;
♦ проявление доверия и толерантности в учебном взаимодействии;
♦ стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
♦ избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов в организации деятельности учителя на уроке;
♦ использование учащимися таких речевых оборотов, как «Я полагаю, что...», «Мне кажется, что…», «По моему мнению», «Я думаю, что…» и т.д.
Оценочно-аналитический компонент личностно ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке как:
☺ обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;
☺ сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
☺ проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей
Завершая описание характерных черт личностно ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока.
Такой образ помогает учителю более осознанно и целенаправленно строить свою деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок - личностно-ориентированный урок
Презентация к семинару....
«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...
разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"
данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...
Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.
СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...
Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...
Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...
Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.
В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...