Самоанализ урока географии в 10 классе по теме «Научно- техническая революция: характерные черты и составные части».
методическая разработка по географии (10 класс)

Пузина Валентина Ивановна

Тема урока актуальна для обучающихся, т.к. они современники развития высоких технологий, научно- технического прогресса, используют в своей жизни последние изобретения науки и техники. Класс, в котором прошёл урок, отличается высоким уровнем работоспособности и активности. Обучающиеся способны с успехом решать проблемные вопросы. Отдельные обучающиеся данного класса имеют навыки организации групповой  работы, вокруг которых легко сплачиваются ребята для коллективной работы, есть обучающиеся, работающие индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока географии в 10 классе

по теме «Научно- техническая революция: характерные черты и составные части».

Тема урока актуальна для обучающихся, т.к. они современники развития высоких технологий, научно- технического прогресса, используют в своей жизни последние изобретения науки и техники. Класс, в котором прошёл урок, отличается высоким уровнем работоспособности и активности. Обучающиеся способны с успехом решать проблемные вопросы. Отдельные обучающиеся данного класса имеют навыки организации групповой  работы, вокруг которых легко сплачиваются ребята для коллективной работы, есть обучающиеся, работающие индивидуально.

При подготовке урока несколько обучающихся получили индивидуальные задания.

 Цель урока: показать особенности развития НТР, её характерные черты и составные части.

Образовательные задачи:

- сформировать понятие о научно- технической революции, её характерных чертах и составных частях;

- показать масштабы научно-технических достижений человечества;

Развивающие задачи:

- развитие интеллектуальной активности, географического мышления и творческих способностей обучающихся, монологической речи, способности анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать стремления к самообразованию;

- воспитание самостоятельности суждения и умения доказывать свою точку зрения.

Метод по типу познавательной деятельности:

Частично- поисковый.

Дидактический материал к уроку:

  • Презентация.
  • Рабочий лист для учеников.
  • Учебники.
  • Персональные компьютеры.

План урока:

Организационный этап. (Обеспечивает психологическую подготовку обучающихся к уроку. Вступительное слово учителя по теме урока, совместная постановка цели и задач урока)

Этап «вызова» обучающихся на решение интеллектуального затруднения. (Подготавливает  к усвоению нового материала).

Этап «осмысления». (Осознание цели урока, актуализация знаний)

Этап «рефлексии». (Выявляет реализацию познавательного аспекта, формирование умений рефлексии).

Итог урока. Домашнее задание. (Дифференцированное, по выбору обучающихся).

Данный урок является первым уроком темы 4 «Научно- техническая революция и мировое хозяйство». На изучение темы отводиться 6 часов.

 Тип урока: урок комбинированный: усвоение новых знаний и первичного закрепления нового материала. Используется прием технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, мультимедийные средства, Интернет, сообщения обучающихся).

Задачи урока поставлены мною выше. Следует отметить, что нужно различать задачи урока, поставленные для учителя и задачи для учеников. В ходе урока образовательные задачи ученики ставят сами. Для обучающихся они являются следующими: влияние процессов НТР на жизнь  отдельно взятого ученика, его семьи; неизбежность внедрения процессов НТР во все стороны жизни человека. Реализация задач происходит через разбор понятий, характерных черт и составных частей изучаемого процесса.  Воспитательные и развивающие задачи поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления обучающихся.

 По замыслу структура урока состоит из 5 учебно – воспитательных моментов. Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное решение интеллектуального затруднения, т.к. класс способен логически мыслить и анализировать.

Урок прошел по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошел продуктивно. Следующий этап я определила как «вызов». Обучающимся было предложена работа в группах. Использовался прием выявления причинно- следственных связей в предложенных схемах и придумать один пример по аналогии. Ребята хорошо справились с заданием, результатом чего стало озвучивание темы и задач урока.

Далее, на этапе «осмысления» происходило осознание темы урока, цели и задач урока, актуализация знаний, осмысление нового материала. Обучающимся предлагалось  поработать цифровыми образовательными ресурсами в сети Интернет (индивидуально и в группе), самостоятельно проработать  содержание текста учебника, заполнить рабочий лист к уроку, который помог ребятам систематизировать информацию и провести параллели между явлениями, событиями и фактами. Этот этап включал в себя и творческое индивидуальное задание.

На этапе «рефлексии» использовались прием написания синквейна и анализ суждений по выбору.

На следующем этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, было мотивированное домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучении приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей обучающихся.

Структура урока построена с использованием  технологии критического мышления: «вызов -  осмысление - рефлексия»  и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера. Все задания были направлены на достижение конечного результата: выявления  характерных черт и составных частей НТР.

Творческое игровое  задание «Рекламное бюро» сделало урок более «живым».  

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы, взаимопроверок и т. д.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики выявили и осмыслили характерные черты и составные части НТР, смогли доказать свою точку зрения. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

      Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока логически связанной с темой урока.

      Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся

     Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.      Урок носит творческий характер.    

Активность класса можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.

Учитель географии МБОУ «СШ №7»

Макушева Ольга Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НТР: характерные черты и составные части

Разработка урока географии в 10 классе по учебнику Максаковского В.П. с использованием ИКТ...

Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Урок обобщения и повторения по  теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"...

Презентация по географии в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Презентация по географии к уроку обобщения и повторения по теме "НТР и МХ"...

Контрольный опрос по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство", 10 класс.

Контрольная работа по учебнику: География", автор В,П,Максаковский по теме: "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство" с ответами. В задания включены вопросы по всем параграфам.  Основная...

Урок географии на тему "Научно-техническая революция"

Урок разрабатывался для студентов технических специальностей, для увоения понятия "Научно-техническая революция и ее роли  в современном обществе....

Группа ТЭУ География 17.12.2022 Тема Научно техническая революция и мировое хозяйство.

Тема 2.  «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»Задание1. Составить краткий конспект по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».2. Проанализируй...

Урок географии по теме: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"

Обобщающий урок географии в 10 классе по теме: "Научно-техническая револющия и мировое хозяйство"...