рабочая программа внеурочной деятельности "Дорога в страну профессий
материал (5 класс)

Мацук Кристина Алекандровна

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_v_stranu_professiy_5_kl.docx365.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Амурская основная общеобразовательная школа

Программа

внеурочной деятельности

«Дорога в страну профессий»

(2023-2024 учебный год)

для 5 класса

                                                                      Составитель:

                                                                                            учитель информатики

                                                                                             Мацук К.А.

С. Амур 2023


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий»» в 5А классе составлена на основе:   

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
  • Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
  • Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
  • Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • требований ФГОС ООО к внеурочной деятельности;
  • Примерной программы внеурочной деятельности (начального и основного общего образования) «Общеинтеллектуальное направление».
  • учебного плана СШ № 2 на 2022 – 2023 учебный год;

Цель: помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
  • научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
  • развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;
  • формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации;
  • создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

I. Личностные:

  • потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
  • в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
  •  об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • об основах здорового образа жизни;
  • развитие ценностного отношения подростков к труду.

II. Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
  • формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
  • демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

 

Познавательные:

  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
  • анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
  • умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
  • критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
  • овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • опыт публичного выступления;
  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
  • соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

 

III. Предметные 

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в исследовательских работах;
  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • иметь представление о правилах проведения исследования;
  • получение первоначального опыта самореализации.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Знания

Умения

Допустимый уровень

- представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах,

-представления   о мире профессий,

-о психологических особенностях основных видов деятельности;

-о профессиональной деятельности.

осознание детей ценности и важности профессии;

- умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

-описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы  и профессии по их признакам,

- выделять существенные признаки предметов,

- обобщать, делать несложные выводы,

- классифицировать явления, предметы,

- определять последовательность выполнения операций,

- давать определения тем или иным понятиям,

- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов,  способность добывать новую информацию из различных источников.

-отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; -уметь пользоваться правилами выбора профессии;

Минимальный уровень

-представления   о мире профессий,

- представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах,

-уметь подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

- развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами,

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,

 личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);

Содержание курса.

1.Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).

Раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы, знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа. Знакомство с психологическими и психофизическими требованиями  профессии. Знакомство с понятием о психологических и психофизиологических качествах человека.

2. Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).

В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий. Типы профессий по «предмету труда». Общее знакомство с типами профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

3. Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).

Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей.

4.Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)

Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, завуч, директор, повар, младший обслуживающий персонал). Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).   Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание.

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 классе.

п/п

Тема внеурочного занятия

Дата проведения

Место проведения занятия, форма

План

Факт

Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).

1

Введение. Знакомство.

Теоретические занятия

2

Мои личные профессиональные планы.

Теоретические занятия

3

Ценностные ориентации.

Знакомство с понятием о внутреннем мире человека и возможностях его самопознания. «Мой портрет», «мой идеал»

4

Самооценка и уровень притязаний.

Объяснить возможности психодиагностики, как она помогает при выборе профессии. «Мой портрет», «мой идеал»

5

Интересы и склонности в выборе профессии.

Практические занятия

Раздел  2 «Введение в мир профессий» (4 часа).

6

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова.

Практические занятия

7

Концепция индивидуальности Голланда.

Практические занятия

8

Правила выбора профессии.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

9

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).

10

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода.

11

Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.

12

Что такое профессиограмма?

13

В каких учебных заведениях можно получить профессию?

14

На работу устраиваемся по правилам.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

15

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)

16

« Быть нужным людям…»

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии

17

Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия».

18

Как готовить себя к будущей профессии?

Знакомство обучающихся с методами развития внимания. Определение спектра доступных профессий, где очень важно быть внимательным. Приемы развития мышления.

19

Исследование « Необычная творческая профессия».

Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

20

Сочинение « … - это призвание!»

21

Рабочие профессии.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

22

Жизненно важная профессия.

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии

23

Профессия, охраняющая общественный порядок.

24

Встреча с интересной личностью.

25

Великие личности нашей страны и путь их становления.

26

«Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………»

27

Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…»

28

Экскурсия на предприятия нашего района

29

Экскурсия на предприятия нашего района

30

Отчет о посещении предприятий.

31

Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…»

Изучение  предпочтений обучающихся. «послушный робот», «автопортрет», «как управлять своими интересами и склонностями».

32

Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»

Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональные желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов».

33

Творческий проект "Моя будущая профессия"

34

Творческий проект "Моя будущая профессия"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" для 5 класса. Рассчитана на 34 часа/год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 классов. рассчитана на 68 учебных часов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная страна". 5–6-е классы.

Формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие....

рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...