Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» в 8 классе для обучающихся с нарушением интеллекта, вариант 1
рабочая программа (8 класс)

Кияткина Галина Александровна

Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся, в развитии мотивации обучающихся к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности обучающихся к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._tropinka_k_professii.docx71.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей старших классов

Протокол № ___ от «___»______20____г.

Руководитель МО _______/Кияткина Г. А./

ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УР

Баляева Е.А./____________

«____»______20____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната

г. о. Отрадный

________________/Е.А. Андреев

«____»______20___г.

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности

 «Тропинка к профессии» в 8 классе для обучающихся с нарушением интеллекта, вариант 1

срок реализации программы – 1 год

                     Составитель: учитель

Кияткина Г. А,

2024 год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Тропинка к профессии» (вариант 1) составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» (вариант 1) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса разработана с учетом, этнических, социально-экономических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.

 Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся, в развитии мотивации обучающихся к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности обучающихся к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития обучающегося задачи.

Целями занятий по внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»  является:

  • освоение надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т.  д.). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит обучающемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни;
  • ориентация в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит обучающемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии;
  • познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей.

Задачами занятий по внеурочной деятельности «Тропинка к профессии является:

  • содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
  •  формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
  •  формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
  • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Основные формы и методы работы:

В процессе внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»  используются различные формы занятий: комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности;
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма;
  • научности.

В 8 классе обучаются дети с легкой умственной отсталостью. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

У этой категории обучающихся нарушена первая ступень познания - ощущения и восприятие. Нарушены процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.

Особенности нервной системы обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.

Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Психологические особенности умственно отсталых обучающихся проявляются в нарушении эмоциональной сферы, проявляющиеся в отсутствии оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.

Волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

  1. Общая характеристика учебного предмета внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» (вариант 1)

 Данный учебный предмет направлен на расширение знаний обучающихся (с интеллектуальными нарушениями), ориентирован на их самостоятельную деятельность, где целью познавательных действий обучающихся является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний в социуме для формирования четкого представления о будущей профессии.

В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование обучающихся о видах профессионального образования (среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.

Программа внеурочной деятельности дополнена вариативным компонентом включающим: проектную деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные деловые игры; консультации педагога.

  1. Место учебного предмета внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» (вариант 1) в учебном плане.

Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» (вариант 1) включен в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Реализацией рабочей программы внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, по 1 часу в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Ритмика».

В результате реализации программы внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» 8 класс, должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Личностных результатов:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • умение ориентироваться в информационном пространстве с помощью учителя;
  • классифицировать профессии по определённым признакам (с помощью учителя);
  •  составлять личный профессиональный план (с помощью учителя). 
  • Достаточный уровень:
  • ориентация в мире профессий;
  • ориентация в цепочке «хочу» - «могу» - «надо», формула выбора профессии;
  • выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности;
  • соотнесение интересов и способностей с миром профессий.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

В 8 классе формирование базовых учебных действий у обучающихся, обеспечивает, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляет основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ребёнка как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

На занятиях по внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» формируются следующие базовые учебные действия:

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли обучающихся, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из помещения для занятий со звонком; ориентироваться в пространстве учебного помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения; работать с принадлежностями (сельскохозяйственными инструментами, и др.), организовывать рабочее место.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Содержание программы внеурочной деятельности «Тропика в профессию».

Раздел 1. Введение в мир профессий.

Данный раздел вводит в основное содержание курса, знакомит с терминами; происходит актуализация представлений обучающихся о мире профессий, о профессиях семьи; создаются условия для формирования позитивного отношения к труду и мотивации к изучению курса.

Раздел 2. Профессиональные возможности нашего региона.

Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, возможности трудоустройства после окончания. Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы.

Проведение экскурсии на одно из предприятий региона. Встреча с представителями предприятия.

Раздел 3. Классификация профессий по предмету труда.

Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда.

Раздел 4.  «Зелёные профессии». «В мире сельского хозяйства».

Значение сельского хозяйства. Знакомство со структурой сельского хозяйства через дополнительные источники. Сформировать знания об условиях содержания сельскохозяйственных животных: подготовка и оборудование помещений.

Раздел 5. «Зелёные профессии».  «Будущий озеленитель».

В современном мире всё востребованнее становятся профессии, связанные с обустройством территорий, оформлением клумб, газонов, аллей, парков, оформлением зелёных зон отдыха. Сегодня, как никогда, городам нужны специалисты, которыми движет любовь к природе, ко всему живому, специалисты, желающие и умеющие работать на земле, владеющие приёмами выращивания цветочных растений и декоративно-кустарниковых пород, являющиеся «фабрикой» кислорода для горожан. Озеленитель — специалист, который занимается озеленением дворов и парков, садов и прочих городских и частных участков, предназначенных для жизни и отдыха.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Основной вид деятельности обучающихся

Воспитательный потенциал

Раздел 1. Введение в мир профессий.

5

1.

Начало пути к выбору профессии.

1

Понятие «профессия».

О чём люди думают, прежде всего, когда задумываются о будущей профессии.

Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь. Обсуждение вопроса о том, всегда ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и сфера деятельности.

Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов Развилки на профессиональном пути. Беседа о развилках на профессиональном пути, уникальности каждого профессионального маршрута, о наличии у каждого возможностей для его изменения

Подвести обучающихся к осознанию социальной, практической, личностной значимости внеурочной деятельности

 «Тропика к профессии».

2.

1

3.

Мои сегодняшние профессиональные предпочтения.

1

Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России, в том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит кадров (сельское хозяйство), о самозанятости и удалённой работе; о единой цифровой платформе занятости; о портале «Работа в России».

Составление общего для группы списка профессий, которыми владеют члены семей детей. Блиц-интервью с директором школы «Профессии людей, которые работают в нашей школе».

Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый обучающийся продолжает предложение «После окончания 9 класса я, скорее всего…».

Формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности.

4.

1

5.

Что важно для человека любой профессии.

1

Составление списка из 10—12 профессий, представителей которых обучающиеся встречают по пути из дома в школу.

Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии», во время которой участники формулируют профессиональные и надпрофессиональные навыки, необходимые представителям профессий, и делают вывод о том, что надпрофессиональные навыки у представителей разных профессий очень близки между собой.

Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в профессии.

Профессии, которые ушли в прошлое.

Воспитывать у обучающихся положительное отношение к труду, умение работать в команде.

Раздел 2. Профессиональные возможности нашего региона.

3

1.

Учреждения среднего профессионального образования нашего региона.

1

Участие обучающихся в блиц-опросе о колледжах и техникумах, которые работают в регионе, о друзьях и знакомых обучающихся, которые там учились или учатся

Участие в беседе об учреждениях среднего профессионального образования, которые существуют в регионе.

Игра «Да-нет», в ходе которой педагог называет необычную профессию, а обучающиеся пытаются угадать, готовят ли таких специалистов учреждения СПО региона.

 Беседа с директором колледжа (преподавателем), выпускником школы, который учится или учился в одном из колледжей региона.

Осуществлять сотрудничество в малой группе, умение договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли. 

2.

1

3.

Экскурсия на производство.

1

Экскурсия по одному из предприятий региона. Участие в беседе с представителями предприятия о продукции предприятия, о социальных гарантиях сотрудникам, условиях труда, динамике заработной платы, повышении квалификации, вакансиях, перспективах предприятия.

Создание работ к онлайн-вернисажу «Лучшая фотография с производства».

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Раздел 3. . Классификация профессий по предмету труда. 

8

1.

Характеристики профессий.

1

Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда.

Игры: «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям), «Чем пахнут ремесла?», «Отгадай профессию по действию».

Осознавать приоритет нравственных основ труда, создания нового.

2.

Деление профессий по предмету труда.

1

Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа». Игры: «Пасьянс профессий», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».

Осознавать смысл приобретаемых знаний; понимать, где ещё могут пригодиться полученные знания.

3.

Тип профессий «Человек - Человек».

1

Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый лишний – ЧЧ», «Синонимы – ЧЧ», «Самая-самая – ЧЧ» Упражнение «Пантомима» Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ. Кроссворд по профессиям типа ЧЧ.

Осознавать рукотворный мир, как результата труда человека. 

4.

Тип профессий «Человек - Художественный образ».

1

Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний – ЧХ», «Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ» Упражнение «Пантомима» Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ. Кроссворд по профессиям типа ЧХ. Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Пословицы и поговорки о труде; Профессии в фильмах и др.).

Обеспечить условия для развития отношения к труду, как к важнейшему общественному долгу.

5.

Тип профессий «Человек - Техника».

1

Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый лишний - ЧТ», «Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ. Кроссворд по профессиям типа ЧТ. Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии; Атрибуты профессий; Профессии литературных героев; Пословицы и поговорки о труде; Профессии в фильмах и др.).

Создавать условия для формирования представлений о трудовой деятельности и ее значении в жизни человека.

6.

Тип профессий «Человек - Знаковая система».

1

Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Четвертый лишний - ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям типа ЧЗ. Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии; Атрибуты профессий; Профессии литературных героев и др.)

Воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы.

7.

Тип профессий «Человек - Природа».

1

Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Четвертый лишний – ЧП», «Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки – ЧП. Кроссворд по профессиям типа ЧП. Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Пословицы и поговорки о труде; Профессии в фильмах и др.).

Способствовать развитию у обучающихся экологических и эстетических качеств, бережного отношения к окружающему миру.

8.

Мир профессий.

1

Разминка.

Конкурс «Профсловарь».

Вопросы о профессии.

Загадки о профессиях.

Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии).

Конкурс пословиц о профессиях.

Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач).

Итог награждение лучших игроков.

Способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку через   технологию групповой работы.

Раздел 4.«Зелёные профессии». «В мире сельского хозяйства».

10

1.

Значение сельского хозяйства.

1

Участие в беседе о значение сельского хозяйства. Изучите структуру сельского хозяйства, используя дополнительные источники информации.

Решите кроссворд.

Способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. 

2.

Знакомство с профессиями: овощевод, тракторист, комбайнер, агроном.

1

Знакомство с профессией агроном: история профессии; особенности работы агронома; социальная значимость профессии; требования и обязанности агронома.

Знакомство с профессией овощевод, тракторист, комбайнер. Особенности. Положительные и отрицательные качества. Места трудоустройства.

Создавать условия для формирования представлений о трудовой деятельности и ее значении в жизни человека.

Воспитывать интерес к профессиям, связанным с выращивание культурных растений.

3.

1

4.

1

5.

Животноводческий комплекс.

1

Участие в просмотре и обсуждении презентации «Ферма». Участие в дидактической игре «Радуга профессий».

Способствовать формированию знаний, необходимых для профессий отрасли сельского хозяйства.

6.

Знакомство с профессиями животноводческого комплекса: зоотехник, доярка, технолог молочной продукции.

1

Участие в просмотре и обсуждении фильма о сельскохозяйственных профессиях «Все профессии нужны, все профессии важны» (свинарка, пастух, зоотехник). Участие в игре «Чудесный сундучок». Анализ выполнения заданий.

Знакомство с профессией доярка. Изучение функций доярки. Участие в игре «Специальная одежда доярки». Инструменты для дойки коров.

Формировать у обучающих способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на   основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не   навреди».

7.

1

8.

Птицефабрика.

1

Участие в просмотре и обсуждении презентации «Птицефабрика». 

Сбор информации в книгу загадок, рисунков, предметов  атрибутов разных профессий

Понимать необходимость изучения окружающего мира.

9.

Знакомство с профессиями птицефабрики: ветеринар, птичник, электрик.

1

Знакомство с  профессиями птицефабрики: ветеринар, птичник, электрик. Особенности. Положительные и отрицательные качества. Места трудоустройства.

Значение и особенности домашней птицы. Содержание домашней птицы в хозяйствах. Клеточное содержание птиц. Оборудование и ручной инвентарь.

Участие в игре «Да-нет».

Способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку через   технологию групповой работы.

10.

1

Раздел 5. «Зелёные профессии».  «Будущий озеленитель».

8

1.

Проектная деятельность. Планирование проекта «Озеленение школы».

1

Твои новые интересы и увлечения. Виды проектов. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект. Виды презентационных проектов. Планирование проекта «Озеленение школы».

Формировать основы экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

2.

Профессия рабочий зеленого строительства (озеленитель).

1

Особенности профессии.

Плюсы и минусы профессии.

Важные качества.

Где учиться на рабочего зеленого строительства.

Место работы.

Оплата труда.

Карьера.

Профессиональные знания.

https://www.profguide.io/professions/rabochiy-zelenogo-stroitelstva-ozelenitel.html

Формировать у обучающих способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на   основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не   навреди».

3.

Профессия цветовод.

Изучение понятия цветовод - совместное обсуждение вопросов: кто такой цветовод? чем он занимается? Так ли важна эта профессия? Знакомство с орудием труда цветовода. Участие в игре «Инструменты цветоводу». Участие в сюжетно-дидактической игре «Цветочный магазин». Подведение итогов игры.

Пробудить уважительное и доброе отношение к людям самой «Зелёной» профессии, желание познать окружающий мир.

4.

Художественно-декоративное оформление цветников.

1

Участие в игре «Повтори, не ошибись».  Работа в парах: участие в сюжетной  игре «Дизайн клумбы своими руками» создание проекта клумбы с помощью картинок. Участие в создании своей клумбы на школьном участке.

https://postupi.online/podbor-professii/professii-landshaft/

Воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы.

5.

Подготовка участка к высадке растений. Практическая работа 

1

Участие в игре «Буква – инструмент» (газонокосилка, кусторез, лейка, лестница, лопата, тяпка, ножницы садовые, опрыскиватель, пила, секатор, сучкорез, тележка, ведро). Участие в беседе  о практической значимости садово-огороднического  инвентаря и использование его человеком.

Практическая работа: «Подготовка участка к высадке растений».

Осознавать уязвимости, хрупкости природы, понимание положительных и негативных последствий деятельности человека.

6.

Посев семян цветковых растений. 

Практическая работа

1

Изучение: значение качества посевного материала; основные показатели семенного материала (высокая чистота, всхожесть, допустимую влажность, полновесную массу 1000 семян, выравненность, высокую энергию роста).

Участие в разгадывании кроссворда «Семенной материал».

Практическая работа: «Посев семян цветковых растений».

Осознавать приоритет нравственных основ труда, создания нового.

7.

Высадка цветочной рассады:

- оформление цветочной клумбы около центрального входа.

Практическая работа

1

Участие в разгадывании загадок по теме «Назови цветок».

Практическая работа «Высадка цветочной рассады:

- оформление цветочной клумбы около центрального входа».

Пробудить уважительное и доброе отношение к людям самой «Зелёной» профессии, желание познать окружающий мир.

8.

Дизайнерский отчёт «Праздник первой клумбы».

1

Обсуждение - анализ декоративных цветов растущих в школе - интернат. Просмотр и обсуждение  презентации творческих работ «Виды цветочных растений». Анализ выполненных работ.

Осознавать рукотворный мир, как результата труда человека. 

Содействовать выработке навыков и привычек поведения в природе.

  1. Материально-техническое и кадровое обеспечение образовательной деятельности.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • оборудование: 1. Компьютер.
  • материалы: 1.Почвенные смеси (почва). 2.Садовые цветы.
  • инструменты: 1.Лопаточка. 2.Грабли. 3.Лейка.

Список литературы:  

  1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.  
  2. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет/ Е.А. Алябьева.- Москва: Сфера, 2018. -  175 с.
  3. Бондаренко, Т. М. Приобщение школьников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – Москва: Сфера, 2019. – 208 с.
  4. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.  
  5. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
  6. Верзилин Н.. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
  7. Галкина Е.Г. Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.
  8. Двораковский М.С.. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.
  9. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.
  10. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с. 
  11. Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.
  12.  Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.
  13. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
  14. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание (сельскохозяйственный труд).Для занятия с детьми13-14 лет/ Л.В. Куцакова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2019. – 128 с.
  15. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р.Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252. 1
  16. Манжос Е. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.
  17. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.
  18. Сербина Е. Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.
  19. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.
  20. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-СанктПетербург.-Стройиздат.-2003.
  21. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]:
  22. Хессайон Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
  23. Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)

№п/п

Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс)

1.

http://festival.1september.ru/subjects/5/ Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение»

http://studyspace.ru/istochniki-materiala-po-predmetam/biologiya-11.html    - Этот сайт – преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии.

3.

http://plantlife.ru Растения - одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя, в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения. Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа — учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой. Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287655 различных видов растений, среди них около 258650 цветковых, 16000 мхов, 11000 папоротников и 8000 зелёных водорослей.

4.

http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека.

5.

http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия включает разносторонние сведения по лесоведению, лесоводству, лесоустройству и таксации леса, защитному лесоразведению, селекции и семеноводству основных лесообразующих пород, дендрологии, экономике и организации лесного хозяйства, его механизации и электрификации. В Энциклопедии приведены характеристики лесов и лесного хозяйства СССР и союзных республик, а также некоторых стран мира, располагающих крупными лесными ресурсами. Освещаются вопросы охраны природы, заповедного дела, рационального лесопользования.

6.

http://www.luzhok.ru/   - Энциклопедия декоративных растений.  

7.

http://flowers.nm.ru/   - Мир домашних растений – Справочник для любителей комнатных растений. Статьи, советы и рекомендации по разведению и уходу, а также использованию растений в интерьере.

8.

http://www.radostmoya.ru/projects/akademija_zanimatelnyh_nauk._Biologija/ (Видеоролики)   Телевизионная «Академия» представляет ещё одну интереснейшую науку – биологию. Теперь юные зрители смогут задать профессору Анне Семёновне Бабочкиной любые вопросы обо всём, чем интересен мир живой природы — о растениях и животных, о насекомых и бактериях, о том, что непонятно и о чём просто хочется побольше узнать. Деятельная и энергичная Анна Семёновна расскажет и о тех, кто рядом с нами – домашних питомцах, цветах из вашего сада или растениях на подоконнике, и о далёких, необычных, а порой даже странных обитателях дальних краёв – от тропиков до полюсов.

9.

http://www.greeninfo.ru – информационный портал по садоводству, цветоводству и ландшафтному дизайну.

10.

http://www.bestgardener.ru/flower/- обустройство загородного участка.

11.

https://www.liveinternet.ru/users/4263423/post177627251- самая полная энциклопедия комнатных растений.

12.

http://ogorod23.ru/odnoletnie-cvety-bez-rassady-nazvanie-foto/ - сад и огород.

13.

https://www.liveinternet.ru/users/3109898/rubric/1118666- легенды о цветах.

15.

http://cvet-vo.ru/new/ - журнал «Цветоводство»

16.

http://www.lepestok.kharkov.ua/ - Лепесток – Цветы и растения в саду и в доме.

17.

https://floriculture.me/rast/yhod/bolezni.shtml

https://floriculture.me/rast/foto/fotogalereya_tsvetov_a_l.shtml - комнатное цветоводство.

18.

https://dzen.ru/id/600fa841aee89e68a6e8c167 - мой дом и сад.

19.

// URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.htm - большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс].

20.

https://www.ya-fermer.ru - «Я – фермер».

21.

https://yandex.ru/video/preview/4530677176635224157 - видео фильм: «Сельское хозяйство будущего. Цифровое  -  землетрясение.

22.

https://yandex.ru/video/preview/7064889238858167850 - «Механизация сельского хозяйства».

23.

https://yandex.ru/video/preview/5614628995010957695 -   «Труд людей вокруг нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Общая биология» для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)

Рабочая программа курса «Общая биология»для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)

Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...

Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 12 класса (для обучающихся с нарушениями интеллекта)

Данная рабочая программа соответствует целям и задачам образовательной организации и основным требованиям федерального образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" разработана для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС . Внеурочная деятельность является составной частью учебно - восп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» для обучающихся 5-6 классов

Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Подростку особенно трудно, когда на его собственное кризисное состояние накла...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов для обучающихся с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов для обучающихся с ЗПР...