«Роль учителя физики в профессиональном самоопределении и конкурентоспособности обучающихся территориально удалённой школы»
материал

Леонова Елена Даниловна

Роль учителя физики в профессиональном самоопределении и конкурентоспособности обучающихся территориально удалённой школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_fiziki.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Неманский муниципальный округ

«Роль учителя физики в профессиональном самоопределении и конкурентоспособности обучающихся территориально удалённой школы»

Подготовила Леонова Е.Д.

учитель физики

МБОУ СОШ п. Жилино

2023 год

Роль учителя физики в профессиональном самоопределении и конкурентоспособности обучающихся территориально удалённой       школы.

С чем для каждого из нас ассоциируется выражение «территориально удаленная школа»? Ребята этих школ в какой-то мере изолированы от крупных образовательных объектов, лишены подготовительных курсов при ВУЗах, возможности работы с репетиторами - преподавателями ВУЗов, посещения Дня открытых дверей ВУЗов, активного общения со студентами, участия в очных олимпиадах при ВУЗах с целью поступления и дальнейшего обучения в данном заведении, очного обучения в школе при ВУЗе, что также бы облегчило поступление и обучение. Очень немногие родители готовы отпустить своих еще маленьких детей в подобные школы за тысячи километров, хотя такие единичные случаи встречаются.

Какую же роль может играть для учащихся учитель физики в данной школе? Какие формы работы может использовать, чтобы помочь ребятам профессионально определиться и быть конкурентоспособными на фоне студентов и далее коллег на производстве. Ибо всё познается в сравнении.

Роль учителя физики в профессиональном самоопределении и конкурентоспособности обучающихся территориально удалённой школы является крайне важной и значимой. Учителю физики необходимо обеспечить высокий уровень знаний и навыков учащихся в данной предметной области, а также способствовать их развитию и росту.

В школах выбор будущей профессии затруднен. Учащиеся не имеют достаточной информации о профессиональных особенностях современного рынка труда, о месте нахождения тех или иных образовательных учреждений. Учитель физики может грамотно осуществлять профориентационную работу с учащимися.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. Выбор пути – вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно.

Выпускники школы должны осознавать, что сегодня в условиях рынка добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает перед молодым человеком в тот момент, когда он не обладает жизненным опытом.

Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащихся можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей профессиональной деятельности.

Такими показателями можно считать следующее:

-Информированность учащихся (знание структуры народного хозяйства, видов профессионального образования, потребности в кадрах, содержание и условия труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию);

-Наличие выраженных специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (к физике, математике, естественным наукам, спорту);

-Практический опыт к избранной трудовой деятельности (занимается в кружке, факультативе, в группе по предмету интереса);

-Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, профессиональные намерения согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности);

-Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии;

-Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивые, основанные на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей);

-Сформированность профессиональных интересов (ученик имеет устойчивые профессиональные интересы к определенной области деятельности и конкретной профессии);

-Состояние здоровья.

Учитель физики может помочь учащимся в решении некоторых задач, связанных с профессиональной ориентацией. Работа должна приводится в системе психологической помощью, специальной диагностикой выявления склонностей.

Выбор будущей профессии проходит через развитие у учащихся интереса к различным дисциплинам. Потребность в изучении физики обуславливается, в основном, практической значимостью этого предмета.

Полюбив физику, учащиеся хотят и далее продолжать ее изучение, хотят связать профиль своей будущей деятельности с этим предметом, узнают, по каким специальностям осуществляется подготовка кадров в выбранной области науки, и начинают подготовку к поступлению в учебное заведение на следующий уровень образования.

Можно сделать вывод, что суть профориентации в процессе преподавания физики заключается в том, чтобы помочь учащимся в успешном усвоении основного учебного материала, самостоятельно находить необходимую информацию, пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками для решения разнообразных практических задач. В новых социально-экономических условиях одной из основных задач, является работа по оказанию квалифицированной помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе будущей профессии. Сложность заключается в том, что трудно направить ребенка, заставить его поверить в необходимость получения технических профессий, таких как слесарь, механик и т.п.

Экскурсии на производство – важный элемент преподавания физики. Познавательный и воспитательный аспекты экскурсий играют большую роль. На экскурсии учащимся дается возможность применить знания на практике. Экскурсии способствуют повторению изученных на уроках физики важнейших явления и законов, развитию умения использовать знания для объяснения явлений техники и природы.

Проектные и исследовательские работы. Опыт выполнения работы позволяет учащимся раскрыть особенности профессии («Сборник задач по физике для учащихся оборонно-спортивного профиля» (профессия – военный), «Сборник задач по физике для учащихся химико-биологического профиля» (биолог, медицинский работник, эколог, химик), «Сейсмоустойчивые здания – здания будущего» (архитектор, строитель), «Способ заполнения поглотительной башни кольцами Рашига» (инженер-конструктор, работники газовой и нефтяной отраслей), «Модель вероятностного метода вычисления взаимодействия частиц с помощью диаграмм Фейнмана» (физик-ядерщик, программист), «Исследование физико-химических свойств нефти, добываемой Филиалом «Газпромнефть-Муравленко»» (химик-технолог, лаборант, нефтяник, учитель, т.к. в результате был разработан сборник для проведения лабораторного практикума для классов с углубленным изучением физики и химии);

Призёрство или победа в олимпиадах дает дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы. В случае, когда баллы ЕГЭ превышают 75, абитуриенты поступают без вступительных испытаний. Что тоже немаловажно для ребят удаленных школ. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в решении инженерных задач, кругозор расширяется, становится понятным чем занимается тот или иной инженер. Каждый находит интерес в какой-то определенной инженерной области.

Знакомство с миром профессий. Это возможно во время проведения предметной недели. Тематика может быть любой «Современные открытия», «Инженерные профессии будущего», «Космические» профессии и т.д. Далее ребята готовят сообщения, выступают перед учащимися младших классов, готовят газеты для всеобщего обозрения. Во время уроков, в качестве домашних заданий учащимся также целесообразно давать возможность почувствовать себя в роли того или иного специалиста: «Вы инженер, который предлагает различные методики автополива растений»,

«Вы-радиоастроном. Получите максимальное количество информации о пролетающей мимо комете, дальней планете», «Вы -гидроакустик. Расскажите, как узнать местоположение затонувшего корабля. Предложите способ его поднятия», «Вы – инженер-конструктор детских аттракционов. Предложите новый водный аттракцион, сделав необходимые расчеты», «Вы – сейсмолог. Используя знания по теме «Электромагнитные колебания и волны» предложите способы прогнозирования землетрясений» и т.д.

Большое внимание следует уделять изучению устройства и принципа действия приборов, машин, механизмов, физических явлений. Например, можно предложить изучить принцип действия ультразвуковых стиральных машин, металлоискателей, микроволновых печей, изучить природу шаровой молнии и т.д. При объяснении нового теоретического материала следует обязательно говорить о том, где это понятие, явление или закон встречается в жизни. Тогда всё реже и реже будем слышать вопрос «А где мне это пригодится в жизни?». Например, «Система отсчета» - заправка самолетов во время длительного перелета, «Сила тяжести» - принцип действия приливных электростанций, «Электризация тел» - принцип действия ксерокса, электростатической защиты…

Одной из основных задач учителя физики является формирование интереса и любви к предмету у обучающихся. Он должен создавать интерактивные уроки, использовать современные методы обучения, демонстрировать практическое применение физических знаний в реальной жизни. Такой подход поможет стимулировать учащихся к дальнейшему изучению физики и выбору профессии, связанной с этой предметной областью.

Учителю физики также необходимо помогать обучающимся в определении своих профессиональных интересов и целей. Он должен оказывать консультационную поддержку, предоставлять информацию о возможностях продолжения образования и карьерных путях в сфере физики. Таким образом, учитель физики играет роль наставника и помощника в процессе профессионального самоопределения учащихся.

Конкурентоспособность обучающихся территориально удалённой школы также зависит от работы учителя физики. Он должен обеспечить высокое качество образования, соответствующее требованиям современного мира. Учитель должен быть в курсе последних научных достижений и технологических разработок в области физики, чтобы обеспечить актуальность и релевантность учебного материала.

Кроме того, учитель физики должен уделять внимание индивидуальным потребностям и способностям каждого ученика. Он должен уметь адаптировать учебный материал и методы обучения под конкретного ученика, чтобы максимально развить его потенциал и способности.

Таким образом, роль учителя физики в профессиональном самоопределении и конкурентоспособности обучающихся территориально удалённой школы является многогранной и ответственной. Он должен быть не только преподавателем, но и наставником, консультантом и стимулятором развития учащихся в области физики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

"Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...

«Роль уроков технологии в профессиональном самоопределении личности»

Уроки  технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации....

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни. Профориентация учащихся начина...