«Роль уроков технологии в профессиональном самоопределении личности»
статья по технологии
Уроки технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skubak_v.l.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Скубак Вера Леонидовна
«Роль уроков технологии
в профессиональном самоопределении личности»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33», г. Старый Оскол
В настоящее время общепризнано, что целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору сферы профессиональной деятельности стала важнейшим элементом национальной образовательной системы государства.
В работе учителя технологии особое место занимает сопровождение профессионального самоопределения учащихся. Это процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие — появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии
2. Производственное содержание профессии
3. Условия работы и требования профессии к человеку
4. Система подготовки к профессии
Так, например, при изучении раздела «Материаловедение» в 5 классе учащиеся узнают, что процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить - пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий, но основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань. Изготавливают ткань путем переплетения нитей на ткацких станках, на которых работают ткачи. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Оператор швейного оборудования выполнит швейные операции.
На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества.
На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.
Таким образом, уроки технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося
Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...
Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"
Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Задачи и периодизация сопровождения профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в ЦТиО является создание условий для эффективного профессионального самоопределения всех субъектов образовательного процесса в соответствии ...
Сообщение по теме : " Роль предмета "Технология" в профессиональном самоопределении школьников"
Выбор профессии - важный шаг в жизни школьников. Предмет " Технология " дает возможность ознакомить обучающихся с разнообразными профессиями....