Конспект образовательной деятельности с использование малых фольклорных жанров. Тема: "Как хорошо иметь друзей"
план-конспект
Данная методическая разработка поможет специалистам закрепить правильное произношение сонорных звуков, развить связную речь посредством использования фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorenko_m.v._kak_horosho_imet_druzey.docx | 457.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»
г. Северобайкальск, Республика Бурятия
Конспект
образовательной деятельности с использование малых фольклорных жанров.
Тема: «Как хорошо иметь друзей»
Целевой возраст: 5-7 лет
Разработала: учитель-логопед
Федоренко М.В.
2022г.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: « Кто такой настоящий друг».
Форма организации: подгрупповое занятие.
Возраст: старшие дошкольники, 6-7 лет.
Логопедическое заключение: ФФНР. Дизартрия.
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звука [Р] в словах, предложениях, связной речи.
- Развивать диалогическую, монологическую связную речь.
- Закрепить умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- Развивать слуховое внимание, память, артикуляционную и общую моторику.
- Упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительным согласовывать их в роде и числе.
- Воспитывать чувства дружбы, умение слушать друг друга, работать совместно со сверстниками и взрослым, уважительное отношение друг к другу.
- Воспитывать самоконтроль за речью.
Предварительная работа: знакомство с малыми фольклорными жанрами, разучивание пословиц и поговорок о друзьях и дружбе, скороговорок, знакомство с русской народной игрой «У Маланьи», проведение фестиваля «Заветы доброй старины».
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания, правильно произносит звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает начальными знаниями о природе.
Освоение содержания образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Средства реализации: аудиозаписи артикуляционной гимнастики, русской народной игры «У Маланьи» ансамбль «Яра». Графические схемы для характеристики звука, определения положения органов артикуляции; мнемотаблица для составления рассказа-описания, мнемотаблицы скороговорок, кубик «Эмоции» 6 пиктограм: улыбается, грустит, сердится, удивляется, плачет, смеётся; клубок, колокольчик, зондозаменитель - вертушка.
Этапы деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
Организационный момент. Знакомство. | Приветствие, установление зрительного контакта. Знакомство участников занятия друг с другом. Игра на знакомство «Снежный ком». Предлагаю, ребята, нам познакомится друг с другом. Будем называть свои имена. Вы должны повторить имя тех, кто себя уже назвал, затем сказать своё и передать колокольчик следующему. «Я Майя Владимировна (передаю колокольчик ребёнку). Это Майя Владимировна, я Паша …» | Дети сидят на стульях полукругом. Дарят друг другу положительный эмоциональный настрой. Знакомятся, называют имена детей, своё имя и передают колокольчик. |
Сообщение темы занятия | Ребята, какое недавно интересное событие прошло в нашем детском саду? На фестивале мы познакомились с народными традициями и обычаями, праздниками, с фольклором - устным народным творчеством наших предков. Чтобы дети росли умными, взрослые с давних времён придумывали загадки. Вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте: В горе не бросит, Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить? Демид, ты догадался, какая тема нашего занятия? Какой звук мы будем продолжать учиться чётко произносить? Вы правы. Сегодня мы с вами будем говорить о друзьях и продолжим учиться правильно произносить звук [Р] в словах и предложениях. | Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, рассуждают, высказывают собственное мнение. - Фестиваль «Заветы доброй старины». -Умеем. Отгадка – друг. Я думаю, мы будем говорить о друзьях, дружбе. Мы будем учиться произносить правильно звук [Р] в словах . |
Этапы деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
Развитие артикуляционной моторики | 1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. Чтобы чётко говорить И звуки все правильно произносить, Надо с язычком дружить. Включается аудиозапись артикуляционной гимнастики под музыку. Раз - вы губки растяните, Всем улыбку покажите. Два – уселись на качели Три – на лошади скакали. На четыре - поболтали. Пять - мы в часики играли, Шесть - стал язычок гармошкой, поиграем мы немножко. Семь – варенье с чаем попросим, Восемь – мячики подбросим (дети дуют на зондозаменитель диск – вертушку шарик). 2. Уточнение артикуляции и характеристика звука [Р] Давайте вспомним как мы произносим звук – [Р]. В каком положении губы, зубы, язык. Дайте характеристику звука [Р] с использованием графической схемы. | Дети, стоя в кругу, выполняют артикуляционные упражнения, с соответствующим движением рук. Определяют положение органов артикуляции при произношении звука [Р] с опорой на графическую схему. Дают характеристику звука [Р] - согласный, твёрдый, звонкий с опорой на схему. |
Актуализация знаний | Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей) - Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам. | Отвечают на вопросы, рассуждают. Вспоминают пословицы, объясняют их значение, высказывают |
Этапы деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
Актуализация знаний | - Что такое дружба? (Ответы детей). - Можно ли прожить без друзей? Короткие и мудрые мысли называются в народе пословицами. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал много пословиц и поговорок, которые передавались из поколения в поколение. Какие вы знаете пословицы о друзьях и дружбе? (Дети называют пословицы). Аня, а ты какую пословицу знаешь? Как вы понимаете эту пословицу. Умницы! Вы знаете много хороших пословиц о друзьях. | собственное мнение. Паша: «Человек без друзей, что дерево без корней». (Человек не может жить без друзей, друзья всегда придут на помощь, с ними весело и хорошо.) Аня: «Нет друга - ищи, а найдешь, береги». (Хороший, надёжный друг и в беде выручит, и словом поддержит, но на такое способны лишь самые настоящие друзья). Рома М.: «Старый друг - лучше новых двух». (Старые друзья никогда не обманут, помогут и они намного вернее, чем новые). Демид: «Друг познаётся в беде». (Если ты попал в беду настоящий друг всегда придёт на помощь, будет рядом. А тот, кто не поможет тебе, тот не друг вовсе). Рома Ж.: Там где дружат - живут не тужат. (Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче вместе всё делать и хорошо жить.) |
Этапы деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
Практический этап | 1. Игра «Клубок Дружбы». Ребята, что у меня в руках? (Клубок) Это клубок не простой - это клубок Дружбы. Хотите поиграть с клубком? Будем клубок передавать друг другу и говорить, каким должен быть настоящий друг. Посмотрите, ниточка нас связала, и наша дружба стала крепче. Нас с вами объединила волшебная нить дружбы. 2. Подбор действий к предмету (сматывают нитку в клубок). Аня, как ты думаешь, что объединяет настоящих друзей? Паша, а как ты считаешь? И т. д. Вы говорите, что с друзьями любите играть в разные игры. В какие? 3. Физминутка. Музыкальная русская народная игра «У бабушки Маланьи » (аудиозапись в исполнении ансамбля «Яра»). Приложение 1. Я предлагаю вспомнить и поиграть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи». Что нужно, чтобы выбрать ведущего для игры? Кто знает считалку? Не забывайте во время игры четко произносить звук [Р]. 4. Мирилки для друзей. Ребята, бывает ли такое, что вы иногда ссоритесь с другом? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? Что нужно делать, чтобы не ссориться. Как можно помирить друзей? Русский народ для этого случая придумал мирилки | Дети отвечают. Подбирают прилагательные, глаголы. Друг - надёжный, верный, вежливый, щедрый, добрый, понимающий, умный, веселый, дружелюбный, трудолюбивый, преданный, хороший, и др. Друзья вместе отдыхают – играют – гуляют – занимаются – проводят праздники – помогают и поддерживают друг другу , умеют хранить тайны, прощать, не обижать… Называют игры, в которые играют с друзьями. Ребёнок с помощью считалки выбирает ведущего. Играют 2 раза. Отвечают, рассуждают, опираясь на свой личный опыт. |
Этапы деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
Практический этап | Что такое мирилки и для чего они нужны? Какие вы знаете мирилки. Не забывайте четко произносить звук [Р]. 5. Игра «Весёлые скороговорки». А ещё вместе с друзьями можно устроить весёлые соревнования говорунов, произносящих скороговорки. Паша, а ты знаешь, что такое скороговорки? (рифмованные весёлые или шуточные фразы). Народ их придумал, чтобы научить детей говорить чисто, правильно и чётко, выговаривать все звуки. Вспомните, какие скороговорки вы знаете. Скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Возьмите кубик «Эмоции» и произнесите свою скороговорку с интонацией и эмоцией, изображённой на кубике (удивление, радость, грусть и т.д.). Если дети забыли скороговорки, предлагаются мнемотаблицы для напоминания. 6.Составление описательного рассказа «Мой друг» с опорой на мнемотаблицу. У каждого из вас есть друг. А хотели бы вы про него рассказать? Опишите своего друга. Поможет вам эта таблица. Разбор таблицы: 1. Имя (как зовут друга?) Возраст (сколько лет?) 2. Внешний вид (прическа, цвет волос, глаз, рост). | Один из детей показывает, как надо мириться и произносит знакомую ему мирилку. Например: Хватит нам уже сердиться, Отвечают на вопрос. Произносят скороговорки, выученные на индивидуальных занятиях в течение года, с различной интонацией. Рассматривают мнемотаблицу, вспоминают символы. |
Этапы деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
3.Черты характера. (Какой (ая) он (она)?) 4. Увлечения (чем любит заниматься?) 5. Отношение к другу (что тебе нравится в твоем друге?) Не забывайте четко проговаривать все звуки, когда будете рассказывать. Кто хочет первым рассказать о своём друге? Ребята, как вы думаете, смогли ли вы рассказать о своём друге? Что вам помогло в этом? Паша, тебе было интересно слушать про друга Ани? Мы все узнали, какие у вас замечательные друзья. | Составляют рассказ о своем друге. Осуществляют самоконтроль за правильным произношением звуков. | |
Рефлексивно-коррегируюший | Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. Какой звук вы учились правильно произносить? Паша, в какую бы народную игру предложил сыграть своим друзьям? Демид, что ты узнал интересного и нового? За что Рома, ты можешь себя похвалить. У кого были затруднения? Какие? Логопед хвалит детей за старание, правильное произношение звука [Р]. | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что нового узнали, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. |
Приложение 1
Русская народная игра «У бабушки Маланьи» вариант в исполнении ансамбля Яра.
Выбирают ведущего «Маланью». Дети идут по кругу, приговаривая слова, в соответствии с текстом выполняя движения.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке.
Жили семь сыновей,
Жили семь дочерей,
С такими ушами,
С такими глазами.
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Ничего не ели,
Ничего не пили.
На нее смотрели
Делали вот так.
А как?
Ведущий показывает движения, дети за ним повторяют.
Кто точнее выполнит движение, тот становится ведущим.
Приложение 2
1.Имя (как зовут?)
Возраст (сколько лет?)
2. Внешний вид.
(прическа;
цвет волос, глаз;
рост-высокий, средний, низкий).
3. Черты характера.
(Какой (ая) он (она)?)
4. Увлечения.
(Чем любит заниматься?)
5. Отношение к другу.
( Что тебе нравится в твоем друге?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудесный край..." Малые фольклорные жанры. Урок-проект
В ходе подготовки данного урока – проекта учащиеся рисовали карту предстоящего маршрута, подбирали скороговорки, оформляли листы путевого дневника, принимали участие в подборе дидактического мат...
Народные представления о здоровье, отразившиеся в малых фольклорных жанрах
Материал отражает народные представления о ценности здоровья, содержащиеся в пословицах, поговорках, приметах, пестушках....
Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.
Занятие литературного кружка на тему «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику часту...
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников
Художествееное устное слово играет большую роль в речевом развитии детей. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения....
Коррекционно-развивающее занятие "Как хорошо иметь друзей"
Занятие для обучающихся 1-2 классов коррекционной школы в рамках недели психологии и логопедии....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста
Особую роль в развитии детей ОВЗ раннего возраста играют малые фольклорные жанры, в том числе потешки. Потешки сопровождающие игровыми движениями, являются прекрасным посредником для установления конт...