"Чудесный край..." Малые фольклорные жанры. Урок-проект
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
В ходе подготовки данного урока – проекта учащиеся рисовали карту предстоящего маршрута, подбирали скороговорки, оформляли листы путевого дневника, принимали участие в подборе дидактического материала, самостоятельно формировали рабочие группы. Результатом проекта стала выставка творческих работ, выполненных на уроке группами участников проекта. В ходе проекта пятиклассники смогли попробовать свои силы в различных видах деятельности: креативном письме, театрализации, рисовании, аппликации, составлении ассоциограмм, игровых моментах. Урок-проект является личностно-ориентированной формой обучения, так как каждый ребенок получает возможность проявить себя в выбранном им виде деятельности, и интерактивной формой обучения, так как каждый участник проекта приобретает новые знания в процессе активной позновательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_kray.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект в 5 классе.
“Чудесный край…»
(Малые фольклорные жанры)
Цели урока:
Обобщение изученного по теме «Малые фольклорные жанры», развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся, развитие коммуникативности, умения работать в малой творческой группе
Оборудование урока:
карта путешествия, комплект раздаточного материала
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие. Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые знакомые. Как настоящие путешественники мы будем вести путевой дневник. А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле…»
2. Посмотрите, где это мы оказались!
На опушке веселого лесочка… Это не обычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые-загадки. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.
1 –е задание
Из предложенных загадок выбрать те, отгадки которых начинаются буквами, составляющими слово «загадка». Составить ассоциограмму, подобрать иллюстрацию- отгадку. Придумать и записать свою загадку в том случае, если к одной из букв вы не найдете примера, отгадку нарисовать.
Оформить первую страницу путевого дневника.
Перед представлением результатов творческими группами комментарий учителя: Загадки - это произведения устного народного творчества. Как и во всяком другом словесном произведении, в основе загадок лежит один из художественных приемов. Представляя свои работы, постарайтесь указать, на каком художественном приеме она основана.
(Далее представление творческими группами результатов работы над первым заданием)
3. Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! Их называют «зернами народной мудрости» На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.
Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.
2-е задание
Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы. Оформите вторую страницу дневника.
(Представление результатов работы)
Комментарий учителя: О чем эти пословицы? (о хлебе) Слово «хлеб» есть в каждой из наших пословиц, но они не просто рассказывают о хлебе, в них запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его трепетное, почтительное отношение к ХЛЕБУ_БАТЮШКЕ.
3-е задание
Составить ассоциограмму к слову «хлеб», подобрав глаголы, с помощью которых вы могли бы выразить свое отношение к хлебу.
4. А дорожка ведет нас дальше, на самый берег быстрой говорливой речки. Это река Скороговорка. Перебираться через нее придется по одному. Для этого нужно быстро и правильно проговорить скороговорку.
4-е задание
По цепочке каждый из участников проекта произносит скороговорки.
Комментарий учителя: Если не получается быстро перепрыгнуть через речушку (произнести скороговорку), можно перейти по мостику (четко, раздельно проговорив слова скороговорки). Учитель завершает работу скороговоркой: ВСЕХСКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ, НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ!
5. мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! (Звучит песня «Небылицы» В. Шаинского и Ю.Энтина) В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Небылицыно. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут небылицы, которые вы сами составите.
5-е задание
Опорные слова, данные в начальной форме, изменив, свяжите так, чтобы получилась небылица. Представьте свои небылицы в лицах, Оформите страничку путевого дневника.
6. Вот уж, действительно, верно поется в песенке : «Небылицы, небылицы переходят все границы».
А теперь давайте заглянем в соседнюю деревню. Ее жители очень любят порядок и поэтому все время что-нибудь считают, а называется она Считалкино. Каждый здесь не раз бывал, кто когда-нибудь играл в прятки или в салочки.
Тут шла Собака через Мост-
Четыре лапы, Пятый хвост.
Здесь за стеклянными дверями -
Веселый Попка с пирогами.
Он пироги не продает,
А так ребятам раздает.
6-е задание
Рассмотрите иллюстрации, угадайте героев считалок, вспомните эти считалки, запишите. А если не узнаете тех, кто изображен на рисунках, назовите других героев считалок, расскажите о них. Оформите следующую страничку путевых заметок.
(Далее представление результатов творческими группами.)
7. На самой границе чудесного края, по которому мы сегодня путешествуем, раскинулся сказочной красоты луг. Сюда в гости к сказкам забегает веселая девчушка-задорная частушка, приходят скоморохи-потешники. Здесь часто собираются все жители волшебной страны. Ребята! А как же называется эта чудесная страна?
8-е задание
Вспомните, с какими фольклорными жанрами мы работали на уроке, нанесите их названия на карту. Придумайте название чудесной стране, оформите последнюю страницу.
8. Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный луг не хочет с нами прощаться, он приглашает нас в соседнюю страну (не зря этот луг простирается по границе), имя которой РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, Впереди у нас много неожиданных, интересных встреч и открытий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
Народные представления о здоровье, отразившиеся в малых фольклорных жанрах
Материал отражает народные представления о ценности здоровья, содержащиеся в пословицах, поговорках, приметах, пестушках....
Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.
Занятие литературного кружка на тему «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику часту...
Доклад для выступления на МО "Фольклорные жанры в работе с детьми"
Доклад посвящён значимости изучения различных фольклорных жанров в детском саду....
Презентация по литературе "Легенда как фольклорный жанр" (5 класс)
Презентация содержит информационно - иллюстративный материал к разделу "Фольклор" (программа В.Я Коровиной, учебник М.А.Снежневской, О.М. Хреновой)...
Презентация по литературе "Легенда как фольклорный жанр" (5 класс)
Презентация содержит информационно - иллюстративный материал к разделу "Фольклор" (программа В.Я Коровиной, учебник М.А.Снежневской, О.М. Хреновой)...
«Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону» урок по литературе в 5 классе
урок по литературе для учеников 5 класса с использованием регионального компонента на тему: "Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону"...