Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста
презентация к уроку

Шипицина Елена Сергеевна

Особую роль в развитии детей ОВЗ раннего возраста играют малые фольклорные жанры, в том числе потешки. Потешки сопровождающие игровыми движениями, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_mart20.03.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста

Ранее развитие — это хорошо или плохо? Стоит ли заниматься со своим ребенком, стоит ли уделять ему время, стоит ли с ним играть, стоит ли ему что-то объяснять? Глупые вопросы, согласитесь! Занятия с малышом, которые предполагают игры, познавательную деятельность, совместное время препровождение, изучение чего-то нового и интересного не могут приносить вред. 

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным, общительным и активным. Во многом это зависит от того, как они будут участвовать в его развитии, обучении, воспитании, особенно впервые годы жизни.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, где рождаются дети с ограниченными возможностями. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей, т.к. именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Многие родители начинают заниматься с малышом дома, но далеко не у каждой мамы хватает терпения, а зачастую и знаний, таланта на регулярные, грамотно построенные, но при этом увлекательные занятия. Родители обращаются к различным специалистам в том числе к логопедам, дефектологам.

 

. Перед специалистами встает вопрос: как, с помощью каких методов, средств и приемов помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, чтобы  самостоятельно и полноценно жить в нем? Необходимо распознать в ребенке его потенциал, развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества.
     

Особую роль в развитии детей  с ОВЗ раннего возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка Современный ребенок мало времени проводит в обществе, взрослых, редко слышит рассказы сказки и потешки из уст своих родителей. Поэтому одним из своих направлений в коррекционной работе по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ я взяла формирование и развитие речи детей через устное народное творчество. Так как маленькие дети эмоционально реагируют на потешки, попевки, проявляют к ним живой интерес.

Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики рук,  преодолевать страх. Потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Они способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений устного народного творчества в играх и повседневной деятельности значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

 Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

 К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как русская народная песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности.

Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка .

Фольклорные произведения помогают мне в работе и по развитию подвижности артикуляционного аппарата, и по развитию произносительной стороны речи, и на формирование словаря и развитию активной речи.

Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики носят подражательный, игровой характер.

Например, при прочтении потешки « Из- за леса , из-за гор, едет дедушка Егор», предлагаю детям пощелкать языком, поцокать, как лошадка (подготовка для артикуляции звука Р) или после рассказывания сказки про волка и семеро козлят предлагаю показать малышам, как воет волк( вытянуть губы в трубочку и произнести звук «у-у-у») А после рассказывания сказки теремок, провожу упражнение : «Закроем – откроем домик»- учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы ( подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) После чтения потешки «Уж ты, Котя- коток, Котя- серенький лобок»- предлагаю детям показать как Котя –коток будет лакать молоко (Быстро выбрасывать и втягивать язык), или такое упражнение: как Котя лакомится пирогом ( облизывание языком верхней и нижней губы).Прошу показать какой широкий язычок у собачки и какой узкий у котенка.

Когда читаю потешки про ревушек такие как: «Не плачь, не плачь, куплю калачь», «Что ты плачешь, «Ы» да «Ы», слёзы поскорей утри» и др., предлагаю детям погримасничать- сделать веселое лицо, сердитое, плаксивое, доброе , спокойное. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую и др.

Наверное все мы взрослые помним как нам бабушки, мамы пели простые песенки:

Ай ду-ду, ду-ду-ду!

Сидит ворон на дубу…

Ай ачи-качи-качи

Под подушкой калачи…

Это воздействие на формирование детской речи, начиная с первых лет жизни. Своеобразным «обучением» являются речевые игры- подражание голосам животных и птиц, тем самым побуждая ребенка к речи. Малые фольклорные формы незаменимы для усвоения мелодичности родного языка. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познает тонкости родного языка.

Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка и освоения всех звуков родного языка.

На формирование гласных звуков использую потешки: «Ладушки, ладушки», «Наши уточки с утра», «Баю-бай, ты собаченька не лай» и многие другие.

На произнесение звуков «Т-Д», такие потешки как: «Дождик, дождик полно лить», «Ну-ка милый пастушок», «Тили бом, загорелся Кошкин дом» и др.

На произнесение звуков: Г-Г-Х использую потешки: «Гуси, гуси, га-га-га», « В печи калачи как огонь горячи», «Катя, Катя маленька», «Наши уточки с утра» и др.

Когда я выбираю потешки, обращаю внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.

Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению, создают радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с педагогом, активизируя свою речь.

Чтобы малыши быстрее и лучше запомнили песенки и потешки, их нужно обыграть. Беру куклу на руки, качаю её, затем показываю как громко лает собака( использую мягкую игрушку) и может разбудить Катю, а ребёнок  просит собачку: «Ты собаченька не лай, Белолапа не скули, нашу Катю не буди».

Знакомство потешек начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Даю возможность ребёнку рассмотреть игрушку, рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребёнок услышат в потешке.

Потешки помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать особенности и повадки:

Курочка-тараторочка

По двору ходит

Хохолок раздувает

Своих деток подзывает.

Знакомя с собачкой, подчеркиваю её незлобность, расположенность к ребенку:

К нам пришла собачка,

Умная собачка

С детками играет,

Очень громко лает.

Потешки помогают также в ознакомлении с природой. Малышу ещё не доступно осознание смены времен года и связанных с этим погодных явлений. Он откликается сиюминутно на солнышко, снег, дождь. При наблюдении использую короткие художественные тексты.

Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко…

Или идет дождь, и ребёнок вместе с педагогом сканируют потешку:

Дождик, дождик веселей

Капай, капай не жалей!..

Или например: такая игра – потешка, которая у ребенка развивает темпо – ритмическую сторону речи. Можно делать в виде массажа, постукивать по спинке ребенка отбивая темп  и ритм. Или одновременно ударять палочкой по металлафону проговаривать

Капля раз! Капля два!

Капли медленно сперва.      Сначало медленно

Стали капли ударять

Капля каплю догонять!       Затем в нормальном темпе

Дождик начался большой

Убежали мы домой!             И быстро

Ребенок начинает понимать взаимосвязь между явлениями природы:

Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще…

Используя малые фольклорные жанры как средство обогащения словаря детей с новыми словами и выражениями, благодаря простоте их звучания, дети, играя, легко запоминают их вводят в свою речь.

Большое значение для словаря и активизации речи имеет пальчиковая гимнастика с использование потешек: «Сорок-ворона», «Пальчик-мальчик где ты был?», «Идет коза рогатая», «Где же наши ручки»

 Таким образом, использование потешек, способствует развитию экспрессивной речи неговорящего ребёнка до уровня звукоподражания, лепета и первых слов, обогащению пассивного и активного словаря. Дети раннего возраста с ОВЗ становятся способны понимать обращённую речь, выполнять элементарные инструкции, пользоваться указательными жестами. У них формируются коммуникативные навыки, умения устанавливать эмоциональный, зрительный и речевой контакт. Благодаря тому что народные потешки насыщены звукосочетаниями на мотив народных мелодий, так называемыми наигрышами, повторяющимися по несколько раз в различном темпоритме, у детей развивается фонематический слух, слуховое внимание и восприятие. Через освоение образов животных и предметов, раскрываемых в текстах потешек, происходит ознакомление ребёнка раннего возраста с окружающим миром, закладываются основы непрерывной познавательной речевой деятельности. Используя малые фольклорные жанры, как средство развития речи в работе с детьми с ОВЗ раннего возраста, я убеждаюсь, что это интересно детям,  использования потешек на индивидуальных занятиях позволяет утверждать, что они играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей  с ОВЗ раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей, ведь в них используются звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, грамматически правильную форму слова. Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Поэтому диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ раннего возраста.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.Источник: ht...

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников

Художествееное устное слово играет большую роль в речевом развитии детей. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их...

САМООБРАЗОВАНИЕ. ТЕМА: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Пояснительная записка     Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возр...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер - класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»

Мастер - класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»...