Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"
статья
Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения
Власова А. О.
учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории
МОУ «Тираспольская средняя школа №11»
Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь
Сегодня приднестровские школы живут в режиме введения новых образовательных стандартов, которые устанавливают ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования на разных ступенях обучения. Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
С моей точки зрения, этот принцип лучше всего подходит к школьному курсу истории. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, и, особенно, к прошлому нашей Родины. Новые образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина Приднестровья, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В свое время Николай Николаевич Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ №11» педагогический коллектив в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников.
Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины: «история» и «обществознание» - напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.
В рамках данной статьи хотелось бы коснуться вопроса привития любви к изучению истории, посредством её и любви к Приднестровью через организацию внеурочной деятельности учащихся по предмету.
В практике моей работы имеют место такие формы внеурочной деятельности как краеведение, исследовательская деятельность, работа над учебными проектами, подготовка к олимпиадам и конкурсам, научно-практические конференции и предметные недели в школе.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. [3, с.92].
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Введение элементов краеведения в программу позволяет расширить учебно-воспитательную деятельность школы, даёт возможность выхода за пределы школы, что очень важно для наших учеников, помогает создать ситуацию успеха для любого ученика через участие в конкурсах и викторинах разного уровня. [1, с.22].
На базе нашей школы ведется факультативное занятие «История города Тирасполя», особое внимание хотелось бы уделить ему.
Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.
На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
«История города Тирасполя» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «История города Тирасполя» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя. «История города Тирасполя» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Программа предназначена для обучающихся среднего и старшего классов.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.
В ходе реализации курса предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные формы организации учебной деятельности, это:
- лекция;
- эвристическая беседа;
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- проектная деятельность;
- интеллектуальная игра.
Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.
Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.
В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли. [2, с.40].
Очень важной составляющей исследовательской деятельности является то, что свои работы ребята представляют на различных конференциях и конкурсах. Занятия внеурочной исследовательской деятельностью развивают коммуникативные универсальные учебные действия, дают навыки ораторского искусства. Школьники учатся выступать перед аудиторией, учатся ясно и логично выражать мысли в устном и письменном варианте, вырабатывают хорошую дикцию, правильные интонации. Неоднократно мои ученики становились победителями и дипломантами муниципальных и республиканских конкурсов, конференций.
Внеурочная исследовательская деятельность плодотворна для школьников, потому что способствует формированию метапредметных и личностных результатов, а также формирует универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Она развивает их кругозор и интеллект, прививает желание и дает навыки научной и исследовательской деятельности. Успехи помогают ребятам поверить в свои силы, настраивают на более серьезное занятие наукой, подстегивают желание учиться успешнее, чтобы поступить в вуз.
Таким образом, главная задача учителя истории – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло. Занимаясь краеведением на протяжении многих лет, уверена, что краеведческие изыскания способствуют развитию у школьников устойчивого интереса к истории и формированию личностно ориентированных знаний. Историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы.
Библиографический список
1. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6. С. 22
2. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.2002. № 3. С.40
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005. С. 92
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...
Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Совреме...
Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.
Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социально...
Инновационные технологии обучения математике в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Межпредметные связи как средство развития универсальных учебных действий...
Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...
Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...