Статья: "Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории"
статья

Власова Алёна Олеговна

Формирование гражданско-патриотической компетенции

на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdansko.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданско-патриотической компетенции

на уроках истории

Власова Алена Олеговна

учитель истории и обществознания

МОУ «ТСШ №11»

E-mail: alena_vlasova_88@mail.ru

         Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в Приднестровье значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания.

Вопросы формирования  общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию.

          Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста навыки и умения.

Новые образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина Приднестровья, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В свое время Николай  Николаевич  Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ№11» педагогический коллектив  в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников. 

Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины:  «история» и «обществознание» - напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.

        Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку; любовь к Родине; восприятие нравственно-этических норм общества и потребность следовать им.

УВП должен быть направлен на профилактику межнациональной агрессии, деструктивно влияющей на сознание и нравственные качества личности.

Основные задачи по реализации вышеназванной цели: воспитания истинных патриотов Приднестровской Молдавской Республики:

  • показывать могущество нашей Родины; 
  •  воспитывать бережное отношение к героическому прошлому; 
  • знакомить учащихся на уроках с нормативными документами государства;
  • освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, молдавской агрессии 1992 года,  знакомить с местами боевой славы; 
  • широко использовать краеведческий материал;
  • знакомить учащихся с новейшими достижениями  исторической и других наук; 
  •  пользоваться материалами СМИ.

Патриотическое воспитание будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

В рамках данной статьи хотелось бы коснуться и вопроса привития любви к изучению истории,  посредством её и любви к Приднестровью  через организацию внеклассной деятельности в школе.

Направлений этой работы достаточно, что бы каждый мог выбрать то лучшее, что поможет ему в будущем, в частности:

  • занятие в  краеведческом кружке;
  • элективные курсы по данному направлению;
  • экскурсии и походы;
  • исторические  праздники;
  • организация и проведение выставок;
  • исследовательское общество учащихся;
  • олимпиады и конкурсы различного уровня.

Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить знакомство с окружающим миром по принципу «близкого к далёкому», «известного к неизвестному».

Организация УВП на основе новейших достижений психологии и педагогики, диагностики потенциальных возможностей ученика для усвоения учебной информации, широкой информационный ресурс, глубокое нравственное воспитание, КТД, психологическая комфортность, программированное обучение - вот та основа, на чем строится современный урок и внеклассная работа по предмету.  

Принцип уважительного сотрудничества и совместного пути к творческому познанию истории, обществознания, краеведения лежит в  основе  работы.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

           На базе нашей школы ведется  элективный курс «История города Тирасполя», особое внимание хотелось бы уделить ему.

          Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

           На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

        «История города Тирасполя» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «История города Тирасполя» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя.        «История города Тирасполя» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

         Цель  программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

         Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:

1.Проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссий, в большинстве случаев не предполагающих однозначных ответов.

2. Семинарские занятия, лекции.

3. Анализ биографий исторических деятелей.

4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

5. Работа с дополнительной литературой, с источниками.

6. Работа с дидактическим материалом (таблицами, картами, схемами).

7. Тестирование.

8. Практические работы, в том числе и на компьютере.

9. Экскурсии.

10. Интерактивность.

Педагогические условия реализации содержания курса

     Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.

      Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция  содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.

       В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.

     Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.

Просветительская направленность программы.

Основная задача данного направления – вовлечение в изучение  родного города - своей малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков, экскурсий. Например, к 70-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков провели внеклассное мероприятие «Тирасполь: факты, события, люди»; ко Дню города «Тирасполь – город лидер» и др.

Городской и республиканский уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах. Например, приняли участие в: исследовательском обществе учащихся - проект «Первая мировая война в судьбе Приднестровья»; конкурсе научно-исследовательских работ «Имя в ленте истории, науки и культуры»; конкурсе «А.В. Суворов в истории Приднестровья»; конкурсе «С чего начинается Родина?» и др.

Предполагаемые  результаты  обучения.

1) В обучающей сфере – осуществление  нетрадиционного  подхода  к образованию,  приобретение учащимися  знаний по истории родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Приднестровья в целом, видеть неразрывную связь истории родного города с историей Приднестровья.

        2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного города, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков  научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В заключение,  хотелось бы сказать, что говоря о методической палитре учителя,  нужно подчеркнуть, что краски на этой палитре соединяет педагог. От правильного смешивания, таланта, зависит результат!

Библиографический список

1. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М., 2006

2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г

3. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений....

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Гражданско-патриотическое образование на уроках истории.

Статья посвящена гражданско-патриотическому образованию и воспитанию на уроках истории....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.

    Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стра­не стала все более заметной утрата нашим обществом традици­онно российского патриотического сознания, о необходимости возр...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...