Статья: "Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории"
статья
Формирование гражданско-патриотической компетенции
на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdansko.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданско-патриотической компетенции
на уроках истории
Власова Алена Олеговна
учитель истории и обществознания
МОУ «ТСШ №11»
E-mail: alena_vlasova_88@mail.ru
Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в Приднестровье значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания.
Вопросы формирования общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию.
Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста навыки и умения.
Новые образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина Приднестровья, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В свое время Николай Николаевич Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ№11» педагогический коллектив в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников.
Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины: «история» и «обществознание» - напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.
Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку; любовь к Родине; восприятие нравственно-этических норм общества и потребность следовать им.
УВП должен быть направлен на профилактику межнациональной агрессии, деструктивно влияющей на сознание и нравственные качества личности.
Основные задачи по реализации вышеназванной цели: воспитания истинных патриотов Приднестровской Молдавской Республики:
- показывать могущество нашей Родины;
- воспитывать бережное отношение к героическому прошлому;
- знакомить учащихся на уроках с нормативными документами государства;
- освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, молдавской агрессии 1992 года, знакомить с местами боевой славы;
- широко использовать краеведческий материал;
- знакомить учащихся с новейшими достижениями исторической и других наук;
- пользоваться материалами СМИ.
Патриотическое воспитание будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.
В рамках данной статьи хотелось бы коснуться и вопроса привития любви к изучению истории, посредством её и любви к Приднестровью через организацию внеклассной деятельности в школе.
Направлений этой работы достаточно, что бы каждый мог выбрать то лучшее, что поможет ему в будущем, в частности:
- занятие в краеведческом кружке;
- элективные курсы по данному направлению;
- экскурсии и походы;
- исторические праздники;
- организация и проведение выставок;
- исследовательское общество учащихся;
- олимпиады и конкурсы различного уровня.
Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить знакомство с окружающим миром по принципу «близкого к далёкому», «известного к неизвестному».
Организация УВП на основе новейших достижений психологии и педагогики, диагностики потенциальных возможностей ученика для усвоения учебной информации, широкой информационный ресурс, глубокое нравственное воспитание, КТД, психологическая комфортность, программированное обучение - вот та основа, на чем строится современный урок и внеклассная работа по предмету.
Принцип уважительного сотрудничества и совместного пути к творческому познанию истории, обществознания, краеведения лежит в основе работы.
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
На базе нашей школы ведется элективный курс «История города Тирасполя», особое внимание хотелось бы уделить ему.
Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.
На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
«История города Тирасполя» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «История города Тирасполя» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя. «История города Тирасполя» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Программа предназначена для обучающихся среднего и старшего классов.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.
Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
1.Проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссий, в большинстве случаев не предполагающих однозначных ответов.
2. Семинарские занятия, лекции.
3. Анализ биографий исторических деятелей.
4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
5. Работа с дополнительной литературой, с источниками.
6. Работа с дидактическим материалом (таблицами, картами, схемами).
7. Тестирование.
8. Практические работы, в том числе и на компьютере.
9. Экскурсии.
10. Интерактивность.
Педагогические условия реализации содержания курса
Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.
Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.
В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.
Просветительская направленность программы.
Основная задача данного направления – вовлечение в изучение родного города - своей малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков, экскурсий. Например, к 70-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков провели внеклассное мероприятие «Тирасполь: факты, события, люди»; ко Дню города «Тирасполь – город лидер» и др.
Городской и республиканский уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах. Например, приняли участие в: исследовательском обществе учащихся - проект «Первая мировая война в судьбе Приднестровья»; конкурсе научно-исследовательских работ «Имя в ленте истории, науки и культуры»; конкурсе «А.В. Суворов в истории Приднестровья»; конкурсе «С чего начинается Родина?» и др.
Предполагаемые результаты обучения.
1) В обучающей сфере – осуществление нетрадиционного подхода к образованию, приобретение учащимися знаний по истории родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Приднестровья в целом, видеть неразрывную связь истории родного города с историей Приднестровья.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного города, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
В заключение, хотелось бы сказать, что говоря о методической палитре учителя, нужно подчеркнуть, что краски на этой палитре соединяет педагог. От правильного смешивания, таланта, зависит результат!
Библиографический список
1. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М., 2006
2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
3. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории
Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений....
Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...
Творческая работа "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе."
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение....
Гражданско-патриотическое образование на уроках истории.
Статья посвящена гражданско-патриотическому образованию и воспитанию на уроках истории....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.
Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возр...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
Выступление на педсовете...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...