Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
материал по истории на тему

Демкина Ирина Евгеньевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gp_vospitanie1.docx37.57 КБ
Файл gr-patr_vosp.pptx452.1 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания. 

         В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.

        Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы не первый день волнуют педагогов.

    Педагог Антон  Семенович Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

    Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье".  В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

     Педагог Константин  Дмитриевич Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Эти идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

Интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики.

Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

  • 16 февраля 2001г. Правительство РФ приняло постановление №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг»

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма придает государство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011 г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции".

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В Федеральных государственных образовательных стандартах определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  •  уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  •  осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и    независимости (защита Отечества);
  •   проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  •    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  •   гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  •    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  •   ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  •   гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

- уроков истории и обществознания, работы школьного музея;

- памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

- ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

- активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;

- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность;

     Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

         "Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

    «История,– говорил В.О.Ключевский, -  это великая наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Применительно к нашей истории – слова проникнутые изрядной долей горечи. Слишком часто в угоду политическим веяниям  20 века мы меняли наши исторические пристрастия и морально-нравственные акценты при анализе исторического прошлого, а это в свою очередь отнюдь не благотворно сказалось на патриотизме молодого поколения. Стали процветать безразличие и невежество в отношении к собственной истории, неверие в то, что наше отечество может выглядеть достойно в семье великих народов мира. И мы можем встать перед проблемой появления поколения «Иванов, не помнящих родства», поколения, которое будет восторгаться шовинистической и неофашистской моралью.

            Совсем недавно, со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытались внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

         Вне исторической памяти, вне традиции и культуры  нет личности. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.

История одновременно и светлая, прекрасная, жесткая, страшная наука. Она призвана показать жизнь во всем ее многообразии – величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти злобе, предательстве; в поддержке людей друг друга, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами.

На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса.  На уроках надо стараться  сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир ученика. Дети могут учится уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие  к изучаемой проблеме.

Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей  иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая  учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, я стараюсь сосредоточить их внимание на  том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов будет иметь много более ценное  воспитательное действие.

Немало важную роль на уроках  истории в школе играет процесс формирования исторической терпимости  к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Учитывая то, что в классе часто учатся представители разных народов важно не допустить скатывания на позиции национализма. Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве.

История дает возможность продемонстрировать, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни.  

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.»

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:

- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление  в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

- урок защиты реферата;

- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

           Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

            Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине  достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

Трудности:

  • Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы.
  • Они практически не содержат яркого фактического материала
  • Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал (в учебниках “ Истории средних веков ” Ванюшкина, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц ! ).
  • Недостаточное количество часов на изучение некоторых тем (Отечественная война 1812 г-1 час)

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:

- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;

- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;

- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;

- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

Заключение.

  • Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
  • Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.
  • Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.
  • Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
  • Не менее важна роль семьи в воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности
  • Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.
  • Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.
  • Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Оценочная деятельность.

Записывают домашнее задание

Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин

Регулятивная – оценка, саморегуляция


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания. Подготовила Дёмкина Ирина Евгеньевна Учитель истории и обществознания МОУ Федюковская СОШ Подольский район 2015 г

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

Слайд 3

Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье". В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

Слайд 4

Константин Дмитриевич Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Слайд 5

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

Слайд 6

Гражданско-патриотическое воспитание чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Слайд 7

"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". «История,– говорил В.О.Ключевский, - это великая наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Слайд 8

Для лучшего осмысления учениками событий истории проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее; уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах; урок защиты реферата; уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

Слайд 9

Трудности: Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала . Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал (в учебниках «Истории средних веков» Ведюшкина , например, предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц ! ). Недостаточное количество часов на изучение некоторых тем (Отечественная война 1812 г-1 час)

Слайд 10

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если: содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка; гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики; на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию; знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

Слайд 11

Заключение. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности. Не менее важна роль семьи в воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя. Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно. Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках истории и обществознания

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними стро...

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Индивидуальная методическая проблема:     Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"

В докладе поднимаются вопросы современной молодежи, которая  растет под влиянием средств массовой информации и Интернета и часто не способствуют воспитвниюгражданственности.Душевная пустота, равн...

Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...