Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.
статья по краеведению на тему
Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»(1,с.25).
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны), обществознания помогают определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.
Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания. Не случайно с 90-х годов XX века учителями разных регионов России создаются и внедряются программы краеведческих учебных курсов.
Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
• изучение истории семьи ребенка;
• изучение истории родного края;
• изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).
Формированию чувства любви к Родине у подрастающего поколения на современном этапе будет способствовать решение следующих задач:
• расширить мотивацию изучения истории Отечества;
• воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
• привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
• создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ с.Гордино
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.
Белёва Галина Николаевна
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ с. Гордино,
Афанасьевский район,
Кировская область
2014 год
Оглавление
1.Введение стр.3
2. История гражданско-патриотического воспитания стр. 4
3. Объективный подход к истории России стр. 7
4. Педагогические средства формирования патриотизма
у современных школьников стр.10
4.1. Формирование национального самосознания школьника
через изучение родословной на уроках истории Отечества. стр. 10
4.2. Гражданско-патриотическое воспитание
в процессе изучения истории родного края. стр.12
4.2.1. Особенности освоения материала по истории
родного края учащимися. стр. 13
4.3. Формирование патриотических и гражданских чувств
у учащихся через изучение героических страниц
истории Отечества. стр.15
5. Факторы эффективности формирования
гражданско-патриотического сознания учащихся
6. Заключение стр.20
Введение
Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»(1,с.25).
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны), обществознания помогают определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.
Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания. Не случайно с 90-х годов XX века учителями разных регионов России создаются и внедряются программы краеведческих учебных курсов.
Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
• изучение истории семьи ребенка;
• изучение истории родного края;
• изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).
Формированию чувства любви к Родине у подрастающего поколения на современном этапе будет способствовать решение следующих задач:
• расширить мотивацию изучения истории Отечества;
• воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
• привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
• создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
История гражданско-патриотического воспитания
Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку.
Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других
стран - плохая услуга Отечеству. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.
В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна золотая середина. Как этого достичь?
Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы. «Необходимо, однако, помнить, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как путем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого, живо говорящими детскому уму и сердцу. Отрешенные от исторической действительности назидательные речи преподавателя с нравоучениями на патриотические темы, внося в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извратили бы доброе воспитательное средство, и повели бы к прямому педагогическому злу» (2.с.25). Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требование устранения из преподавания неправды и тенденциозности.
В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина,: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа»(3,с.25) .
В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал.
Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправданно тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.
Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.
В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды самостоятельной работы.
Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством
А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.
Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Проводились ученические конференции «Патриотизм русского народа», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Исторические вечера с сообщениями и докладами школьников, велась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.
В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.
А стоило ли отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавших наше Отечество?
Патриотизм - это «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».
Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».
Существует множество толкований слова «патриотизм»:
- патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [4,с.];
- патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [5,с.];
патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины [3,с.].
Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод: гражданско-
патриотическое воспитание ни уроках истории, обществознания и во внеклассной работе - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.
Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это и психологическое потрясение, пронизавшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.
Объективный подход к истории прошлого
Гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе объективного изучения исторического прошлого.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гордости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в 90-х гг. XX в. В начале III тысячелетия учителя и учащиеся должны понять, что «дети без родителей» - это не мы. «Иваны, родства не помнящие» - это тоже не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, учитель, несомненно, прививает чувство гордости за Родину, ведь ее достижения, действительно, заслуживают уважения.
Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания.
Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Нестеров и разведчица Зоя Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя» (6,с.25).
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую, на примерах которых должны воспитываться идеалы служения Отечеству.
Честно служил Отечеству летчик П. Н. Нестеров. В начале Первой мировой войны он находился в действующей армии. На том участке фронта, где служил Нестеров, постоянно и безнаказанно совершал разведывательные полеты над русскими позициями австрийский самолет «Альбатрос». Уничтожить его было нельзя: зенитных орудий и пулеметов тогда еще не существовало.
Полеты «австрияка» приводили к тому, что расположение новых боевых позиций русских войск быстро становилось известно противнику. И Нестеров однажды заявил: «Я даю честное слово русского офицера, что австриец перестанет летать». Но как сдержать это слово, если на нестеровском «Моране» из оружия есть только револьвер у пилота на поясном ремне?
И все же очередной полет австрийца стал последним. Завидев самолет «Альбатрос», Нестеров быстро поднял свою машину в воздух, набрал высоту и впервые в мировой авиационной практике применил «битье колесами сверху» - таран. «Альбатрос» рухнул вниз. «Моран», не выдержав удара, сам развалился на части. Парашютов еще не было, и Нестеров погиб, разбившись о землю. Так штабс-капитан русской армии Петр Нестеров сдержал слово офицера. Его подвиг, таран противника, в Отечественную войну 1941-1945 гг. около 650 раз повторили советские летчики. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Прекрасных исторических примеров в Отечестве не счесть. Учителю их надо хорошо знать, понимать, и умело использовать в воспитательной работе на занятиях.
Гражданско-патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств учащихся.
«Современный нам историк, - отмечал Т. Н. Грановский,- не может, однако, отказываться от законной потребности нравственного влияния на своих читателей».
В учебниках истории редко просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т. д. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева, Ж. Алферова и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Примером служит патриотизм разнородных по положению и времени лиц, часть которых в учебниках однозначно оценивались как патриоты, а другая часть - наоборот. Речь идет о генерале А. X. Бенкендорфе, о поручике М. Ю. Лермонтове, юнкере А. С. Пушкине и советском гражданине В. В. Маяковском. Каждый из них в свое время в стихах или прозе высказал свое отношение к Отечеству.
Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно. Что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение».
Лермонтов: Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
Пушкин: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Маяковский: Я славлю Отечество, которое есть, Но трижды - которое будет!
- Кто из перечисленных лиц, исходя из высказанных ими убеждений, может быть отнесен к патриотам, а кто нет? Любил ли Лермонтов «немытую Россию»! Кто-то, прочитав такие строки, скажет: «Нет». Но почему же тогда он славит Бородино 1812 г., русского солдата, его героизм? Был ли патриотом Пушкин, призвавший «посвятить души прекрасные порывы» крепостнической России и восхвалявший Николая I:
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
Патриот ли Маяковский, «славивший Отечество» в условиях сталинского тоталитаризма?
Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они истинные патриоты России. И Бенкендорф, и Лермонтов, и Пушкин, и Маяковский любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по-разному.
Патриотическое воспитание не допускает проявлений высокомерного превосходства своего народа над другими, эгоизма, «шапкозакидательства» и т. п. Патриотическое воспитание осуществляется на выработке непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.
Поэтому требуют исправления ошибки, допущенные некоторыми высокопоставленными лицами и средствами массовой информации, активно внушавшими в 90-х гг. XX в. российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.
- Какие силы враждебны для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто экономически, экологически, идеологически и т. п. пытается подорвать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя. Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя и в России - в северокавказских событиях на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной и внутренней жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает им, «кто есть кто», «с кем дружить, а с кем служить».
Педагогические средства формирования патриотизм
у современных школьников
Формирование национального самосознания
школьника через изучение родословной
на уроках истории Отечества.
Процветающее, стабильное общество - это общество, вдохновляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Отечеству, стремлением дать каждому гражданину высокий материальный достаток. Российское общество всегда имело объединяющую, общенациональную идею - православие, общности. Сейчас мы лишены этой идеи. Общество в глубоком кризисе. К нам относятся как к пассивному материалу очередного исторического эксперимента. В чем же выход?
Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Авторы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саштина, А. И. Санлин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как к всепроникающему началу, которое вокруг нас. Показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.
Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины веков. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
Идет знакомство со словарем. Важно учитывать мотивацию и особенности мышления детей 10—11 лет. В этом возрасте наступает благоприятный момент для изучения истории семьи.
1. Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, чувство долга и ответственность ребенка).
2. Сформированы способности к творчеству и исследовательской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.
Основная работа над родословной ведется в 8-11 классах на факультативах. У учащихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, желание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.
Готовность к исследовательской деятельности, эвристическое мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разумными учебными программами.
История семьи в старших классах изучается совместно с историей Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы.
Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. В 11 классе работа продолжается на факультативе и имеет целью написание экзаменационного реферата. Темы рефератов:
• «Как встретили XX век мои предки».
• «Столыпинская реформа в истории моих предков».
• «Октябрьская революция в судьбах моих предков».
• «Колхозное строительство и моя семья».
• «Кем мы гордимся в нашей семье».
• «Семейные традиции».
• «Наследственные заболевания в нашем роду» и т. д.
Учителю, решившему включить родословие в курс отечественной истории, можно дать следующие методические советы:
1. Школьники должны быть максимально вовлечены в учебный процесс как самостоятельные исследователи прошлого.
2. Школьники должны использовать при изучении родословия разные источники (письменные документы, письма родных, воспоминания, устные рассказы родственников, знакомых, заинтересованных лиц, музейные и архивные материалы).
3. Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем.
4.Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму.
5. Работа над родословной должна быть доступной и интересной.
6. В процесс работы должны быть вовлечены родители, с которыми необходимо провести предварительную доверительную беседу.
Таким образом, в результате работы над родословной с целью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и с отстранением смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.
Гражданско-патриотическое воспитание
в процессе изучения истории родного края.
Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX веке. По образному выражению
Д. С. Лихачева, краеведение способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
История края строится в основном на краеведческом материале, придающем ей свой неповторимый колорит. Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огромной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающих поколений.
Бесспорен развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к истории родного края и страны в целом.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - попять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
Страницы истории родного края, города, поселка дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы.
Ребята с удовольствием посещают исторические места, о которых узнали из бесед с очевидцами военных событий, музеи. Им интересно узнавать, как изменился облик родного города в послевоенное время. Дети принимают активное участие в подготовке и проведении тематических классных часов, викторин, посвященных памятным датам в истории города, села и внеклассных мероприятий, посвященных отдельным страницам героической истории родного края.
Особенности освоения материала по истории родного края учащимися.
При преподавании материала по истории родного края необходимо создать такие условия, при которых возможна активная познавательная (оценочная, эмоциональная) деятельность учащихся. А это возможно при соблюдении учителем следующих требований:
1. Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
2. Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).
Такой подход требует широкого использования принципа наглядности в начальной и основной школе.
Например, во введении к уроку демонстрируется видеоряд фотографий, слайдов, которые задают эмоциональный или познавательный тон всего урока, в сопровождении музыкальной заставки и фрагмента стихотворения:
Тая всю явь, что мимо них текла,
Все отраженья давних поколений,
Как занавешенные зеркала,
Стоят фасады городских строений.
Когда-нибудь изобретут прибор:
Направив луч на здание любое -
На особняк, на крепость, на собор, -
Мы прошлое увидим пред собою.
(В. Шефнер)
Учитель. Вы, конечно, знаете эти здания. Попробуем их «разговорить», узнать, о каком прошлом они хранят память.
Чтобы способствовать приобретению новых знаний учащимися в процессе активной деятельности, необходимо применять различные методические приемы (групповую работу, творческие мастерские, инсценировки и т. п.). Закрепление материала можно проводить в виде игровых ситуаций, состязаний, защиты групповых работ, заочных экскурсий. Домашнее задание включает задания разного уровня, необходимые для освоения базового материала, а также систему дифференцированных творческих заданий, которые выполняются учеником по выбору, с учетом их психологических особенностей.
Приобретение знаний и умений на уроках, посвященных истории родного края, проходит не в изоляции от других учебных курсов, а в содружестве с ними. При изучении того или иного периода истории края необходимо способствовать переносу знаний и умений, освоенных учащимися в других учебных курсах. Для этого разрабатываются задания, для выполнения которых необходимо привлечение знаний из различных учебных дисциплин.
Вот, например, возможное задание в курсе «История культуры родного края» для учащихся 8 класса . Оно дается перед экскурсией в краеведческий музей. Задание может содержать в себе следующее: определить примерное местоположение первого оборонительного острога, появившегося на территории нашего города, определить природные особенности и рельеф местности. Узнать, как выглядел острог, как жили, одевались его обитатели, от кого они должны были защищать границы нашего государства.
Одним из вариантов домашнего задания после экскурсии можно дать творческое задание: подготовить и провести экскурсию в первый сторожевой острог, появившийся на территории города, нарисовать группу слайдов, отражающих культуру и быт обитателей острога.
3. Применение освоенных знаний как в рамках учебных курсов истории и обществознания, так и во внеклассной деятельности.
4. Сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий. Смысл изучения истории края в том, чтобы ученик умел смотреть и видеть: извлекать из объекта информацию, оценивать его. В этом отношении огромную роль играют учебные прогулки, общение с «живыми» объектами. В старших классах ученики могут осуществлять прогулки на вводных уроках, уроках изучения нового материала и повторительно-обобщающих.
В организации такой прогулки можно выделить три этапа:
•Подготовительный этап играет большую роль в 5—6 классах. Необходимо составить маршрут, оформить маршрутный лист, сформулировать познавательные вопросы, ответы на которые ученики должны найти во время прогулки, а также «разрекламировать» прогулку. (Есть в нашем районе удивительный уголок. Он обойден вниманием исследователей. О нем вы не прочитаете в справочнике или в путеводителе. Между тем здесь сосредоточены очень важные в пашей жизни объекты...) Маршрутные листы с вопросами вручаются ученикам.
• Ознакомительный этап предполагает элемент исследования. Ученики должны внимательно осмотреть объект, «извлечь из него» максимум информации, вспомнить аудитор по полученные знания и умения.
• Завершающий этап: оформление листов прогулки (отчетов). Ученики вносят в них не только ответы на поставленные вопросы, но и делятся своими впечатлениями от увиденного.
Форма оценки работы: индивидуальная или групповая защита оформленных листов прогулки; выставка их для родителей или выставка-конкурс для определения лучших работ.
Формирование патриотических и гражданских чувств
у учащихся через изучение героических страниц
истории Отечества.
«Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я ее люблю, что мне в ней дорого, что я защищаю, ради чего я отдам, если понадобится, собственную жизнь. Пусть школа даст ученику прекрасное знание родной истории, воспитает в нем чувство гордости прошлым Отечества, неисчерпаемостью его богатств, великой мощью и красотой нашей страны» (7, с.25). Так о патриотизме говорил нарком просвещения РСФСР
В. П. Потемкин, выступая перед активом учителей Москвы в феврале 1943 г.
Эти слова созвучны и нынешнему времени, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом искажены истинное значение и роль интернационализма, снизили свое воспитательное воздействие российская культура, искусство и образование как важнейшие факторы формирования патриотизма. Как уже было сказано выше, формировать чувство любви к своему Отечеству можно через изучение истории жизни своих предков (изучение родословной своей семьи, изучение истории своего края как места проживания своих предков).
Теперь необходимо более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе.
1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожарского!... Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «...похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.
2. На уроке «Бородинское сражение», создавая образную картину кануна битвы, можно привести слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистою безупречною совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне. Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся» (8,с.25).
Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».
Учащихся подводят к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Адъютант Наполеона Ф. Сепор писал: «...потери были громадны и не соответствовали результатам. Все вокруг...оплакивали смерть кого-либо из близких: друга, родственника, брата... Роковой жребий в этой битве пал на самых значительных лиц. Сорок три генерала были убиты или ранены. В какой траур должен одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!»
Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связывать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:
Бейся в схватках равных и неравных
До конца! Плати врагу сполна! Помни, что ты правнук и праправнук Доблестных солдат Бородина.
3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значении марш-маневра из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, учитель может привести слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».
В беседе о причинах оставления французами Москвы можно привести слова из пьесы В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов»:
Велик Наполеон! Стратег, политик ловкий,
Сравнится, кто другой с ним, думаю, навряд.
А вот сидит в Кремле, как в мышеловке,
И хочется вперед, аи надобно назад.
Вопрос об огромном размахе партизанского движения в народной войне может быть раскрыт в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обоз».
В рассказ можно включить оценку подвигов капитана Александра Фигнера - замечательного русского патриота, человека невиданной храбрости и находчивости. Он пытался проникнуть в Кремль в захваченной Москве, чтобы убить Наполеона, и пожертвовал своей жизнью, спасая солдата при переправе через Эльбу.
Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.
Характеризуя превосходство русского военного искусства и гений полководческого таланта Кутузова, целесообразно привести слова
А. С. Пушкина: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славой России, его памятник - скала св. Елены». И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны летом 1942 года был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских войск, которые получили кодовые названия в честь выдающихся русских полководцев, была проведена операция «Кутузов» (освобождение Орла летом 1943 года в битве на Курской дуге).
4. Уроки по теме «Крымская война» также дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П. С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, учитель предлагает учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наварин-ском сражении. Тогда па линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин - будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению.
Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь...» . Далее приводятся примеры массового героизма защитников города. Так, рядовой Днепропетровского пехотного полка Клим Ефимов, получивший ранение осколком гранаты в лицо, сразу же после перевязки отправился на поле боя. Тяжело раненный в ногу рядовой 4-ой карабинерской роты Цветковский, лежа на земле, вел огонь по отступающей вражеской кавалерии. Унтер-офицер Быстрыкин, истратив все заряды и окруженный вражескими солдатами, продолжал бороться, действуя прикладом. Учащимся предлагается вопрос:
- Какие боевые и моральные качества проявили эти русские патриоты?
Особо следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Среди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10-летний Николай Пищенко.
Рассказывая об обороне Севастополя, следует подчеркнуть, что защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство. Это - знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотинцев и матросов и массированный артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска неприятеля.
В завершение урока делается вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей славой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества.
Здесь могут прозвучать слова Н. А. Некрасова из поэмы «Тишина», написанные после окончания Крымской войны.
Народ-герой! В борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца.
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!
Учащиеся отвечают на в о п р о с :
- Как вы понимаете выражения «венец терновый» и «победоносный венец»?
Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.
В заключение урока может прозвучать песня Бориса Мокроусова «Заветный камень».
5. На уроке, посвященном Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., рассказывая о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, учитель приводит примеры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в сложной гористой местности в условиях суровой зимы. Здесь можно использовать фрагмент романа Б. Васильева «Были и небыли» и привести слова героя боев генерала М. Д. Соболева, появляющегося в самых опасных местах сражений. Обращаясь к солдатам, лежащим в цепи, он говорит: «Товарищи мои боевые, братья мои! Велика ваша отвага, тяжелы ваши жертвы, беспримерно мужество ваше. Низко кланяюсь и от всего сердца благодарю вас за это».
На уроке можно продемонстрировать и открытки, рассказывающие о любовно сохраняемых на болгарской земле памятниках подвигам русских солдат, офицеров и генералов. Среди них - величественный монумент на Шипке, храм-мавзолей на Плевне, памятник в центре Софии с надписью «Братьям-освободителям - признательная Болгария».
6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» можно подготовить в форме урока-игры «Дорогами войны».
Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.
Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса:
• эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;
• использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение деятельности ума школьника;
• формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед.
Необходимо объяснять причины того, что стране приходилось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни России и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.
Актуальный сегодня вопрос о патриотическом воспитании имеет длительную историю. На всех этапах развития российского общества, наряду с яростными противниками, у него были сторонники и защитники. Наиболее серьезной разработкой данной проблематики занимались, как правило, в годы суровых испытаний для нашего Отечества, ярким примером этого является период Великой Отечественной войны.
Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям:
1. Изучение ребенком истории своей семьи.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение героических страниц истории Отечества
Наиболее эффективно задачи гражданско-патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:
• Культура Руси IX - первой половины XII в.
• Походы Батыя на Русь.
• Борьба русских земель с западными завоевателями.
• Русь и Золотая Орда в Х1П-Х1У вв.
• Русская культура Х1У-ХУ, XVI вв.
• Освободительная война против польских, немецких и шведских
интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).
• Культура России XVII в.
• Преобразования Петра I.
• Внешняя политика Петра I.
• Развитие культуры в Петровскую эпоху.
• Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
• Культура XVIII в.
• Отечественная война 1812 г.
• Крымская война.
• Культура первой половины XIX в.
• Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
• Русская культура во второй половине XIX в.
• Культура в начале XX в.
• Россия в Первой мировой войне.
• Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
• Послевоенное восстановление хозяйства и др.
Факторы эффективности формирования
гражданско-патриотического сознания учащихся
Факторами эффективности формирования патриотического сознания подрастающих поколений россиян являются:
1. Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
2. Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
3. Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
4. Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
5. Повышенное внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во внеучебной деятельности.
6. Личные качества педагогов (духовность, социальная и политическая активность).
7. Готовность к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними;
8. Стремление вести здоровый образ жизни;
9. Отторжение чуждых ценностей и идеалов;
10. Способность к творческой реализации как выражению гармонии личности.
Заключение
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.
Субъектом патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма … формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным.Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [9, с. ].
Общеобразовательная школа имеет все возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Они реализуются при создании соответствующих условий. В частности, мы выделяем следующие условия организации работы по патриотическому воспитанию школьников.
Повышение воспитательной ценности урока, предметных кружков. Урок – организационная форма обучения, реализующая, в числе других, воспитательную функцию. Например, на уроках «краеведение» обучающиеся знакомятся с историей города, его культурой и традициями, на уроках истории расширяют свои знания о местах сражений и подвигах наших соотечественников, выдающихся людях прошлого и современности страны. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. Каждый день нашего государства чем-то знаменателен, связан с людьми, которые прославили себя и свою Родину.
Педагоги с помощью словесных и наглядных методов обучения подходят к освещению прошлого и настоящего Родины, активизируют у школьников желание самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни, предлагая им разнообразные виды заданий. Среди них следует отметить:
― изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины;
― участие в конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России;
― дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранение природных ресурсов;
― участие в детских, подростковых и юношеских движениях;
― проведение дней воинской славы России и Советского Союза.
В процессе внеклассной работы традиционными в школе стали беседы, классные часы, диспуты, на которых воспитанники знакомятся с государственными символами России, их значением в жизни общества. Классные руководители, учителя поддерживают контакты с семьями обучающихся, активизируют желания детей узнать о своей родословной, о профессиях дедов и прадедов. Педагоги дополнительного образования расширяют кругозор школьников, знакомя их, например, с вышивкой, резьбой по дереву, характерной для каждой местности, с традициями народной кухни, с народными инструментами.
Поддержание воспитательных традиций школы. Реализация данного условия осуществляется посредством совместной работы педагогов с обучающимися. Так, организуются выставки юных художников, единые тематические дни в форме открытого урока, внеклассного занятия с патриотически-ориентированной тематикой; круглые столы с обсуждением вопросов толерантности и культуры межнационального общения в школе. Воспитанники познают, сохраняют и создают школьную атрибутику, оформляют кабинеты к памятным датам, участвуют в городских, областных мероприятиях по спортивному ориентированию, стрельбе из пневматической винтовки, конкурсах военно-патриотической песни, продолжают начатое дело своих предшественников.
Связь с общественными организациями. Общеобразовательная школа поддерживает связь с Советом ветеранов. Совместно с ним организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; экскурсии к обелискам и памятникам; по местам боевой и трудовой славы. Особое место занимает поисковая работа по выявлению военных и трудовых ветеранов, оказание им помощи в ходе благотворительных акций.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этой связи большую роль в организации патриотической работы играет посещение музеев боевой славы, как школьного, так и др. Там проводятся «Уроки мужества», «Линейка памяти» и другие мероприятия.
Проведение экскурсий в учреждениях культуры – одно из условий работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Например. На экскурсиях в областной художественный музей имени В.МС. и А.М. Васнецовых школьники знакомятся не только с работами выдающихся художников, но и узнают о жизни, культуре, традициях того поколения. МВК «Природа» дает возможность школьникам глубже проникнуть в животный, растительный мир нашего края. Узнать много нового об экономическом, социальном состоянии города в разные периоды жизни страны поможет областной краеведческий музей, Диорама. В музее пожарной части они могут увидеть снаряжения, муляжи техники и форму пожарных прошлого века. Спектакли драматического театра вносят вклад в воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств, в том числе бережное отношение к своему народу, развивают интерес к народному театру, литературному творчеству. Экскурсии, например, в город Глазов Удмуртской республики, город Пермь и в другие места расширяют знания обучающихся о близлежащих регионах.
Отражение школьной жизни в средствах информаций общеобразовательного учреждения. Воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников широка и разнообразна. Она включает в себя школьные события как часть истории каждого воспитанника. Вся школьная жизнь отражается в общешкольной газете, классных уголках, листках-молниях, на тематических стендах. Обучающиеся должны знать, радоваться и гордиться своими друзьями, которые, кроме учебной деятельности, принимают активное участие в общественной жизни школы, города, района, области. Любая информация должна привлекать внимание, волновать сердца людей. В целом, все мероприятия в общеобразовательной школе проводятся с использованием средств наглядности, в том числе созданных на основе современных информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, для успешного осуществления гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые предоставляют каждому школьнику возможности постоянно проявлять себя, развивать активную гражданскую позицию.
Список использованной литературы
1. О концепции модернизации современного российского образования, Вестник образования.-2002.-с.16.
2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе., -М.,1999
3. Вырщиков, Л., Кусмарцев, М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7
4.Словарь иностранных слов. - М, 1989.- С. 376
5. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 855
6. Колосков,А.Г. История в школе,- Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№6
7.Гусарова,Т.П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины: учебное пособие.-М.-1990
8.К Истории патриотического мира//Родина:журн.-1992.-№-6-7
9. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон.– М.: Просвещение, 1966. – С 98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.
Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
Выступление на педсовете...
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...