Гражданско-патриотическое образование на уроках истории.
статья по истории на тему

Шевцова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена гражданско-патриотическому образованию и воспитанию на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

ТЕМА:

Гражданско - патриотическое образование и воспитание на уроках истории.

(из опыта работы учителя истории

Шевцовой Ирины Геннадьевны)

г.Николаевск-на-Амуре

2014 год

  1. Актуальность

Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.

Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения.

Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм.

Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания.

Понятие «патриотизм» используется в научной литературе на протяжении веков. Сущность его связывается не только с отдельным нравственным принципом или качеством человека, а с совокупностью черт социально-нравственной личности, что и позволяет считать патриотизм неотъемлемой ее частью.

Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные ее аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Г. Кершенштейнера, Я. А. Коменского, Л. И. Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского.

Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А. В. Беляев, Д. Н. Веприняк, С. Н. Винникова, И. Н. Глазунова, М. А. Горбова, А. Н. Зайчиков, Н. В. Ипполитова, И. М. Клименко, С. В. Марзоев, Н. Д. Никандров, А. И. Поберезкин, А. И. Пятикоп, X. Тиллоев, В. Н. Устякин, Г. Н. Филонов, И. Ю. Хитарова, А. Ю. Чибисов и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников. В этих исследованиях определена зависимость патриотического воспитания учащихся от социально-экономических условий и потребностей общества, разработаны педагогические основы патриотического воспитания школьников, выявлены закономерности и принципы, а также содержание, формы, методы патриотического воспитания.

  1. Педагогические  средства  формирования патриотизма  у современных школьников.

Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в гражданско-патриотическом образовании. И здесь главная роль принадлежит образовательным учреждениям, которые могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания социально активного, нравственно полноценного и физически здорового человека.

В ФГОС  определены личностные характеристики  выпускника «портрет выпускника школы», гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.

Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Цель: формирование гражданина  - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Задачи:

  • Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.
  • Распространение среди учащихся гражданских ценностей.
  •  Воспитание  гуманности и человечности.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Повышение правовой и политической культуры.
  • Расширение мотивации изучения обществознания и истории.
  • Привитие навыков исследовательской работы.
  • Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Пути достижения поставленных задач различны  и выбираются с учетом возрастных и психологических  особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм  и методов организации познавательной  деятельности учащихся.

  1. Формирование патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц  истории Отечества.

Для формирования гражданственности мною используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.  

Каждое государство заинтересовано в воспитании настоящих граждан, патриотов своей страны, каждая семья стремится воспитать достойных детей. А сделать это можно путём воспитания и образования.

  • Разве можно воспитать патриота, не знающего свою историю?
  • Можно ли говорить о гражданственности человека, не знающего Конституцию своей страны, права человека и гражданина, функции различных государственных органов?
  • Реальна ли выработка собственной гражданской позиции во взаимоотношениях с различными социальными группами человеком, не имеющим представления о структуре общества, социальном статусе личности?
  • Можно ли быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения?

Ответ на все эти вопросы очевиден.

И поэтому моя задача помочь современному подростку в становлении своей жизненной позиции.

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории играют большую роль.

На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.

 На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.

       Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания.

       Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по  выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

        Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

•    изучение истории семьи ребенка;

•    изучение истории родного края;

•  изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).

Особенно важным в процессе формирования гражданских ценностей является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений народов России.

На уроках по теме «Культура России»  учащиеся знакомятся с основными направлениями развития  российской культуры, с достижениями российской науки. К урокам дети готовят рефераты о жизни и творчестве деятелей науки и культуры.

Большое значение для формирования этнического самосознания имеют вопросы принятия христианства и культуры древней Русь.

Они способствуют осознанию своей культурной общности с другими народами, а это имеет важное значение для современной многонациональной  и  многоконфессиональной России.

Изучая эти темы, я стараюсь обязательно познакомить детей с историей  храма  нашего города.

Знакомясь с произведениями древнерусской литературы («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Правда Ярослава»), древнерусского права  дети получают представление о добре и зле древнерусского народа и делают выводы, что они совпадают с представлениями других народов, многие этические нормы древнерусского народа являются ценностью и для современного человека.

Мощным воспитательным воздействием обладает материал уроков о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и  борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.

Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как  гордость за  победы своих предков.

Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы  усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а  работают с документом (например,  сопоставляют  отрывки  описания битвы по  произведениям  Куликовского  цикла:

  • «Сказание о Мамаевом побоище»;
  • поэма «Задонщина»;
  • Летопись Куликовского сражения;

Восприятие картины боя, описание сражения  усиливается, когда дети видят картину. Я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Значимость роли народа в защите Отечества дает изучение  темы «Смутное время». Часто применяю в этой теме прием сопоставления материала, выученного в 6 классе - о борьбе французского народа против англичан в годы Столетней войны (подвиг Жанны д   Арк) и подвиг народа российского в борьбе с польско - шведской интервенцией, который  под руководством  Минина и Пожарского сумел сделать то, что не удавалось царской армии и правителям  Смутного времени.

Мирное освоение и продвижение русских первопроходцев на Восток- присоединение Сибири, Дальнего Востока- это еще одна страница гордости за великую Родину.

«Россия в XVIII-XIX вв.»

Восемнадцатый век открывается временем правления Петра Великого. Яркая неординарная личность русского царя, его патриотизм, стремление сделать государство процветающим и могущественным, полководческий талант, самоотверженный труд  во благо Отечества - это те черты, которые необходимы руководителю страны.

Северная война, Полтавская битва, участие России в войнах против Франции, русско-турецкие войны, наконец, Отечественная война 1812 года- все это страницы славного военного прошлого, которые развивают чувство гордости ратными подвигами, мужеством русских солдат и офицеров.

Но этот же материал я использую для  формирования понимания гуманистических традиций,  которые заложили великие русские полководцы: Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В.,  Кутузов М.И., Нахимов П.С. и др. Эти традиции нашли понимание и поддержку у народов Европы.

Речь идет о том, что в воинские уставы Петр I внес пункты, направленные на защиту гражданского населения, гражданских объектов, культовых сооружений во время военных действий, которые в XIX веке были внесены в первые Женевские конвенции, а также то,  что в Швейцарии установлен памятник Суворову. Это единственный в мире факт установки памятника командующему армией другого государства.

Тема гуманизма и милосердия  формируется  и во время изучения событий Крымской войны. Создание общин сестер милосердия,  деятельность Н.П.Пирогова. Привлечение документов, художественной литературы («Севастопольские  рассказы» Л.Н.Толстой) усиливают восприятие материала.

Формированию уважения прав личности, неприятия насилия служит изучение страниц, посвященных крепостничеству и народным восстаниям.

        Воспитание уважения к благородству, осмысление понятий «честь», «достоинство», «любовь к Отчизне» формирует тема, посвященная восстанию декабристов.

        Материал о реформах и контрреформах второй половины    XIX в.,  о деятельности народовольцев и убийстве Александра II – проблемы очень актуальные и сегодня, это материал для   воспитания отрицательного отношения к террористической деятельности.

« Россия в XX веке»

        Сложность и противоречивость этой эпохи очевидна, даже тема Великой Отечественной войны в источниках и учебниках преподносится неоднозначно, много критического материала.

        Времени для изучения отводится по программе очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы  я выношу на семинарские занятия. С 11 классом в конце марта мы провели интересный семинар на тему «Великая Отечественная война - это не только битвы на фронте», старшеклассники подготовили проекты - презентации на темы:

        «У войны не женское лицо», «Оккупационный режим», «Тыл фронту», «Работники культуры и искусства во время войны», «Бей сатирой по фашисту»- о творчестве Кукрениксов, «Дети – герои» и др.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание в процессе изучения истории родного края.

     Бесспорен развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к истории родного края и страны в целом.

      Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

      Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков  практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - попять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

     Страницы истории родного края, города дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы.

        Ведется немалая внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это мероприятия недели истории, работа в НОУ (проекты «История храма», «Малые народы Дальнего Востока», «Памятники нашего города», «История музея имени Розова», «Развитие города в конце XIX-начале XX вв.», «Яков Тряпицин- кто он?» и др.).

  1. Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного,

политического и экономического возрождения страны, ее государственной

целостности и безопасности.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

Историю судить нельзя. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их ошибок.  Другого Отечества и другой истории не будет.

  1. Значимость данного опыта заключается в следующем:

— определены возможности урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— создана система гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории и обществознания;

— выявлены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе изучения истории и обществознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ «Об образовании» редакции 12.11.12

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Приложение. ФГОС среднего (полного) общего образования

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.- 226с.

4. Материал Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...

доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся...

Гражданско-патриотический проект "Летопись Победы в истории моей семьи"

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. Учиты...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории...