Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «НОУ Эврика»
материал
Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «НОУ Эврика» | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
НОУ «Эврика»
Учитель: Нуртдинова Эльвира Газнавиевна
.
г.Нижневартовск
2023-2024 учебный год
1. Пояснительная записка
1. Краткая характеристика программы
Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.
Курс «Научно-исследовательская деятельность учащихся» ориентирован на:
- достижение учащимися более высокого уровня образованности в различных областях знаний;
- подготовку каждого школьника к продолжению обучения в вузе и дальнейшему творческому применению полученных знаний в различных сферах научной и практической деятельности;
- формирование социально зрелой личности, готовой к самообразованию и самоопределению, обладающей потребностью в творческом труде.
Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
В начале занятий происходит обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности: объясняются методы исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием.
На данном этапе важно воспитывать у учащихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности.
Научно-исследовательская деятельность учащихся включает в себя выбор темы, определение цели и задач, организацию подбора материала (работа с каталогами, печатными изданиями, архивными документами, встречи с очевидцами событий и запись их рассказов и т.п.), обработку полученного материала, написание научного исследования. В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.
Особое значение в программе придается и практической деятельности учащихся под руководством научного руководителя (или руководителей).
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся над своими проектами под руководством научного руководителя, участию молодых исследователей в научно-практических конференциях.
Особое значение придается практическим занятиям, которые проводятся с целью закрепления изученного материала. После ознакомления с правилами работы с каталогом, картотекой проводятся занятия по самостоятельному составлению картотеки, библиографической аннотации.
Изучение методов исследования можно проводить не только в форме лекции, но и при подготовке самостоятельных докладов учащихся, ролевых игр, рефлексии.
При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо соблюдать определенные условия, как субъективные, так и объективные.
К субъективным условиям мы относим:
- наличие интереса к собственной деятельности, любознательность;
- определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития;
- некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определенную готовность к риску.
К объективным условиям относятся:
- творческая атмосфера поиска;
- возможность посоветоваться, обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования.
2.ЦЕЛЬобеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, а так же создание условий для поддержания интереса к учебной, научно-исследовательской, творческой и проектной деятельности обучающихся
3 .ЗАДАЧИ
- выявление и развития детской одаренности;
- поддержка одаренных детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой, научно-исследовательской, проектной, учебной деятельности;
- организация консультационной помощи одаренным учащимся и их родителям;
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей родине;
- формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
- в развитии: активное включение в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников;
- 2.Организацинно- педагогические основы обучения
- Выполнение программы рассчитано на 1 год
- Возраст воспитанников в группах 12 лет
- Режим работы 1 занятие в неделю
3. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
- - формулировать правила оформления научных работ и тезисов;
- - пользоваться определителями;
- - интерпретировать и обрабатывать полученные результаты исследований;
- - самостоятельно работать с компьютерными программами по обработке данных и Интернет;
- - самостоятельно проводить социологические опросы;
- - самостоятельно работать с научной литературой;
- - работать со средствами визуализации полученной информации: фотокамерой, сканнером и т.д
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
- уважение к товарищам и их мнению;
- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
- умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
- постановке учебных задач занятия;
- оценке своих достижений;
- действовать по плану.
4. Содержание программы
Введение (1 час)
Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности
Выбор темы (2 часа)
Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы
Определение актуальности, целей и задач исследования (2 часа)
Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.
Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»
Методы работы с литературой (2 часа)
Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.
Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)
Зачетный урок (2 часа)
Беседа, анкетирование (3 часа)
Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.
Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра
Эксперимент, наблюдение (6 часов)
Правила обработки материала, составление дневника хода работы.
Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы»
Обработка полученного материала (6 часов)
Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.
Написание научно-исследовательской работы (5 часов)
Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.
Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»
Оформление научно исследовательской работы (4часа)
Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.
Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада
Оценивание научно-исследовательской работы (2 часа)
Критерии оценки научно-исследовательской работы.
Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри»
Заключительное занятие. Зачетное тестирование (2часа)
5. Календарно – тематическое планирование
№№ уроков | Тема урока | Содержание урока | Количество часов | Сроки прохождения | ||
по плану | фактически | |||||
1. | Введение | Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности | 1 | |||
2. 3. | Выбор темы | Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы | 2 | |||
4. 5. | Определение актуальности, целей и задач исследования | Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования. Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы» | 2 | |||
6. 7. | Методы работы с литературой | Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка. Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование) | 2 | |||
8. 9. | Зачетный урок | 2 | ||||
10. 11. 12. | Беседа, анкетирование | Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона. Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра «Журналист». Составление анкет | 2 | |||
1 | ||||||
13. 14. | Эксперимент, наблюдение | Правила обработки материала, составление дневника хода работы. Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента, составление дневника хода работы» | 2 | |||
15. 16. | 2 | |||||
17. 18. | 2 | |||||
19. 20. | Обработка полученного материала | Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы. | 2 | |||
21. 22. | 2 | |||||
23. 24. | 2 | |||||
25. 26. | Написание научно-исследовательской работы | Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата. Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования» | 2 | |||
27. 28. | 2 | |||||
29. | 1 | |||||
30. 310. | Оформление научно исследовательской работы | Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты. Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада» | 2 | |||
32. | Оценивание научно-исследовательской работы | Критерии оценки научно-исследовательской работы. Практическое занятие: «Критическая оценка исследования», игра «Я – член жюри» | 2 | |||
33 | ||||||
34. 35. | Заключительное занятие | Зачетное тестирование | 2 | |||
ИТОГО | 35 |
6. Список литературы
- Алексеев, С.В., Груздева, Н. В., Муравьев, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
- Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар, 2000.
- Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 208 с.
- Боровиков, В.П, Боровиков, И.П. Stаtistica - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. - 608 с.
- Гусак, О.Ю. Конференции UseNet: средства доступа и автоматического поиска // Компьютеры плюс программы. - 1998. - №11. - С. 26-30.
- Гусева, Т. В., Тарасов, В. В. Физико-химические методы анализа и мониторинг состояния окружающей среды. Принципы биологического мониторинга. Москва: МХТИ, 1989.
- Дмитриев, Е.А. Математическая статистика в почвоведении. - М.: изд-во МГУ, 1995. - 290 с.
- Зайцев, Г.Н. Математика в экспериментальной ботанике. - М.:Наука, 1990. - 296 с.
- Компьютерные базы данных в ботанических исследованиях. - С.-Пб.: 1997. - 60 c.
- Конюшко, В. С., Лешко, А. А., Чубаро, С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000. – 348 с.
- ботаники им. В. Ф., Купревича. - Мн.: Наука и техника. - 1974. – 592 с.
- Ярошевич, Е. Н. Место и роль научно-исследовательской деятельности в экологическом образовании учащихся. Экологическое образование как условие устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 12-14 сентября 2006 г.) / Отв. Ред. Кашлев С. С. – Мн: ООО «Мэджик Бук», 2006. – С. 71-74.
- Ярошевич, Е. Н., Масловский, О. М. "Мониторинг и оценка состояния видов растений с помощью информационно-компьютерного анализа".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2 класса.
Из опыта работы...