Индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ
материал
В специальной (коррекционной) школе реализуется программа (ИПР) для обучающихся с ОВЗ с 1 по 10 класс. ИПР состоит из следующих пунктов: общие сведения, создание "безбарьерной среды", психолого-педагогическое сопровождение, освоение образовательной программы, формирование социальной компетентности, лечебно-профилактический модуль и социально-педагогический модуль. После составлении ИПР родители знакомятся с программой развития и подписывают ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_razvitiya.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная психолого--педагогическая программа на 2023- 2024 учебный год
Программа реализуется с 01.09.23 г. по 31.05.2024 г.
- Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Возраст: | |
СКШИ для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Класс: | |
Ф.И.О. родителей (законных представителей): Мать: Отец: | |
Классный руководитель: | |
Ф.И.О. специалистов психолого-педагогического сопровождения | Учитель-логопед ________ Педагог-психолог ________ Социальный педагог ________ |
Режим обучения | 5 дней в неделю в обычном режиме ОУ |
Потребности ребёнка | Специальный режим в образовательном процессе (предоставление места и времени снятия учебного напряжения). Смысловое структурирование всех видов взаимодействия (планы, алгоритмы, памятки), сигнальные опоры, ускоряющие узнавание и запоминание объектов (зрительные, тактильные) |
Создание «безбарьерной среды»
Направления деятельности | Задачи па период (возможные) | Ресурсы для решения и ответственный | Сроки выполнения |
Построение комфортной среды: — изменения в помещениях (классная комната, реакреация, кабинет психолога т.д.) — материалы для нормализации тонуса — визуальная поддержка — обеспечение специализированных условий —обеспечение здоровьесберегающих условий | — расстановка парт и т. д. — оборудование места для подвижных игр и т. д. — специальные игры и материалы — создание сенсорно обогащенной среды; — расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др. —выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; | Учителя-предметники Администрация ОУ Педагог-психолог | В течение года |
Обеспечение специализированным учебным оборудованием | Оборудование класса интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов | Администрация ОУ | |
Обеспечение помещений школыспециализированным оборудованием и приспособлениями | Сенсорная комната. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей). Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, автоматизации и дифференциации звуков, расширений лексико-грамматических категорий. Мнемотаблицы, серии предметных и ситуативных картин разного формата, медиапособия | Администрация ОУ |
III.Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности | Зона актуального развития, имеющиеся ЗУН | Конкретные задачи на период | Режим и формы коррекционно-развивающей работы | Необходимые специалисты | Результаты |
Обучаемость | Выше среднего по классу. Требует повторов при разъяснении задания ввиду повышенной отвлекаемости. Отмечается повышенная двигательная активность. | Создавать условия с четкими требованиями к дисциплине, развивать умение работать самостоятельно. | Групповые коррекционные занятия по «Развитие памяти, мышления, внимания, воображения» - 2 раза в неделю | Педагог-психолог Учителя-предметники | Мониторинг развития по программе за –полугодие -год Структурированное наблюдение за ребенком специалистов во время занятий, на переменах, во вне учебное время. Тесты и индивидуальные задания. |
Работоспособность, контакт | При выстраивании контакта может испытывать трудность в связи с эмоциональностью, импульсивностью. Работоспособность средняя. В результатах своей деятельности заинтересован. При неудаче дает сильные негативные реакции, психует, может кричать. | Создание на уроке «ситуации успеха». Смена видов деятельности. Объяснение значимости выполняемого задания. Оказание всех видов помощи педагогом. | |||
Познавательные процессы. Восприятие пространственных отношений Временные представления | Концентрация внимания снижена, внимание неустойчиво. Допускает ошибки при работе. Быстро утомляется Механическая, объем памяти снижен Выше среднего уровня по классу. Навыки самообслуживания сформированы. Не способен самостоятельно решать бытовые проблемные ситуации. Сравнивает и обозначает характеристики предмета словом. Находит общие и отличительные признаки. Хорошо работает с незаконченными изображениями. Находит и различает отдельные предметы при наложении изображений. | 1.Развитие устойчивости внимания, умения распределять внимание, концентрации и устойчивости внимания, развитие произвольного внимания. 2. Развитие зрительной памяти, слуховой памяти. 3. Развитие творческого мышления, словесно-логического мышления. 4. Развитие математических навыков. 5. Развитие пространственно-комбинаторных навыков Дальнейшее расширение представлений об окружающем, использовать ранее изученные материал. Сравнивать и обозначать словом формы предметов. Работа с незаконченными, наложенными, зашумленными изображениями. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Работа с сюжетными картинками (нелепицы и др.) Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга по инструкции педагога | |||
Основное направление деятельности учителя-логопеда | Заключение: Системное недоразвитие речи средней степени при УО. | Рекомендации: 1.Развивать артикуляционный аппарат. 2.Постановка всех нарушенных звуков. 3.Развивать фонематический слух через неречевые и речевые звуки. 4.Развивать активный словарь и грамматический строй речи. 5.Развивать связную речь. 6.Развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку. | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации нарушенного звука и развитию речи. 1 раз в неделю | Логопед | Мониторинг развития по программе за –полугодие -год |
IV. Освоение образовательной программы
Предмет | Имеющиеся ЗУН | Конкретные задачи на период | Формы организации, методы, способы предъявления материала. | Результаты усвоения программы |
Математика Учитель | Счёт в пределах 10000 (прямой). Усвоила смысл арифметических действий умножения и деления ( на равные части и по содержанию). Примеры на умножение и деление выполняет с опорой на образец. Усвоила темы классы и разряды. С направляющей помощью учителя и только с использованием раздаточного материала решает примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 10000 без перехода через разряд. Самостоятельно решать простые и составные задачи не умеет. Знает название месяцев, но порядок месяцев в году путает. Время не умеет определять по часам. Научилась чертить, измерять отрезки. Знает геометрические фигуры, различает углы |
| На уроке присутствуют элементы игры, дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета, счётного и раздаточного материала | Мониторинг развития по программе за –полугодие -год смотри в приложении
|
Чтение Учитель | С трудом пересказывает прочитанное. По наводящим вопросам отвечает по тексту. Дает характеристику героям и их поступкам. Хорошо заучивает короткие стихотворения. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Может устанавливать связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. С помощью учителя делит текст на части, может придумать заголовок к выделенной части. Владеет чтением по ролям |
| Отработка навыка беглого, правильного чтения через упражнения и задания коррекционного направления. Алгоритм подробного пересказа | |
Русский язык Учитель | Пишет под диктовку. Умеет списывать с печатного и рукописного текста, с доски. Выполнение письменных работ неаккуратное. В предложение находит предлоги и пишет их раздельно со словами. С направляющей помощью учителя выделяет по вопросам слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета, подчёркивает их. Орфографические правила понимает, но не всегда умеет применить их на практике |
| Коррекционные упражнения и задания на развитие мышления, внимания | Мониторинг развития по программе за –полугодие -год смотри в приложении |
Профильный труд («Санитарка») Учитель | Теоретический материал усваивает на среднем уровне. Работоспособность на среднем уровне. Технику безопасности соблюдает. Ориентируется в задании по образцу, техническому рисунку, манекену с помощью преподавателя. Планирует свою работу с помощью взрослого, с опорой на образец, технологическую карту. Самоконтроль |
| Мониторинг развития по программе за –полугодие -год смотри в приложении |
V. Формирование социальной компетентности
Направления деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели достижений | Ответственные |
Помощь ребёнку в усвоении правил взаимодействия | Вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях социального взаимодействия во время внеурочной деятельности, подготовки домашних заданий, на прогулке; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его | Групповые занятия психолога на развитие коммуникации, тематические классные часы. | Проявляет интерес, умеет взаимодействовать в группе, играть в игры с правилами, организуемые педагогом. | Классный руководитель Педагог-психолог |
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на занятиях и вне занятий) | Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Участие во внеурочной деятельности, коррекционные занятия педагога- психолога. | Учиться самостоятельно действовать по плану, адекватно реагирует на оценку. | Классный руководитель Педагог-психолог Родители |
Формирование самостоятельности | Умения выполнять поручения взрослого, самостоятельно планировать деятельность | Ролевые и дидактические игры | Выполняет поручения, планирует свою деятельность в соответствии с требованиями | Классный руководитель Педагог-психолог Родители |
иФормирование предпосылок активной жизненной позиции | Активно включаться в общеполезную социальную деятельность | Подготовка к праздникам, школьные акции, дежурство | Проявляет интерес к общеполезной социальной деятельности, участвует под руководством педагога. | Классный руководитель Педагог-психолог Родитель |
VI. Лечебно–профилактический модуль
Направление | Содержание работы | Ответственные |
Лечебно–профилактические мероприятия | Осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха, смена до 7 видов деятельности на уроках для обучающихся с ОВЗ | Врач-психиатр Педагог |
Лечебно–профилактические действия | Медикаментозное лечение по назначению врача, ЛФК, массаж, физиопроцедуры, соблюдение режима дня, физминутки, пальчиковая, дыхательная, релаксационная, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз | Педагог |
VII. Социально-педагогический модуль
Направления работы | Ответственные |
Контроль посещения и успеваемости, индивидуальные профилактические беседы, посещение на дому, консультирование родителей на правовые темы и проблемам воспитания, вовлечение во внеурочную деятельность. | Социальный педагог Классный руководитель |
Консультирование родителей по имеющимся проблемам (по запросу) | Педагог-психолог |
Педагог-психолог __________
Классный руководитель __________
Социальный педагог __________
С программой ознакомлен(а) _______ Дата_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и реализация индивидуального сопровождения: программа развития одарённых детей
Выступление на районной августовской конференции в секции учителей химии и биологии...
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР
СИПР для ребенка с ТМНР...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...
Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))
Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирова...
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ «Коррекционные занятия» 1 - класс.
Специальная индивидуальная программа развития далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недо...