Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
рабочая программа (6 класс)
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающегося. Программа является компенсаторно-адаптационной, комбинированного типа. Детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета. Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания, которые обучающийся приобрел во время обучения в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetov-vo_6_kl_10ch.labzin_sipr.docx | 61.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабзин Федор, 6 А кл. учитель Валуева Е.Р.
Цветоводство и декоративное садоводство
(10 часов в нед.)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Уставом и локальными актами Школы.
Настоящая программа по цветоводству и декоративному садоводству разработана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классы». Сборник 2 под редакцией В.В.Воронковой,- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.
СИПР представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающегося. Программа является компенсаторно-адаптационной, комбинированного типа. Детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания, которые обучающийся приобрел во время уроков в 5 классе и рассчитана на 324 часа учебного времени.
Данная программа разработана для Лабзина Федора, обучающегося 6А класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью).
Внимание у мальчика рассеянное, неустойчивое, непроизвольное, трудно привлекаемое на долгое время. Память наглядно-образная, механическая. Изученный материал быстро забывается. Требуется многократное повторение задания. Мыслительные процессы нарушены, преобладает наглядно-действенное мышление. Временные понятия и пространственные представления развиты фрагментарно. Эмоции упрощены, нестабильны.
Федор испытывает значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при выполнении новых заданий. Изучаемый материал воспринимает фрагментарно, пересказывать не может, на вопросы отвечает не всегда, причинно-следственные связи не устанавливает. Наблюдается двигательная неловкость и нарушение мелкой моторики. Во всех видах деятельности проявляется заторможенность. Практическую работу Федор выполняет очень медленно. Трудовые навыки и умения находятся в стадии формирования. Во время выполнения трудовых операций очень быстро утомляется, работоспособность снижена, необходимы частые паузы для отдыха. Во всех видах практической деятельности требуется направляющая и стимулирующая помощь учителя.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, организации труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
- овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности;
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов или в масштабе, в журналах, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, фотографий, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе современная дидактика рассматривает как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления, осуществляемый на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.
В процессе профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ.
Задачи:
- Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков.
- Развитие мышления, способности к пространственному анализу.
- Формирование эстетических представлений и вкуса.
- Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и умений.
- Формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за ними.
- Формирование практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов.
- Развитие интереса обучающегося к изучению растений.
- Формирование у обучающегося ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.
- Развитие интереса школьника к профессиям, связанным с выращиванием растений и уходом за ними.
- Озеленение территории и помещений школы.
Коррекционная работа включает следующие направления:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие всех видов памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
- развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий, умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца, формирование адекватности чувств, формирование умения анализировать свою деятельность;
- коррекция развития речи: монологической речи; диалогической, обогащение словаря.
Основной формой организации трудового обучения является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Учебное занятие в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию:
- Целенаправленность занятий.
- Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
- Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
- Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
- Рациональное использование учебного времени.
- Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся доступных трудовых знаний.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения трудовых операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Изучение тем учебных предметов, объединенных в данной рабочей программе, опирается на такие учебные дисциплины, как математика, биология, изобразительное искусство, естествознание, письмо и развитие речи и другие. Таким образом, при изучении учебного материала осуществляется межпредметная интеграция.
Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, лабораторные работы, элементы программированного обучения, беседа.
Курс обучения в рамках данной программы направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к трудовому обучению.
Формы промежуточной аттестации
В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
- Самостоятельная работа (предполагает выявление знаний обучающегося за I-III четверти);
- Контрольная работа (предполагает выявление знаний обучающегося за учебный год);
Контроль и учёт теоретических знаний обучающегося по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования, заполнения карт формирования навыков и умений; практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.
Ожидаемые результаты
Планируемый уровень знаний к концу учебного года:
- Организацию рабочего места.
- Инструменты и приспособления для работы в цветнике.
- Названия цветковых растений.
- Однолетние и многолетние цветковые растения: виды, разница между ними.
- Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами.
- Признаки созревания плодов и семян цветковых растений.
- Тканевый мешочек для семян: назначение.
- Приемы фасовки семян.
- Правила и приемы ухода за комнатными растениями.
- Строение цветкового растения.
- Виды почв.
- Уход за рассадой.
Планируемый уровень умений к концу учебного года:
- Зарисовывать и раскрашивать цветковые растения.
- Собирать семена и плоды.
- Работать лопатой, граблями, метлой, секатором, садовыми ножницами.
- Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
- Расфасовывать семена по пакетам.
- Поливать комнатные растения.
- Заполнять цветочный горшок земляной смесью.
- Сеять семена.
- Пользоваться мерными инструментами.
- Выращивать цветковые растения.
- Выращивать рассаду.
- Ухаживать за рассадой и комнатными растениями.
- Организовывать рабочее место.
- Ориентироваться в задании.
- Самостоятельно оценивать свое изделие с учетом недостатков и достоинств.
ПРОГРАММА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
(Цветоводство и декоративное садоводство)
6 А класс (324ч.)
I четверть (82ч.)
Вводное занятие (2ч.)
Оценка состояния цветковых растений, посеянных весной. Задачи обучения в первой четверти и всего учебного года. Организация трудовой учебной группы.
Сбор семян садовых цветковых растений (10 ч.)
Виды цветковых растений. Признаки созревания семян. Приемы сбора семян. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно (4ч. )
Способы размножения растений (семенной и вегетативный). Цветковые растения, размножаемые вегетативно: виды, использование в цветнике.
Однолетние и многолетние цветковые растения (6ч. )
Виды цветкового растения (однолетнее и многолетнее). Разница между видами. Примеры многолетних цветковых растений, дающих семена, но размножаемых вегетативно. Нецелесообразность семенного размножения некоторых многолетников.
Зимующие многолетние цветковые растения (14 ч.)
Виды многолетних цветковых растений (зимующее и не зимующее). Разница между видами. Примеры местных зимующих многолетников. Понятие деление многолетнего растения. Необходимость деления.
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений (24 ч.)
Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. Подготовка растения к пересадке. Подготовка почвы и посадочной ямы. Пион: качества, биологические особенности.
Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями (8ч.)
Состав растения (подземная и надземная части). Надземная часть. Подземная часть. Виды многолетников, требующих и не требующих укрытия на зиму.
Практическое повторение (14 ч.)
Осенние работы в цветнике. Уход за зимующими многолетниками. Подготовка растений к зиме. Уход за территорией вокруг цветника.
Самостоятельная работа (2ч.)
Распознавание двух-трех видов зимующих многолетников. Обрезка стеблей многолетников. Укрытие многолетников на зиму.
II четверть (78ч.)
Вводное занятие (2ч.)
План работы на четверть. Техника безопасности при работе садовыми инструментами. Организация рабочей группы.
Осенний уход за декоративными кустарниками (8ч.)
Кустарники: виды, названия. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками. Правила осеннего ухода за кустарниками, его значение.
Изготовление тары для хранения крупных партий семян (10ч.)
Способы хранения крупных партий семян. Тканевый мешочек: размеры, ткань, изготовление. Способы соединения краев мешочка.
Обмолот и расфасовка цветочных семян (10ч.)
Семена цветковых растений, их внешний вид. Приспособления для обмолота и очистки семян. Техника безопасности. Признаки доброкачественности семян. Бумажный пакет для семян. Фасовка семян.
Уход за комнатными цветковыми растениями (14ч.)
Укорачивание стеблей комнатных растений: причины. Обработка почвы. Виды земляных смесей. Признаки необходимости перевалки растения. Полив растений.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев (12ч.)
Площадки и дорожки. Приемы и правила ухода за дорожками. Утилизация мусора. Уход за газонами. Правила хранения инвентаря.
Практическое повторение (20ч.)
Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением.
Самостоятельная работа (2ч.)
Перевалка комнатного растения.
III четверть (88ч.)
Вводное занятие (2ч.)
План работы на четверть. Правила поведения в учебном кабинете. Организация рабочего места.
Строение цветкового растения (12ч.)
Общее представление об органах цветкового растения. Разнообразие и формы стеблей и листьев, окраска цветков. Видоизмененные органы растений, особенности корня цветкового растения.
Почвы (12ч.)
Общее представление о почве: свойство (плодородие), цвет. Глинистые и песчаные почвы. Перегной почвы.
Лабораторные работы «Отделение песка от глины в почве», «Обнаружение перегноя в почве».
Зимние работы в сквере и парке (16ч.)
Сквер. Парк. Уход за парком и сквером. Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений. Уход за зонами отдыха. Зимний уход за кустарниками и деревьями.
Экскурсия в сквер.
Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением (18ч.)
Зимующее многолетнее растение: виды ухода. Ландыш. Тюльпан. Пион. Ирис. Нарцисс. Флокс. Инвентарь для ухода за зимующими многолетниками. Техника безопасности. Распознавание корней у зимующих многолетников.
Выращивание бальзамина в цветочном горшке (18ч.)
Бальзамины: виды, декоративные качества. Земляная смесь для бальзамина. Подготовка горшков для высадки семян. Сроки посева. Правила выращивания рассады и уход за ней.
Практическое повторение (8ч.)
Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищ у разных цветковых растений.
Самостоятельная работа (2ч.)
Распознавание органов цветковых растений с называнием.
IV четверть (76ч.)
Вводное занятие (2ч.)
План работы на четверть. Правила поведения в учебном кабинете.
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону (14ч.)
Цветник. Элементы цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая посадка). Рабатка. Определение места рабатки. Способы оформления краев рабатки. Бордюр. Использование однолетников, выращиваемых посевом семян в открытый грунт и рассадой. Высокостебельчатые однолетники: виды, размещение в цветнике.
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных (10ч.)
Лилия тигровая: строение, декоративные качества, условия выращивания. Инвентарь для рыхления. Продолжительность выращивания лилии на одном месте. Уход за лилией.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике (14ч.)
Однолетники для выращивания в местных условиях: виды, декоративные качества.
Величина семян выбранных растений. Глубина заделки семян при посеве. Расстояние между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков. Посев семян.
Экскурсия в магазин семян.
Уход за однолетними цветковыми растениями (20ч.)
Способность однолетников к образованию побегов. Причины, последствия боковых побегов. Зависимость расстояния в рядке от размеров растения в полном развитии. Высадка рассады. Необходимость прореживания растений. Уход за молодыми растениями. Уход за кустарниками весной.
Практическое повторение (14ч.)
Весенний уход за кустарниками и цветковыми растениями. Расчистка дорожек. Обработка аллей. Уборка территории вокруг школы.
Контрольная работа (2ч.)
Распознавание и называние элементов цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая посадка). Разметка посевных рядков. Посев указанного учителем однолетнего растения.
Учебно-тематическое планирование уроков по цветоводству и декоративному
садоводству в 6А классе (324ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии |
1 | Вводное занятие. | 8 | |
2 | Сбор семян садовых цветковых растений | 10 | Практические работы. Определение видов растений на школьной клумбе. Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов в картонные коробки на просушивание. Приемы сбора семян садовыми ножницами. |
3 | Цветковые культуры, размножаемые вегетативно | 4 | Практические работы. Сбор семян космеи. Рисование в альбоме цветов, размножаемых вегетативно. |
4 | Однолетние и многолетние цветковые растения | 6 | Практические работы. Определение цветковых растений на клумбе. Изображение в альбоме цветов пиона. Наблюдение многолетников, размножаемых вегетативно. Определение местонахождения плодов и деленок у пиона. |
5 | Зимующие многолетние цветковые растения | 14 | Практические работы. Выполнение аппликации «Хризантема», «Ирис». Определение и распознавание вида многолетника. Составление сравнительной таблицы. Выкопка куста флокса, осмотр и оценка состояния растения. Деление куста флокса. Пересадка. |
6 | Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений | 24 | Практические работы. Определение основных частей растения. Распознавание пиона среди других растений. Выбор растений для пересадки. Обрезка листьев, укорачивание стеблей наполовину. Полив маточного куста. Глубокий подкоп под ним и выкопка. Полная промывка корневища и корней, определение на глаз количества деленок. Разметка мест деления нитками. Подготовка глиняной болтушки и заостренного колышка. Деление куста колышком. Обмакивание корней и корневища в глиняную болтушку. Разметка и выкопка посадочных ям. Насыпка холмиком почвы в посадочные ямы. Установка на холмике, засыпка почвой, полив. Уплотнение почвы и досыпка. Мульчирование почвы. |
7 | Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями | 8 | Практические работы. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. Неглубокое рыхление вокруг растений. Вскапывание почвы в междурядьях. Укрытие растений торфяной крошкой. |
8 | Осенний уход за декоративными кустарниками | 8 | Практические работы. Наблюдение за кустарниками, их узнавание. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. Удаление срезанных веток. Сгребание опавших листьев. Вскапывание почвы вокруг кустов. |
9 | Изготовление тары для хранения крупных партий цветочных семян | 10 | Практические работы. Определение размера мешочка. Выбор ткани для мешочка. Заготовка деталей. Складывание и скалывание деталей. Соединение боковых краев ручным стачным швом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Вдевание тесьмы. |
10 | Обмолот и расфасовка цветочных семян | 10 | Практические работы. Разбор плодов растений. Извлечение семян из сухих плодов. Обмолот и очистка семян. Сортировка семян. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки. Насыпка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов. |
11 | Уход за комнатными цветковыми растениями | 14 | Практические работы. Осмотр состояния цветов класса. Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев. Легкое рыхление почвы вокруг растений. Добавка земляной смеси по необходимости. Полив и выемка растений с комом земли. Перевалка в новый горшок. Заготовка поливной воды. Проверка влажности почвы. Полив растений из лейки. |
12 | Очистка дорожек и площадок от опавших листьев | 12 | Практические работы. Сгребание опавших листьев. Прополка краев дорожек. Подметание дорожек. Выравнивание песком садовых дорожек. Сбор мусора в валки и кучи. Уборка сучьев. Очистка инвентаря и установка на место хранения. |
13 | Строение цветкового растения | 12 | Практические работы. Распознавание органов растения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями. Определение растений с простыми и сложными листьями, с одиночными цветками и соцветиями. Определение вида корня у растений. |
14 | Почвы | 12 | Практические работы. Различение почв по составу. Проникновение воды в глинистую и песчаную почвы. Распознавание песчаной и глинистой почв, перегноя в почве. Лабораторная работа «Отделение песка от глины в почве», «Обнаружение перегноя в почве». |
15 | Зимние работы в сквере и парке | 16 | Практические работы. Составление сравнительной характеристики сквера и парка. Выполнение схемы парка. Очистка площадок и дорожек от снега. Рисование местного сквера. Чистка от снега зон отдыха. Уборка обломанных веток. Отаптывание снега вокруг стволов. Экскурсия в сквер. |
16 | Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением | 18 | Практические работы. Распознавание зимующих многолетников по картинке. Выполнение аппликации «Ландыш». Удаление мульчирующего слоя с места высадки тюльпанов, пионов. Легкое рыхление почвы и глубокое рыхление при появлении ростков. Изготовление панно «Ирисы». Осмотр луковиц, оставленных на хранение. Рыхление почвы мотыжкой. |
17 | Выращивание бальзамина в цветочном горшке | 18 | Практические работы. Промывка цветочных горшков и выставление их на просушку. Подготовка земляной смеси. Набивка горшков земляной смесью, полив. Посев по два семени, укрытие пленкой, установка в теплое место. Наблюдение за развитием растения. Изображение бальзамина в альбоме. Оставление одного растения в горшке. Установка на хорошо освещаемое место после всходов. Умеренный полив рассады. Рыхление почвы в горшке. |
18 | Подготовка цветника к весенне – летнему сезону | 14 | Практические работы. Распознавание элементов цветочного оформления. Составление плана размещения рабатки. Вскапывание почвы в рабатке. Оформление краев рабатки подручными средствами. Рыхление почвы. Определение места и размещение бордюра. Вскапывание участков для высокостебельчатых однолетников на фоне кустарников и газоне. |
19 | Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных | 10 | Практические работы. Узнавание лилии на картинках и фотографиях, изображение в альбоме. Узнавание среди других цветов на клумбе. Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. Выкапывание молодых растений для прореживания. Подвязывание стеблей к колышкам. Полив. |
20 | Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике | 14 | Практические работы. Выбор однолетников. Выполнение аппликации «Циния». Вскапывание почвы, рыхление и выравнивание. Разметка рядков с помощью веревки и маркера, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков. Раскладка семян в борозды и их заделка. |
21 | Уход за однолетними цветковыми растениями | 20 | Практические работы. Составление коллекции растений из фотографий. Узнавание боковых побегов. Прищипывание цветочной рассады. Опрыскивание. Подготовка почвы для высадки рассады. Разметка грядок и лунок. Посадка в лунки, первоначальный полив. Прореживание растений. Прополка рассады. Оформление в альбоме листа «Сирень». Обрезка сломанных веток с кустарников. Вскапывание почвы вокруг кустов. Полив. |
22 | Практическое повторение | 56 | Практические работы. Осенние работы в цветнике. Расчистка дорожек вокруг школы. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищ у разных цветковых растений. Уход за высаженной рассадой. Расчистка дорожек. Обработка аллей и кустарников. Уборка территории вокруг школы. Самостоятельная работа. Распознавание двух-трех видов зимующего многолетника. Выполнение некоторых операций по осеннему уходу за ними (обрезка стеблей, укрытие). Самостоятельная работа. Перевалка комнатного растения. Самостоятельная работа. Распознавание органов цветковых растений с называнием. Контрольная работа. Распознавание и называние элементов цветочного оформления. Разметка посевных рядков. Посев указанного учителем однолетнего растения. |
23 | Итого | 324 |
Календарно-тематическое планирование
Цветоводство и декоративное садоводство 6А класс (10ч. в неделю)
№ | Тема | К-во часов | Дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | I четверть Вводное занятие. Задачи обучения в первой четверти и в течение одного года. Организация трудовой учебной группы. Осмотр и оценка состояния цветника. Сбор семян садовых цветковых растений. 1. Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (космея, василек, дельфиниум и др.) Пр. р. Определение видов растений на школьной клумбе. 2. Признаки созревания семян. Пр. р. Определение растений для сбора семян. 3. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Пр. р. Срезка подсохших плодов с частью стебля. 4. Садовые ножницы: приемы работы, техника безопасности. Пр. р. Приемы сбора семян бархатцев садовыми ножницами.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно. 1. Семенной способ размножения растений. Пр. р. Сбор семян космеи, установка на просушивание. 2. Цветковые растения, размножаемые вегетативно: виды, использование в цветнике. Пр. р. Рисование в альбоме цветов, размножаемых вегетативно (флокс). Однолетние и многолетние цветковые растения. 1. Виды цветкового растения (однолетние и многолетние). Разница между видами. Пр. р. Определение однолетних цветковых растений на клумбе. 2. Многолетние цветковые растения, дающие семена, но размножаемые вегетативно. Пр. р. Определение многолетних цветковых растений. 3. Нецелесообразность семенного размножения некоторых многолетников. Пр. р. Наблюдение многолетников, размножаемых вегетативно.
Зимующие многолетние цветковые растения. 1. Виды зимующих многолетних цветковых растений. Пр. р. Выполнение аппликации «Хризантема». 2. Виды не зимующих многолетних цветковых растений. Пр. р. Определение не зимующих многолетников. 3. Разница между видами. Пр. р. Составление сравнительной таблицы. 4. Местные зимующие многолетние цветковые растения (пион, флокс, ирис). Пр. р. Распознавание вида зимующего многолетнего цветкового растения. 5. Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Пр. р. Выкопка куста флокса.
6. Понятие деление многолетнего растения Пр. р. Деление куста флокса.
7. Необходимость деления на части для многолетника. Пр. р. Выкопка ям и пересадка флокса. Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений. 1. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. Пр. р. Определение основных частей растения и рисование их в альбоме. 2. Пион: декоративные качества, биологические особенности. Пр. р. Узнавание пиона среди других цветковых растений. 3. Подготовка растения к пересадке. Пр. р. Обрезка листьев и укорачивание стеблей пиона.
4. Периодичность деления и пересадки пиона. Пр. р. Полив маточного куста. Выкопка. 5. Подготовка растения к делению. Пр. р. Полная промывка корневища и корней, определение количества деленок. 6. Способы разметки деленок. Пр. р. Разметка мест деления нитками. 7. Подготовка дополнительных средств для деления. Пр. р. Подготовка глиняной болтушки, делительного колышка. 8. Деление куста пиона. Пр. р. Деление куста колышками, обмакивание корней в глиняную болтушку
9. Подготовка посадочной ямы. Пр. р. Разметка и выкопка посадочных ям.
10. Подготовка почвы. Пр. р. Насыпка холмиком почвы в посадочные ямы. 11. Посадка деленок. Пр. р. Установка на холмик, расправление корней и корневищ, засыпка почвой, полив. 12. Мульчирование почвы. Пр. р. Уплотнение и досыпка почвы, мульчирование торфом. Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями. 1. Строение зимующего многолетнего цветкового растения (подземная и надземная части). Пр. р. Неглубокое рыхление вокруг растений. 2. Надземная часть: строение, признаки отмирания. Пр. р. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. 3. Подземная часть (луковица, корневище, почки). Пр. р. Распознавание и называние видов корневой системы растений. 4. Виды зимующих многолетников, требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму. Пр. р. Укрытие растений торфяной крошкой. Практическое повторение. Осенние работы в цветнике. Уход за зимующими многолетниками. Подготовка растений к зиме. Уход за территорией вокруг цветника. 1. Осенние работы в цветнике. Пр. р. Уборка растительных остатков в цветнике.
2. Уход за зимующими многолетниками. Пр. р. Обрезка стеблей, рыхление почвы вокруг растений. 3. Подготовка растений к зиме. Пр. р. Мульчирование почвы около растений. 4. Особенности зимовки многолетников. Пр. р. Укрытие многолетников. 5. Осенний уход за цветником. Пр. р. Расчистка цветника от сорняков. 6. Уход за территорией вокруг цветника. Пр. р. Сгребание сухой травы.
Самостоятельная работа по теме «Распознавание двух-трех видов зимующего многолетника. Выполнение обрезки стеблей и укрытия растений» | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
II четверть Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности при работе садовыми инструментами. Организация рабочей группы. Осенний уход за декоративными кустарниками 1. Кустарники: виды, названия. Пр. р. Наблюдение за кустарниками, их узнавание. 2. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы. Пр. р. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. 3. Правила осеннего ухода за кустарниками. Пр. р. Удаление срезанных веток.
4. Значение осеннего ухода. Пр. р. Сгребание опавших листьев.
Изготовление тары для хранения крупных партий семян. 1. Способы хранения крупных партий цветочных семян. Тканевый мешочек. Пр. р. Выбор ткани для мешочка. 2. Раскрой мешочка (по шаблону). Пр. р. Заготовка деталей для пошива мешочка. 3. План изготовления мешочка. Пр. р. Складывание и скалывание деталей. 4. Способы соединения краев. Пр. р. Соединение боковых краев ручным стачным швом.
5. Обработка верхнего среза мешочка. Пр. р. Выполнение шва вподгибку и вдевание тесьмы
Обмолот и расфасовка цветочных семян. 1. Семена цветковых растений, их внешний вид. Пр. р. Раскладывание плодов по коробкам. 2. Приспособления для обмолота и очистка семян. Техника безопасности. Пр. р. Обмолот и очистка семян. 3.Признаки доброкачественности семян. Пр. р. Сортировка семян (мелкие, поврежденные, недоразвившиеся, здоровые, полновесные). 4. Бумажный пакет для семян. Пр. р. Заготовка деталей для пакетов. Пр. р. Склеивание пакетов. 5. Фасовка семян. Пр. р. Насыпка семян в бумажные пакеты.
Уход за комнатными цветковыми растениями. 1. Комнатные цветковые растения. Пр. р. Осмотр и оценка состояния цветов класса. 2. Укорачивание стеблей: причины. Пр. р. Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев. 3. Обработка почвы в горшках. Пр. р. Легкое рыхление почвы вокруг растений. 4. Виды земляных смесей комнатных растений. Пр. р. Добавка земляной смеси по необходимости.
5. Признаки необходимости перевалки растения. Пр. р. Полив и перевалка растения с комом земли.
6. Температура поливной воды. Пр. р. Заготовка поливной воды. 7. Правила и приемы полива. Пр. р. Полив растений из лейки. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев. 1. Площадки на территории школы. Пр. р. Сгребание опавших листьев. 2. Дорожки на территории школы. Пр. р. Прополка краев дорожек.
3. Приемы и правила ухода за дорожками. Пр. р. Подметание дорожек.
4. Утилизация мусора. Пр. р. Сбор мусора в кучи, переноска мусора. 5. Уход за газонами школы. Пр. р. Уборка веток и сучьев. 6. Правила хранения инвентаря. Пр. р. Очистка и установка инвентаря на место хранения. Практическое повторение. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением. 1. Потребность комнатных растений в питательной среде и воде. Пр. р. Заготовка поливной воды. 2. Приемы полива комнатного растения. Пр. р. Полив растений из лейки.
3. Растения, подлежащие перевалке. Пр. р. Определение растений для перевалки. 4. Подготовка горшков. Пр. р. Подбор, промывка и просушка горшков. 5. Перевалка растения. Пр. р. Полив и перевалка растения с комом земли.
6. Завершающие работы по перевалке растения. Пр. р. Добавление почвы в горшок, полив.
7. Уход за листьями комнатных растений. Пр. р. Протирание листьев губкой. 8. Причины для укорачивания стеблей. Пр. р. Удаление поврежденных стеблей и побегов. 9. Обработка почвы в горшках. Пр. р. Рыхление почвы вокруг растений. 10. Приспособление для опрыскивания. Пр. р. Опрыскивание растений.
Самостоятельная работа по теме «Перевалка комнатного растения»
| ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | III четверть Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения в учебном кабинете. Организация рабочего места. Строение цветкового растения. 1. Общее представление об органах цветкового растения. Пр. р. Распознавание органов растения. 2. Разнообразие и форма стеблей. Пр. р. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями. 3. Разнообразие и форма листьев. Пр. р. Определение растений с простыми и сложными листьями. 4. Форма и окраска цветков Пр. р. Определение растений с одиночными цветками и с соцветиями
5. Видоизмененные органы растений Пр. р. Определение видоизмененных органов.
6. Особенности корня цветковых растений (корневище, луковица, клубень, корнеклубень). Пр. р. Определение вида корня. Почвы. 1. Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Пр. р. Различение почв по составу. 2. Глинистые почвы: вид, признаки, свойства. Пр. р. Распознавание глинистой почвы. 3. Песчаные почвы: вид, признаки, свойства. Пр. р. Проникновение воды в песчаную почву. Пр. р. Распознавание песчаной почвы. 4. Лабораторная работа «Отделение песка от глины в почве». 5. Перегной почвы: образование, значение. Пр. р. Распознавание перегноя в почве. 6. Лабораторная работа «Обнаружение перегноя в почве» Зимние работы в сквере и парке. 1. Сквер, его особенности. Экскурсия в сквер. 2. Парк, составные части парка. Пр. р. Выполнение схемы парка в виде аппликации. 3. Уход за парком зимой. Пр. р. Чистка площадок и дорожек от снега.
4. Уход за сквером зимой. Пр. р. Чистка дорожек от снега. 5. Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений. Пр. р. Рисование местного сквера. 6. Уход за зонами отдыха в сквере и парке. Пр. р. Чистка от снега лавочек. 7. Зимний уход за кустарниками. Пр. р. Уборка обломанных веток.
8. Зимний уход за деревьями. Пр. р. Отряхивание снега с веток при помощи шеста.
Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением. 1. Зимующее многолетнее растение: виды ухода. Пр. р. Распознавание зимующих многолетников по картинке. 2. Ландыш: внешний вид, строение. Пр. р. Выполнение аппликации из бумаги «Ландыш». 3. Тюльпан: внешний вид, особенности корня (луковица). Пр.р. Изображение тюльпана в альбоме. 4. Пион: внешний вид, строение. Пр.р. Изображение пиона в альбоме. 5. Ирис: внешний вид, декоративные качества. Пр. р. Изготовление аппликации «Ирис». 6. Нарцисс: особенности, декоративные качества. Пр. р. Изображение нарцисса в альбоме.. 7. Флоксы: особенности строения, сорта. Пр. р. Изображение флоксов в альбоме. 8. Инвентарь для ухода за зимующими многолетниками. Техника безопасности. Пр. р. Рыхление почвы мотыжкой. 9. Распознавание корней у зимующих многолетников. Пр. р. Изображение луковицы, клубня, корневища в альбоме. Выращивание бальзамина в цветочном горшке. 1. Бальзамин: виды, декоративные качества. Пр. р. Промывка цветочных горшков. 2. Земляная смесь для бальзамина. Пр. р. Подготовка земляной смеси. 3. Подготовка горшков для высадки семян. Пр. р. Набивка горшков земляной смесью, полив. 4. Сроки посева семян бальзамина. Пр. р. Посев, укрытие пленкой, установка в теплое место. 5. Строение бальзамина: особенности стебля, листьев, цветков. Пр. р. Изображение бальзамина в альбоме. 6. Правила выращивания рассады. Пр. р. Оставление одного растения в горшке. 7. Уход за рассадой. Пр. р. Умеренный полив рассады. 8. Закаливание рассады. Пр. р. Выставление рассады в прохладное место на определенное время. 9. Уход за почвой. Пр. р. Рыхление почвы в горшках.
Практическое повторение. Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей и листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищ у разных цветковых растений. 1. Основные части цветкового растения. Пр. р. Распознавание корней, стеблей и листьев. 2. Разнообразие и форма стеблей (прямостоячие, вьющиеся, стелющиеся). Пр. р. Укорачивание стеблей. 3. Разнообразие и форма листьев. Пр. р. Удаление отмерших листьев.
4. Распознавание одиночных цветков и соцветий. Пр. р. Удаление сухих цветков или соцветий. Самостоятельная работа по теме «Распознавание органов цветковых растений с называнием». | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | IV четверть Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения в учебном кабинете. Подготовка цветника к весенне - летнему сезону. 1. Цветник. Элементы цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая посадка). Пр. р. Распознавание элементов цветочного оформления. 2. Рабатка. Пр. р. Составление плана размещения рабатки. 3. Определение места для рабатки. Пр. р. Вскапывание почвы в рабатке. 4. Способы оформления краев рабатки. Пр. р. Оформление краев рабатки подручными средствами.
5. Бордюр. Пр. р. Определение места для размещения бордюра. 6. Использование однолетников, выращиваемых рассадой. Пр. р. Вскапывание почвы на бордюре. 7. Высокостебельчатые однолетники: виды, размещение в цветнике (группа). Пр. р. Вскапывание участков для высокостебельчатых однолетников на фоне кустарников.
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных. 1. Лилия тигровая: строение. Пр. р. Рисование лилии в альбоме. 2. Декоративные качества и условия выращивания лилии. Пр. р. Узнавание лилии среди других цветов на клумбе.
3. Инвентарь для рыхления почвы. Пр. р. Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. 4. Продолжительность выращивания лилии на одном месте. Пр. р. Выкапывание молодых растений для прореживания. 5. Уход за лилией. Пр. р. Подвязывание стеблей к колышкам. Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике. 1.Однолетники для выращивания в местных условиях: виды, декоративные качества. Пр. р. Выполнение аппликации «Циния». 2. Экскурсия в магазин семян. 3. Величина семян выбранных растений. Пр. р. Вскапывание почвы. 4. Глубина заделки семян при посеве. Пр. р. Рыхление и выравнивание почвы. 5. Расстояние между посевными рядками. Пр. р. Разметка рядков с помощью веревки. 6. Способы разметки посевных рядков. Пр. р. Разметка с помощью колышков и мерной ленты.
7. Посев семян. Пр. р. Раскладка в борозды и заделка семян.
Уход за однолетними цветковыми растениями. 1. Однолетние цветковые растения. Пр. р. Составление коллекции растений из картинок и фотографий. 2. Способность однолетников к образованию побегов. Пр. р. Наблюдение за однолетниками и узнавание молодых побегов. 3. Причина, последствия боковых побегов. Пр. р. Прищипывание цветочной рассады.
4. Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии. Пр. р. Разметка грядок и лунок. 5. Высадка рассады. Пр. р. Посадка рассады в лунки. 6. Необходимость прореживания растений. Пр. р. Прореживание молодых растений. 7. Уход за молодыми растениями. Пр. р. Прополка и полив растений.
8. Уход за кустарниками. Пр. р. Обрезка сломанных веток. 9. Уход за почвой около кустарников. Пр. р. Вскапывание почвы вокруг кустов. 10. Потребности кустарников весной. Пр. р. Полив кустарников.
Практическое повторение. Уход за высаженной рассадой. Расчистка дорожек. 1. Уход за высаженной рассадой. Пр. р. Прополка рассады.
2. Полив рассады. Пр. р. Полив с помощью лейки. 3. Бережное отношение к растениям. Пр. р. Подвязывание стеблей к колышкам. 4. Уход за садовыми площадками. Пр. р. Подметание площадок. Переноска мусора. 5. Уход за садовыми дорожками. Пр. р. Прополка краев дорожек.
6. Обработка дорожек. Пр. р. Подметание дорожек. 7. Уход за газонами. Пр.р. Сгребание сухой травы. Контрольная работа по теме «Распознавание и называние элементов цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая посадка). Разметка посевных рядков. Посев указанного учителем однолетнего растения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой, и прогр...
Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.
Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока: учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике изготовления поделки и...
Календарно-тематическое планирование уроков труда в 9 классе (для детей с глубокой умственной отсталостью).
Пояснительная записка. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений и дворников. Она предназначена для обучения ...
Программа индивидуального обучения детей с глубокой умственной отсталостью (F-72). 3 класс
Рабочая программа для 3 класса (F-72)....
Адаптированная образовательная программа "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс ( для детей с глубокой умственной отсталостью)
Адаптированная образовательная программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) и включает в себя изучение учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводс...
Конспект занятие по ручному труду, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью "Сказочный цыпленок"
Цель: научить изготавливать поделку «Цыпленок».Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике изгото...
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...