Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР разрабатывается на основе особенных психофизических и интеллектуальных возможностей индивида, направлен на достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено на заседании ПМПк ГБПОУ КСУ № 10
| “Утверждаю” Руководитель учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Москва ул. Тимирязевская, д.21 ГБПОУ КСУ №10 ___________________ Мазорук Е.Д “___”___________20_______г |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(с динамическим отслеживанием возможных результатов)
I. Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка:
Дата рождения:
Возраст ребенка: 9 лет 9 месяцев
Статус: ребенок-инвалид до
Год поступления в ГБПОУ КСУ № 10: 31 августа 2017
Место жительства:
Мать:
Отец:
Класс: 3-ий год обучения
II. Психолого- педагогическая характеристика
По окончании 2-ого класса специалистами ПМПк ГБПОУ КСУ № 10 было проведено диагностическое обследование. На основании ИПР развития, рекомендаций ЦПМПК г. Москвы, медицинской выписки от 31.10.2016 г. и полученных диагностических данных была создана следующая психолого-педагогическая характеристика.
Внешний вид и физическое развитие. Соответствует возрастной норме. Отмечаются необычные движения (мелкий тремор, хаотические движения конечностей); ходьба на негнущихся ногах; косоглазие. Вследствие генетического нарушения девочка испытывает большие трудности при выполнении различных двигательных упражнений.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Формируются: старается принимать пищу и пить из чашки самостоятельно; моет руки перед едой под контролем взрослого. Требуется помощь педагога.
Игровая деятельность. Наблюдаются манипулятивные действия с игрушкой. Интереса, как к игрушкам, так и к действиям с ними не наблюдается. Предметно-игровые действия может выполнять только сопряжено со взрослым. С интересом наблюдает за игровыми действиями детей.
Контакты. Коммуникация с окружающими ограничена: испытывает большие сложности в общении с другими людьми; к новым людям относится с опаской, тревогой; продуктивность взаимодействия снижена.
Познавательная деятельность. На низком уровне. Механический способ действия с материалом. На индивидуальных занятиях может проявлять интерес, но часто отвлекается, чувствует себя неуверенно.
Мышление. Собирает пирамидку из 3-4 колец без учета величины; 3-х составную матрешку сопряжено. Обобщающие понятия отсутствуют. Исключение 4-го лишнего не сформировано. Наглядно-действенное мышление значительно ниже возрастной нормы. Обобщающие понятия отсутствуют. Внимание неустойчиво, объем сужен.
Представления о себе и окружающем мире ограничены личным опытом. Знает свое имя, фамилию; имена одноклассников и педагогов.
Сенсорное развитие. Процессы восприятия на низком уровне: зрительное сосредоточение сформировано минимально; слуховое сосредоточение на низком уровне; тактильно-двигательное – развито очень слабо. Знает основные цвета спектра, при помощи может соотнести. Может выделить большой предмет при ярком контрасте и не большом количестве.
Речь. Состояние артикуляционного аппарата: широкий рот, редко расположенные зубы, выдающийся вперед подбородок, высунутый наружу язык. Отмечается спастическая симптоматика в артикуляционной мускулатуре. Обращенную речь понимает в рамках известных социальных ситуаций
Мелкая моторика. Резко ограничена. Возможна работа только при использовании метода «рука в руке».
Эмоциональное состояние. Регуляция на бытовом уровне сформирована недостаточно, отмечается сниженный уровень критичности. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения и деятельности. В контакт вступает с трудом; часто отказывается от деятельности, проявляет негативизм.
Готовность к учебной деятельности:
- количественные представления – «много – мало»;
- графомоторные навыки – закрашивает без соблюдения границ;
- уровень овладения чтением и письмом – узнает некоторые буквы алфавита;
- особенности внимания – рассеянность, быстрая утомляемость;
- особенность памяти – выборочная, кратковременная;
- особенности аффективной сферы – лабильность, незрелость.
Приоритетные области педагогической работы с ребёнком:
- Способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Формировать умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.
- Расширять представления о себе, осознание общности и различий с другими.
- Поддерживать способность к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Коррекционные программы, разработанные специалистами для реализации СИПР
ФИО специалиста | Название коррекционных программ | Направленность программы |
психолог | «Предметно-практическая деятельность» | Адаптированная рабочая программа по данному курсу разработана для обучающихся 1-3х классов (с умственной отсталостью) по ФГОС на 2018-2019 учебный год и направлена на:
|
«Сенсорное развитие» | Адаптированная рабочая программа по данному курсу для обучающихся 1-4-х классов (с умственной отсталостью) по ФГОС направлена на:
| |
логопед Кононова Софья Игоревна | «Логопедическое сопровождение» | Адаптированная рабочая программа направлена на развитие устной обращенной речи и формирование навыков коммуникации обучающихся 1-3-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) (вариант 2, СИПР). |
«Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся с РДА при интеллектуальных нарушениях» | Рабочая коррекционная программа по логопедии по данному курсу разработана для обучающихся 1-4-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) с системным недоразвитием речи и направлена на:
| |
дефектолог | «Развитие пространственно-временных представлений» | Адаптированная рабочая программа по данному коррекционному курсу разработана для обучающихся 1-9-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, ТМНР, РАС). Программа рассчитана на 3 уровня овладения программным материалом и направлена на формирование: - элементарных представлений о пространстве и времени - умение применять полученные навыки в повседневной жизни вербально или с использованием средств альтернативной коммуникации. |
«Социально-бытовая ориентировка» | Адаптированная рабочая программа по данному коррекционному курсу разработана для обучающихся 1-9-х классов в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, ТМНР, РАС). Программа рассчитана на 3 уровня овладения программным материалом и направлена на формирование необходимых жизненных компетенций, в том числе умение делать выбор, сообщать о своих желаниях и умение обращаться за помощью. |
III. Содержательные линии академической и жизненной компетенций, отслеживание возможных результатов обучения
Общее психофизическое развитие F 71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения Q 93.5 Другие делеции части хромосомы/Синдром АнгельманаG 80 ДЦП | ||||||||
| 1-й триместр | 2-й триместр | ||||||
Язык и речевая практика (логопед) | ||||||||
Коммуникация | ||||||||
выражение своих желаний с использованием указательного жеста | ||||||||
выражение согласия и несогласия, благодарность | ||||||||
реагирование на жесты, изображения, речь | ||||||||
Импрессивная речь | ||||||||
применение согласованных движений рук при речевых высказываниях | ||||||||
понимание смысла и умение выполнять 2-х сложное задание или действия, обозначаемых с помощью предлогов – в – и – на - | ||||||||
умение подбирать картинку к слову | по признакам | |||||||
по действию | ||||||||
понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.) | ||||||||
понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов | ||||||||
понимание слов, обозначающих действия объектов | ||||||||
понимание слов, обозначающих количество объектов/ субъектов | ||||||||
понимание слов, указывающих на объекты/субъекты | я | |||||||
ты | ||||||||
Экспрессивная речь | ||||||||
Речевое дыхание | ||||||||
развитие фонационного выдоха | ||||||||
произнесение нараспев звука на выдохе | ||||||||
Артикуляционная моторика | ||||||||
выполнение артикуляционной позы при произношении звуков с использованием визуальной опоры | ||||||||
Просодические компоненты речи | ||||||||
развитие силы голоса | громко | |||||||
тихо | ||||||||
Фонематический слух, звуковой анализ и синтез | ||||||||
узнавание неречевых звуков | ||||||||
Звукоподражание | ||||||||
произнесение звука в ответ на реплику взрослого | ||||||||
выражение эмоций звуками | ||||||||
подражание неречевым (бытовым) звукам | ||||||||
подражание звукам животных | ||||||||
Произношение звуков | ||||||||
знание правильной артикуляции звука | А | |||||||
О | ||||||||
У | ||||||||
закрепление произношения изолированного звука | А | |||||||
О | ||||||||
У | ||||||||
закрепление звука в слоге | А | |||||||
О | ||||||||
У | ||||||||
Связная речь | ||||||||
понимание слов, противоположных по смыслу (антонимы) | ||||||||
умение подбирать точные по смыслу слова и картинки для конкретной речевой ситуации | ||||||||
умение подбирать 1-2 картинки к рассказу | ||||||||
понимание смысла детских сказок и рассказов с опорой на | иллюстративный материал | |||||||
игровое сопровождение | ||||||||
Развитие высших психических процессов (психолог) | ||||||||
Внимание | ||||||||
фиксация внимания на лице говорящего | ||||||||
концентрация внимания на крупных предметах, рассыпанных на S=20 см | ||||||||
рассматривание картинок в книжке | ||||||||
поиск предметов по образцу среди множества | 2 | |||||||
Мышление | ||||||||
соотнесение плоскостных изображений с объемными формами | ||||||||
обобщение по существенным признакам | ||||||||
поиск парного предмета (элементы логического мышления) | ||||||||
Память | ||||||||
запоминание 2-х предметов | ||||||||
запоминание и называние (показ) открытых и закрытых изображений: «Что изменилось?», «Что пропало?» | ||||||||
запоминание и воспроизведение 2-х неречевых звуков |
IV. Условия реализации потребности в присмотре и уходе
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
10.00 – 10.20 | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур |
13.30 – 14.00 | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | сопряженная работа при приеме пищи, выполнении гигиенических процедур |
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
- влажные салфетки,
- бумажные полотенца,
- мыло,
- салфетки.
V. Нравственное развитие
- формирование доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
- развитие доверительных отношений и желания взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
- умение выражать свои желания, делая выбор.
VI. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
- готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
- ежедневное выполнение видов гимнастики: дыхательная, зрительная, артикуляционная, пальчиковая;
- экскурсии в парк и лесополосу.
VII. Внеклассная деятельность (праздничные мероприятия и досуг)
№ | Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка на мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
1 | День знаний | присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций | |
2 | Краски Осени | подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса; изготовление поделок из природного материала | |
3 | Новогоднее представление «Школа волшебников» | подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; | |
4 | Масленица | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии | |
5 | Пасха | подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла | |
6 | Веселые старты | участие в спортивных эстафетах | |
7 | Игры | "Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, игры с мячом, подвижные игры, | |
8 | Прогулка | игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк |
VIII. Программа сотрудничества с семьей
№ | Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
1 | Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | - индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) "Двигательное развитие ребенка", "Формирование предметно-практической деятельности" | |
2 | Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | - участие родителей в разработке СИПР | |
3 | Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | - информирование электронными средствами | |
4 |
| - привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:- Краски Осени |
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения | |
Представление отсутствует (или выяснить невозможно), пассивное участие (или) отказ от деятельности | 0 |
Представление в стадии формирования и пассивное соучастие (действие выполняется взрослым, а ребёнок позволяет выполнить действие с помощью полной физической подсказки со стороны педагога) | 1 |
Представления частично сформированы, и действие выполняется ребёнком: | |
| 2 |
Представления сформированы, и действие выполняется ребёнком самостоятельно (в разных условиях, с разными людьми) | 3 |
Кл. рук. ___________/ _______________________
Логопед _____________/_______________________
Психолог _____________/________________________
Дефектолог _____________/________________________
Родители (законные представители) _____________/________________________
_____________/________________________
Лист изменений/дополнений
№ | Дата | Предметная область | Содержательная линия | Причина |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР
СИПР для ребенка с ТМНР...
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
Анализ реализации специальной индивидуальной программа развития, по итогам I полугодия 2017-2018 учебного года
Ожидаемые предметные результаты освоения специальной индивидуальной программы развитияПрограмма направлена на реализацию предметных и личностных результатов, поскольку именно они обеспечивают овладени...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса
Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...