Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная программа развития
Руслана Р
обучающегося в первом дополнительном классе
срок реализации: 1 год
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, проживающего в условиях детского дома - интерната с учетом его особых образовательных потребностей в 1 дополнительном классе МАОУ «Демиховский лицей».
Общие сведения об учащейся:
Руслан, 7 лет, находится на полном государственном обеспечении.
Ребенок-инвалид с диагнозом тяжелая умственная отсталость, на фоне раннего органического поражения ЦНС, ретинопатия недоношенных, рубцовая фаза, 5 степень. Разрыв сетчатки. Суатрофия глазных яблок. Афакия. МАРС (ЛХЛЖ). БЭН 2 степени. Низкорослость.
Класс: 1 “д
Заключение ПМПК от 31.05.2017 г. Рекомендации: Обучение по СИПР, составленной с учетом АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Форма обучения - обучение на дому.
Общая характеристика.
Психические процессы:
Мальчик легко и с легкостью идет на контакт со взрослыми. Контакт эмоциональный, телесный, слыховой. Концентрация внимание на низком уровне. Память кратковременная. Легко отвлекается, трудно сосредотачивается. Зрительное восприятие не развито в связи с основным заболеванием, слуховое восприятие развито не достаточно.
Двигательная и моторная сфера:
Передвигается самостоятельно. Игрушками интересуется поверхностно. Идет развитие предметно-практической деятельности: складывает и выкладывает предметы в емкость, может покатать машинку или бросить мяч, собирает и разбирает матрешку.
Развитие речи:
Речевые навыки сформированы слабо, выражает свои желания и эмоции при помощи отдельных криков, звуков и звукокомплексов. Знает свое имя, реагирует на интонацию говорящего, но понимание речи резко ограниченно бытовой ситуацией, выполнением режимных моментов.
Эмоционально-волевая сфера:
Вступает в эмоциональный контакт только с взрослыми и старшими детьми, улыбается. Двигательно расторможен. Эмоционально лабилен. Любит находиться в центре внимания.
Социально-бытовые навыки: ест и пьёт самостоятельно, но не аккуратен. Одевается и раздевается с помощи персонала. Физиологические потребности не регулирует, в течение дня находиться в подгузниках.
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий.
Предметные области: Язык и речевая практика. Физическая культура. Познавательное развитие. Окружающий мир.
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.
Внеурочная деятельность (посещение кружков): «Развивай-ка!».
Особые образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В связи с индивидуальными возможностями и особенностями развития ребенка установить: количество учебных занятий - не более 4-х часов в неделю,
продолжительность урока - не более 20 минут,
продолжительность перемены - не менее 10 минут.
Индивидуальный учебный план.
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 1 |
2 | Математика | Познавательное развитие | 1 |
3 | Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 0,5 |
4 | Искусство | Музыка и движение | 0, 5 |
Изобразительная деятельность | 0, 5 | ||
5 | Физическая культура | Адаптивная физкультура | 0,25 |
Внеурочная деятельность | 0,25 | ||
Рекомендуемая нагрузка обучающегося | 4 |
1. Развитие речи и альтернативной коммуникации.
Проведение активной артикуляционной гимнастики: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенном положении: во рту — неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.; по подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка; формировать воздушную струю: дуть на легкие предметы — шарики, бабочки и т.д.
Развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? Вот они»; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1—2—3 действия: «Возьми машинку. Возьми машинку и дай Пете. Возьми машинку, прокати ее»; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди зайку, он в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.).
Формирование фонетико-фонематического слуха: побуждать повторять звуки, слоги и простые слова; прослушивать звуки живой, неживой природы и звуки речи; петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
2. Познавательное развитие.
2.1. Сенсорное развитие.
Величина: формировать умение по словесной инструкции и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой — маленький, затем средний и т.д. (при этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленький? и т.д.); различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин.
Форма: формировать умение выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (из двух) и называть их, отвечать на вопросы; учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки», «давай построим башни», «выбери все крыши»; доставать из мешочка по словесной инструкции предметы, различающиеся по форме (шарики, кубики, кирпичики, крыши), материалу и величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Тактильно-двигательное восприятие: формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный — теплый); доставать предметы по словесной инструкции из мешочка: «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух); продолжать учить выбирать игрушки по словесной инструкции (выбор из двух-трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань шарик» и т.д.
Слуховое восприятие: формировать умение ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? — колокольчик, барабан и др.; различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал? »; различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» — кошка, собака, корова.
2.2. Формирование наглядно-действенного мышления:
- знакомить с проблемными ситуациями: показать, что бывают ситуации, когда предмет или игрушку нельзя достать рукой и надо искать орудия или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);
- формировать умение решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб - пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: выбирать предмет-орудие (из 2-3 предметов) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с определенным концом); «достань рыбку» (использовать разные по длине удочки) и др.
2.3Формирование количественных представлений:
Формировать умение различать состояния пустой — полный; проговаривать слова пустой — полный; учить выделять 1, 2, много предметов из группы по подражанию, образцу (например, показываем на Ване: один нос, один большой палец, один маленький мизинчик и т.д.).
Побуждать показывать один, два... и т.д.: сколько показал? Назови (покажи с помощью пальцев).
Все время должна следовать инструкция: это одна..., возьми одну..., сколько взяла...?, возьми еще одну... и т.д. На себе и на ребенке показывать одну-две части тела (две руки, два глаза и т.д.), затем учить отвечать на вопрос: сколько рук? и т.д. Далее можно перейти к предметам — обеими руками брать по палочке или колечку, вкладывать в каждую руку, соединять, подводить итог — сколько взяли? Два колечка (палочки) и т.д. Побуждать обобщать словом количество показываемых (взятых в руку) предметов — два.
Далее: соотносить количество 1, 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; учить находить заданное количество однородных предметов 1, 2, много в окружающей обстановке; учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Ваню перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.)
4. Социальное развитие.
Формирование представлений о самой себе.
Формировать эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого, . Учить указывать жестом (указательным пальцем) на части тела и лица. Побуждать совместными действиями к повторению упражнений; демонстрировать части тела на себе, а затем на ребенке; использовать зеркало — взрослый в позиции за спиной ребенка; мимикой, жестами, действиями и словом акцентировать внимание ребенка на названиях и назначении частей тела (глазки закрываются, ушки слушают, щечки надуваются, ручки хлопают и т.д.); обращать внимание на принадлежность к полу: «Саша — мальчик».
Игры и упражнения: «Кто под шляпой?», «Вот наши ручки», «Дует ветерок», «Дай ручку», «Подуй на шарик», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек), «Хлоп-хлоп, ты ладошка» (ладошкой ребенка хлопать по своей ладони, и наоборот).
Формирование представлений об окружающих людях.
Формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек — мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д. Побуждать здороваться при встрече, посылать «воздушный поцелуй», обнимать близких взрослых и т.д.
Игры и упражнения: «Коля и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
Навыки самообслуживания.
Формировать умения действовать самостоятельно:
- умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках складывая их лодочкой), намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать
самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
- во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки; есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды; одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) - трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; выполнять различные приемы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.;
- приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).
5. Физическое развитие.
При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом — руки вверх; выдох через рот — руки вниз).
Развитие общих движений:
- формировать умение перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.;
- формировать умение переползать под скамьей, под воротами, через обруч;
- формировать умение прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте;
- формировать умение спрыгивать с небольшой высоты.
Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
• формировать умение ловить мячи разного размера и веса;
- формировать умение бросать мяч в цель (игры «Лети стрела», «Кольцеброс» и т.д.);
- формировать умение бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать мяч в обруч или другую цель).
6. Формирование предметной деятельности.
Учить целенаправленным предметно-игровым действиям и отдельным игровым действиям с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине; подбирать к предмету пары; складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики); воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по подражанию и речевой инструкции педагога.
Побуждать ребенка действовать по подражанию действиям взрослого: захватывать предметы руками, прятать в коробочку, проталкивать в отверстие и т.д.; использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение; собирать разнообразные конструкции и разрезные картинки (из двух частей).
Игры и упражнения: «Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки, пирамиды, стаканчики, элементы конструктора и др., машинки, мячи (состоящие из двух половинок); паровоз и вагончики; составные картинки (2 части) др.; игры «Найди мишку», «Что в коробке?», «Повтори действие», «Покорми зайчика» и т.д. Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку, «играть» на пианино, «звонить» по телефону; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ», зайка «прыг-скок», паровозик «ту-ту», ляля «ам-ам»; причешем волосы, постучим молоточком и т.д.
Учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, катание куклы на машине и т.д.
В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять сначала совместно с ребенком в позиции за спиной, рядом или напротив, а затем предоставлять возможность действовать по подражанию и самостоятельно.
7. Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
Главное в занятиях — формировать интерес к продуктивным видам деятельности.
Формировать умение узнавать в изображениях (рисунке, лепке, аппликации) реальные предметы окружающей действительности.
Рисование. Вызывать интерес к рисованию: взрослый изображает снежинки, капли дождя; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика и т.д.
Ребенку предлагается дорисовывать отдельные предметы — веревочку к шарику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т.д.; красками примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол).
Формировать умение рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки; далее — рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т.д.; формировать умение рисовать знакомые предметы по образцу.
Лепка: формировать способы обследования предметов перед лепкой; выполнять лепные поделки с использованием различных приемов (огурец, апельсин, банан, помидор); учить делить пласти-лин на 2 части; раскатывать прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; учить лепить предметы по подражанию (баранки, колобок) — сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог).
Аппликация: знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу; учить наклеивать простые предметы по показу— «шары на ниточках», «рыбки в аквариуме»; учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы: мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.
Конструирование: формировать умение строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции, выполнять конструкции из двух разных элементов; далее вводится произвольный элемент (конус, флажок и др.), затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например, дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др., далее — «лесенки», стол и кроватка для матрешек, клетки для большого и маленького зверей, гаражи для большой, средней и маленькой машин, высокий и низкий домики для матрешек, дорожки между домами и т.д.; обыгрывать выполняемые постройки.
8. Уход, присмотр и сопровождение.
Уход необходим обучающимся с умственной отсталостью, с ТМНР, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур. Во время ухода ребенок должен чувствовать уважительное, доброжелательное отношение взрослого, которое будет способствовать появлению у него доверия и желания взаимодействовать с взрослым. Для таких детей запланирована индивидуальная работа по развитию сенсорных восприятий, так как остальные направления образовательной деятельности (по предметам) в - силу их психофизических возможностей - недоступно. Занятия по развитию сенсорного восприятия проводятся в течение всего учебного года (работа запланирована по направлениям: зрительное восприятие, слуховое восприятие, кинестетическое восприятие, восприятие запаха, восприятие вкуса (см. планирование по внеклассной работе)).
В процессе выполнения режимных моментов взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 3-5минут.
Необходимо регулярно выполнять массаж. Массаж проводится на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:
- поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке
- сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно,
- спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек)
- точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем)
- отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу,
- ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
- индивидуализация обучения
- игровые технологии
- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие
Привлекаются специалисты: учитель-дефектолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог, воспитатели врачи, медицинские сестры, медицинская сестра по массажу и Л.Ф.К.
Составитель: учитель - дефектолог: Шипова О.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...
Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))
Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 6 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство"представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирова...
Специальная индивидуальная программа развития "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Специальная индивидуальная программа развития представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ «Коррекционные занятия» 1 - класс.
Специальная индивидуальная программа развития далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недо...