Рисование в технике эбру
методическая разработка

Ямщикова Татьяна Анатольевна

Технологическая карта занятия кружка на тему "Рисование в технике эбру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_risovanie_v_tehnike_ebru.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                Технологическая карта             

Занятия кружка «Чудеса чудесные»

«Рисование в технике эбру»

Педагог: Ямщикова Татьяна Анатольевна

 Тема: Рисование в технике ЭБРУ

Цель:  Знакомство с новой техникой рисования - древним турецким искусством рисунка на воде в процессе практического занятия.

Задачи:

Образовательные – научить элементарным приемам работы на воде с помощью специальных инструментов,

в рисунке эбру.

  1. Воспитательные – воспитать интерес к искусству разных стран, например, восточному искусству.
  2. Развивающие – развитие мелкой моторики рук, сенсорных навыков, развить колористические навыки, развиваем эстетический вкус, чувство цвета, воображение, мышление, фантазию, самовыражение, ориентировочно- исследовательскую деятельность.

Материалы и оборудование: Вода с загустителем, краски, емкость, кисти, гребни, шило или спицы, бумага.

Видео «Рисование в технике эбру», работы других детей, проектор, фонограммы.

Этапы урока

ХОД ЗАНЯТИЯ

Действия учителя

Действия учащихся

Ожидаемые результаты

1. Организационная часть

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята.

 Мотивация и целеполагание.

 ЭБРУ

Замираю, растекаюсь по поверхности,

Расцветаю, распускаюсь, как цветок…

Начинается мой путь по неизвестности,

Мой по Эбру начинается урок…

Краски, чистые, как будто мысли детские,

Яркие, густые, словно ртуть,

Мне подскажут, как же дальше действовать,

Мне помогут в душу заглянуть…

Капля в каплю… Чёрточка за чёрточкой,

Расцветает на воде узор,

Мысли спят, как воробьи на жёрдочке,

У меня с душою разговор…

А вода, как мудрая советчица,

То направит, то поправит не спеша…

Я сегодня видела воочию

Чудо - как рождается Душа…

Создаёт творческую эмоционально-насыщенную, доброжелательную атмосферу,

вовлекает обучающихся в активную диалоговую деятельность.

Приветствие учителя и товарищей, настраиваются на творческое воспиятие.

Коммуникативные, регулятивные

  1. Подготовка к основному этапу занятия.

Педагог:

Ребята давайте посмотрим фрагмент фильма-сказки «После дождичка в четверг»

Педагог:(после просмотра) Ка выдумаете в какой стране происходит действие этого фрагмента?

В песне герои этого фильма поют об облаках и разных фигурах и это как нельзя лучшим образом передаёт то, как наша фантазия и воображение помогают увидеть в этих рисунках какие-то фантазиийные, сказочные образы.

Посмотрите на эти рисунки. Как вы думаете  что здесь изображено? Каким образом можно получить такие рисунки?

Какая цель нашего занятия?

Какие задачи стоят сегодня перед нами чтобы изучить технику рисования по воде — ЭБРУ?

Создаёт проблемную ситуацию. При затруднениях задаёт наводящие вопросы.

Рассажива-ются по местам, отвечают на вопросы,        формулируют тему урока, ставят проблему.

3. Основной этап.

 Открытие новых знаний.

Эбру- искусство создания рисунка на воде и особый вид обработки бумаги, которое известно как «турецкое мраморирование». В буквальном переводе с турецкого «eb-ru» означает «на воде». Хотя существуют и иные версии перевода: в арабском - «ab-ru» - это «вода для лица» (в том смысле, что художник работает очень близко над водой), а вот в персидском «ab-ru» означает «облако» (видимо, форма красок на воде, напоминает облака). Считается, что искусство живописи на воде с последующим переводом рисунка на бумагу или ткань, зародилось в Индии. Затем оно перекочевало в Иран и далее распространилось в Турции во времена Оттоманской империи. Есть иное мнение, что родиной эбру является Средняя Азия. И путь распространения эбру выглядел иначе: Туркестан-Иран-Турция, где искусство рисования на воде и достигло своего расцвета.

Эбру– это рисунок специальными красками на поверхности воды, с которой они не смешиваются и не тонут. Это возможно потому, что состав красок и воды имеет свои особенности. Вода не простая, а на основе загустителя. В качестве загустителя чаще всего используется экстракт горной колючки гевен, которая растет на территории Турции, Ирана, Пакистана, на Кавказе. В качестве загустителя используются также экстракт морской красной водоросли, растения астралагуса или же их современный аналог – синтетический загустители различных фирм. Краски (бойалар) состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанных с бычьей желчью. Кисти (фырчалар) традиционно изготавливаются из конского волоса. Древко кисти делают из стеблей роз.  Помимо кистей, используют шило (биз), а также гребни для создания различных эффектов «мраморирования» на поверхности воды.



Педагог демонстрирует инструменты и материалы для эбру.

 Размышляют, анализируют

Личностные УУД: Формирование нравственно-этических принципов обучающихся,

-усвоение национальных и мировых культурных ценностей;

-развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия народов мира

Регулятивные УУД: Формирование действия самоорганизации учебного труда,

целеполагание;

формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность;

Коммуникативные УУД: Обучающиеся учатся обсуждать  различные вопросы, учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, правильно задавать вопросы, развивают

 взаимодействие между обучающимися и с учителем;

 формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

Познавательные УУД:  Формулирование познавательной цели Формирование общеучебных,  логических   способов деятельности обучающихся;

- формирование понимание значения искусства в жизни человека и общества;

4. Практическая часть занятия

Практичес-кая работа: рисование по воде

Педагог: Я вам раздаю карточки на которых написаны этапы выполнения рисования в технике эбру. Вы смотрите видео и определяете порядок операций рисования.

Педагог: Процесс рисования на воде

 Теперь, когда мы разобрались что такое Эбру, пора приступать к самому главному – рисованию!

Нам понадобится:

вода с загустителем;

краски;

емкость;

кисти;

гребни,

шило или спицы;

бумага.
Создание фона

  Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом. Набираем краски в кисточку и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет оставаться на поверхности. Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет смешиваться, образуя прожилки и узоры. Попробуйте использовать гребень для придания фону более сложного орнамента. Не используйте больше двух-трех цветов краски для фона. Если её будет слишком много, то слой получится жирным и сложнее будет переносить рисунок на бумагу.

Создание основного рисунка

 Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи шила всячески деформировать его, создавая удивительные узоры. Чем сложнее рисунок, тем больше мастерства и опыта понадобится от художника. Начать можно с рисования цветов или бабочек.

Расслабьтесь и не пытайтесь делать рисунки точными и ровными, ведь Эбру больше подходит для абстракции и волнообразных орнаментов.

 

 

 

Педагог контролирует и корректирует выполнение практической работы

Дети самостоятельно определяют очерёдность этапов рисования;

приступают к рисованию с помощью инструкции и помощи учителя.

Во время выполнения практческой работы учащиеся работают по инструкции

Познавательные УУД –  самостоятельное формулирование познавательных целей,     осознанное построение речевых высказываний в устной форме.

Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении заданий, потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,

проявление индивидуальных творческих способностей.

Коммуникативные УУД –

 оценивание своих действий и действий партнера, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работа в группе, учитывание мнения партнёров, отличных от собственных,

формулирование своих затруднений,

 умение предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника.

Регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, проведение  анализа своих действий, умение мобилизовавать силы и энергию к преодолению препятствий, оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватно-ретроспективной оценки,  развитие логического мышления.

5. Рефлексия:

Сегодня мы узнали что такое Эбру и попробовали выполнить рисунок в этой технике.

На данном этапе все созданные работы (еще не просушенные) кладутся в ряд для общего просмотра и совместной оценки. Дети делятся впечатлением от проделанной творческой работы. Педагог предлагает выразить свои чувство от увиденного и сотворенного посредством создания стихотворения из 5 строк – синквейна.

Пример:

  1. Название синквейна
  2. 2 прилагательных, описывающих основную мысль.
  3. 3 глагола, описывающих действие.
  4. Краткое предложение, в котором содержится отношение его автора.
  5. 1 существительное для выражения своих чувств.

ЭБРУ
Необычное, магическое
Расслабляет, Удивляет, Завораживает
На воде можно рисовать!
Чудо!

Анализ работ обучающихся.

- Фото на память.  

Педагог помогает обобщить полученные знания и навыки.

Обобщают полученные знания в процессе ответов на вопросы и оценивания своей деятельности.

Личностные УУД: потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий изобразительным искусством для личного развития.

Коммуникативные УУД:

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В ходе занятия все дети с интересом участвовали во всех этапах занятия. Все задания способствовали дружелюбной и творческой атмосфере, учащиеся  проявляли инициативу и интерес на всех этапах занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Доклад по индивидуальной теме самообразования "Живопись в мраморной технике. Эбру"

Содержание доклада:1. Эбру. Мраморная техника2. История возникновения эбру3. Технология традиционного эбру...

Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»

Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс.  Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...

методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»

quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому  часто провожу опыты и...

Конспект открытого занятия "Рисование на воде "Эбру"

Эбру считается турецким искусством рисования на воде. Возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно перевод...

Внеурочное занятие "Рисование в технике «эбру»

Моделирование сценария внеурочного занятия по  изобразительному искусству для 5-6 классов с описанием планируемых результатов и подбором художественно-творческих заданий различных видов, удовлетв...

Мастер-класс"Аква рисование в технике "эбру""

В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно "обру", значит "на воде"....