Внеурочное занятие "Рисование в технике «эбру»
план-конспект
Моделирование сценария внеурочного занятия по изобразительному искусству для 5-6 классов с описанием планируемых результатов и подбором художественно-творческих заданий различных видов, удовлетворяющих деятельность и проблемность образовательного процесса, имеющих направленность на творческое развитие обучающихся (на материале собственных авторских или примерных программ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_ebru.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО Ямщикова Татьяна Анатольевна
Должность и место работы_учитель технологии МКОУ Кавказская СОШ №8 Минусинского района Красноярского края
Моделирование внеурочного занятия для основной школы, направленного на творческое развитие подростков.
Моделирование сценария внеурочного занятия по изобразительному искусству для 5-6 классов с описанием планируемых результатов и подбором художественно-творческих заданий различных видов, удовлетворяющих деятельность и проблемность образовательного процесса, имеющих направленность на творческое развитие обучающихся (на материале собственных авторских или примерных программ).
Форма внеурочной деятельности | Кружок «Юные умельцы» | |||
Тема | Рисование в технике «эбру» | |||
Цель | Знакомство с новой техникой рисования- древним турецким искусством рисунка на воде в процессе шоу-показа мастер-класса. | |||
Задачи |
| |||
Планируемые результаты обучающихся | ||||
Предметные результаты | в познавательной сфере | - понимание значения искусства в жизни человека и общества; | ||
в ценностно-ориентационной сфере | -умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, -осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, - проявление устойчивого интереса к художест- | |||
в эстетической сфере | - умение эмоционально оценивать шедевры русского | |||
Метапредметные результаты | познавательные | -умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | ||
регулятивные | -формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность; | |||
коммуникативные | -формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; | |||
Личностные результаты | -усвоение национальных и мировых культурных ценностей; -развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия народов мира | |||
Оборудование к уроку | для учащихся | Вода с загустителем, краски, емкость, кисти, гребни, шило или спицы, бумага. | ||
для учителя | Видео «Рисование в технике эбру», работы других детей. | |||
Библиография | 1. Искусство Эбру. Шубина Ольга; 2. Мечты на воде. Эбру – живая традиция. Хикмет Барутгугил; 3. «Нетрадиционная техника рисования эбру». Окульская Л.В. | |||
Ход занятия | ||||
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Мотивация и целеполагание. ЭБРУ Замираю, растекаюсь по поверхности, Расцветаю, распускаюсь, как цветок… Начинается мой путь по неизвестности, Мой по Эбру начинается урок… Краски, чистые, как будто мысли детские, Яркие, густые, словно ртуть, Мне подскажут, как же дальше действовать, Мне помогут в душу заглянуть… Капля в каплю… Чёрточка за чёрточкой, Расцветает на воде узор, Мысли спят, как воробьи на жёрдочке, У меня с душою разговор… А вода, как мудрая советчица, То направит, то поправит не спеша… Я сегодня видела воочию Чудо - как рождается Душа… | ||||
2. Вступительная беседа. Сегодня у нас необычное занятие. Эбру это особый метод рисования, где в качестве холста используют необычную поверхность – воду. Здравствуйте ребята ! Сегодня мы «погрузимся с вами в загадочный мир древнего восточного искусства живописи на воде – «Эбру». Эбру- искусство создания рисунка на воде и особый вид обработки бумаги, которое известно как «турецкое мраморирование». В буквальном переводе с турецкого «eb-ru» означает «на воде». Хотя существуют и иные версии перевода: в арабском - «ab-ru» - это «вода для лица» (в том смысле, что художник работает очень близко над водой), а вот в персидском «ab-ru» означает «облако» (видимо, форма красок на воде, напоминает облака). Считается, что искусство живописи на воде с последующим переводом рисунка на бумагу или ткань, зародилось в Индии. Затем оно перекочевало в Иран и далее распространилось в Турции во времена Оттоманской империи. Есть иное мнение, что родиной эбру является Средняя Азия. И путь распространения эбру выглядел иначе: Туркестан-Иран-Турция, где искусство рисования на воде и достигло своего расцвета. Эбру– это рисунок специальными красками на поверхности воды, с которой они не смешиваются и не тонут. Это возможно потому, что состав красок и воды имеет свои особенности. Вода не простая, а на основе загустителя. В качестве загустителя чаще всего используется экстракт горной колючки гевен, которая растет на территории Турции, Ирана, Пакистана, на Кавказе. В качестве загустителя используются также экстракт морской красной водоросли, растения астралагуса или же их современный аналог – синтетический загустители различных фирм. Краски (бойалар) состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанных с бычьей желчью. Кисти (фырчалар) традиционно изготавливаются из конского волоса. Древко кисти делают из стеблей роз. Помимо кистей, используют шило (биз), а также гребни для создания различных эффектов «мраморирования» на поверхности воды. | ||||
3. Объяснение нового материала. Процесс рисования на воде Теперь, когда мы разобрались что такое Эбру, пора приступать к самому главному – рисованию! Нам понадобится: вода с загустителем; краски; емкость; кисти; гребни, шило или спицы; бумага. Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом. Набираем краски в кисточку и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет оставаться на поверхности. Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет смешиваться, образуя прожилки и узоры. Попробуйте использовать гребень для придания фону более сложного орнамента. Не используйте больше двух-трех цветов краски для фона. Если её будет слишком много, то слой получится жирным и сложнее будет переносить рисунок на бумагу. Создание основного рисунка Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи шила всячески деформировать его, создавая удивительные узоры. Чем сложнее рисунок, тем больше мастерства и опыта понадобится от художника. Начать можно с рисования цветов или бабочек. Расслабьтесь и не пытайтесь делать рисунки точными и ровными, ведь Эбру больше подходит для абстракции и волнообразных орнаментов.
| ||||
4. Практическая работа. Вот пошаговая инструкция, как нарисовать простой цветок. На кончик шила наберите краску и коснитесь воды, не протыкая поверхность. У вас должен получится круг. Если хотите сделать его больше – наберите ещё краски и снова коснитесь в том же месте. Наберите краску другого цвета и снова коснитесь центра, делая таким образом круг другого цвета. Погрузите кончик шила ближе к краю внутреннего круга и сделайте лепестки цветка, перемещая шило наружу. Не забывайте вытирать краску с шила, когда меняете цвет. Чтобы рисунок был более четким, это следует делать и после каждого касания. Перенос изображения на бумагу Когда изображение готово, приступаем к переносу картинки на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны, чтобы помочь рисунку отпечататься. Теперь медленно достаем лист: цепляем край и как бы перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в лоток. После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в рамку или поместить в альбом для сохранности. | ||||
5. Актуализация знаний Сегодня мы узнали что такое Эбру и попробовали выполнить рисунок в этой технике. На данном этапе все созданные работы (еще не просушенные) кладутся в ряд для общего просмотра и совместной оценки. Дети делятся впечатлением от проделанной творческой работы. Педагог предлагает выразить свои чувство от увиденного и сотворенного посредством создания стихотворения из 5 строк – синквейна. Пример:
ЭБРУ Анализ работ обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по индивидуальной теме самообразования "Живопись в мраморной технике. Эбру"
Содержание доклада:1. Эбру. Мраморная техника2. История возникновения эбру3. Технология традиционного эбру...
Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»
Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс. Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...
методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»
quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому часто провожу опыты и...
Презентация к уроку "Техника ЭБРУ"
Новая техника "Эбру" Рисование по воде....
Тема занятия "Техника Эбру"
Тема занятия "Техника Эбру"...
Мастер-класс "Цветы в технике эбру".
Рисунок цветов на воде с помощью специальной техники эбру....
Мастер-класс "Лебедь в технике эбру".
Рисунок лебедя в технике эбру....