Рисование в технике ЭБРУ
материал по изобразительному искусству (изо)
Материал знакомит с историей возникновения техники и ее особенностями выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_v_tehnike_ebru.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование в технике Эбру
- История возникновения Эбру
Эбру-техника рисования на воде. Это настоящее искусство, ведь каждый рисунок получается абсолютно разным, одинаковые никогда не получатся, ведь краски будто танцуют на воде, выстраиваясь в разные композиции. Можно даже не имея способностей в рисовании получить удивительной красоты рисунок. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование».[1]
В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно «обру», упрощенное в турецком как «эбру», значит «на воде».
Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру.
Кто-то считает, что это искусство появилось в индии, а кто-то, что в Иране. Но известно точно, что Эбру зародилось где-то на Востоке. Ведь Эбру издавна используется на Востоке в утилитарных целях: изготовление обложек форзацев ценных книг. Благодаря тесным торговым связям техника рисования по воде постепенно распространилась по многим странам исламского мира. Авторитетные исторические источники свидетельствуют, что технологии эбру массово использовали индийские художники в период расцвета Империи Великих Моголов (XVI-XVIII века). С начала XIX века самым влиятельным мировым центром мраморинга стала Османская империя. Турецкие мастера довели до совершенства технику эбру, используя ее не только для создания абстрактных изображений, но и в каллиграфии.
Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке.
Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как: «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование» — так по-разному называют искусство эбру в странах Востока.[2]
В Европе просто говорят «турецкая бумага» Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани.[3]
Самая древняя официальная работа по этой технике хранится в Стамбуле, во дворце Топкапы. Эта картина 1554 года, подписанная художником Мехмет Киатчи. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре.
Еще недавно это искусство могло исчезнуть и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции Эбру бережно сохраняются. Устраиваются многочисленные выставки картин Эбру, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле Эбру.
- Что входит в набор для рисования в технике Эбру
Краски для Эбру особенные — жидкие из бычьей желчи и цветного порошка. В технике Эбру используются только натуральные материалы. Для получения желтого цвета — мышьяк, для синего — лахорская синька, для черного — сажа, для белого — свинцовые белила , для красного — оксид железа.[4]
Для того чтобы создать картину в технике Эбру потребуется:
• Поднос (или любая невысокая прямоугольная емкость)
• Вода
• Загуститель
• Краски (отдельная для каждого цвета (можно пипетки))
• Не глянцевая бумага (либо то, что хотите разукрасить, но обязательно с матовой поверхностью, иначе краски будут «скатываться»)
• Палочка
• Так же дополнительно можно использовать шило, гребешки.
Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
- Создание картин в технике Эбру
Художник берет различные краски и стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности.
Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая капли краски в картину. Можно бесконечно следить за тем, как капли красок превращаются то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно, пока краски на поверхности воды могут преобразиться в настоящие картины. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.
Есть 14 техник Эбру:
1. Баттал эбру. Очень нежный стиль — это основной образец, с которого начинается каждая форма эбру. Чтобы достигать мраморного эффекта, цвета по капелькам наносятся наповерхность жидкости, где они распространяются естественным для себя образом. Техника баттал эбру используются для каллиграфии, для обрамления или как обложки для книг.
2. Гель-гит исходит из баттал эбру благодаря использованию иглы, при этом возникает повторяющийся орнамент.
3. Шаль эбру — это видоизменение предыдущей техники, при которой узоры должны рисоваться случайно.
4. Bülbül Yuvası (или иначе «гнездо соловья»). Возник большей частью из баттал из-за снаружи внутрь рисующихсяспиралей. Используется для книжных обложек, в зависимости от размера может вмещать в себя несколько рядом стоящих спиралей.
5.Taraklı Ebru. Техника рисования эбру гребнем выполняется на основе 2 варианта, в товремя как гребень (tarak) тянется в единственном скользящем движении вертикально для того, чтобы на поверхности образовался ровный узор.
6.«Таракли шаль» — это соединение обеих выше представленных техник.
7. «Хафиф» — это форма шаль эбру, которая отличается более нежными цветами, это достигается за счет большого количества воды и воловьей желчи. Часто используются для написания текстов поверх узора.
8. «Нефтли баттал» основан на «баттал эбру», терпентин примешивается в последний цвет. Таким образом получаются характерные «пустые» пятна.
9. Çiçek Ebru. Она названа так по мотивам цветов (çiçek значит цветок). Как правило рисование начинается с баттал эбру зеленого цвета, который формируется при помощи иглы на ручке, таким образом появляются листочки. Цвет цветочных лепестков художник капает на конец стебелька и иглой приводит к форме цветка. Два похожих цветка могут украшать переднюю и заднюю стороны обложки книги. Necmeddin Okyay и Mustafa Düzgünman — это имена художников, которые рисовали больше всего в этой технике «цветок» эбру, у них есть изображения чудесных тюльпанов, маргариток, маковых цветков, гвоздик, фиалок и гиацинтов.
10. Yazılı Ebru. Эбру с каллиграфией, то есть с красиво написанным текстом внутри. На бумагу наносится шрифт (каллиграфия это особая художественная форма), затем гуммиарабик (смола высохшего сока акаций), поэтому обработанные места остаются неприкосновенными при марморировании. Изобретатель техники Necmeddin Okyay,
который делал сначала надписи на отдельном листе бумаги, буквы вырезал, обрабатывал и приклеивал на мраморируемую бумагу.
11. Kumlu Ebru.Кумлу возникает, если липкая субстанция, на поверхности которой возникает рисунок эбру, начинает терять качество. Смешивают краски индиго с водой и воловьей желчью, потом каплями наносят по краю или в центре кюветки до тех пор пока вся поверхность не заполнится цветом. Трещины, которые в итоге образуются, похожи на структуру песка, отсюда название — от слова песок. Kilcikli Ebru образуется, если в 11 технике образуются структуры, похожие на галочки (название в переводе — рыбная кость).
12. Akkase Ebru.Обозначение эбру, в котором находятся разные цвета для обрамления и средней части с надписями. Места, которые не должны закрашиваться, оклеиваются как при стиле 10 перед работой или намазываются гуммиарабиком. Часто можно встретить как основу стиля хафиф, а рамку с более яркими цветами. В этом случае хафиф эбру используется сначала, затем на нем подготавливается предусмотренная для шрифта часть с гуммиарабиком, и наконец, на втором этапе делается марморирование с более сочным цветом.
13. Zerefşanlı Ebru и Altınlı Ebru.Не является разновидностью техники эбру в настоящем смысле. Для работ, которые служат для украшения книг, миниатюр или картин, сусальное золото натирается в виде стружки или прибавляется в случае Altınlı Ebru уже при смешивании красок.
14. Hatip Ebru.Выходит из техники баттал эбру посредством создания друг от друга удаленных точек одного цвета, внутри которых потом вносятся один за другим новые цвета. Так можно получить различные фигуры, например, сердце, «причесанное» сердце, «колесо судьбы», клевер, звезд, и так далее.[5]
[1] Тонкошкурова М. Е.Эбру- краски танцующие на воде. Режим доступа https://tvorcheskie-proekty.ru/node/926 свободный. (Дата обращения 9.01.2023г.)
[2] Режим доступа https://tvorcheskie-proekty.ru/node/926 (Дата обращения 9.01.2023г.)
[3] Борзенкова, В. Н. Нетрадиционная техника рисования эбру — эффективное средство развития творческих способностей учащихся / В. Н. Борзенкова, И. Б. Крец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2.1 (32.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1911/ (дата обращения: 03.02.2023г)
[4] [Электронный ресурс] URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-ebru (дата обращения: 10.10.2023г.)
[5] Мастер – класс по эбру [Электронный ресурс] URL: https://www.ebrusitesi.com/galeri/tarakli.html (дата обращения: 05.10.2023г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"
Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...
Доклад по индивидуальной теме самообразования "Живопись в мраморной технике. Эбру"
Содержание доклада:1. Эбру. Мраморная техника2. История возникновения эбру3. Технология традиционного эбру...
Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»
Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс. Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...
Конспект открытого занятия "Рисование на воде "Эбру"
Эбру считается турецким искусством рисования на воде. Возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно перевод...
Внеурочное занятие "Рисование в технике «эбру»
Моделирование сценария внеурочного занятия по изобразительному искусству для 5-6 классов с описанием планируемых результатов и подбором художественно-творческих заданий различных видов, удовлетв...
Рисование в технике эбру
Технологическая карта занятия кружка на тему "Рисование в технике эбру"...
Мастер-класс"Аква рисование в технике "эбру""
В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно "обру", значит "на воде"....