Значение развития моторики у детей с речевой патологией
статья

Кутузова Анна Владимировна

На всех этапах жизни ребенка движения играют важную роль.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки у детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. В дальнейшем эти движения играют существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире.  Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Благоприятным для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека считается период – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий   неокончательно сформирована. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития и для развития речи ребенка, подтверждается многими авторами.

Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Изучение психики детей позволило говорить о важном стимулирующем влиянии функций руки на развитие головного мозга. Улучшая моторную функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.

В большинстве случаев, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Опираясь на проведенные опыты и обследования большого количества детей установлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка задерживается.

Своевременная диагностика   и педагогическая коррекции моторики позволяет сохранить не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградить его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформировать навык письма.

 Ознакомление с величиной, формой и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки и глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

 Правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе, предшествующем ознакомлению с ней.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Первые годы жизни занимают особое место в развитии личности. Это период достижений в области развития речи и представлений, а также социального, эмоционального и моторного развития ребенка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное, значит начатое с первых   дней после рождения; полноценное-  достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Развитие моторики в последующем будет является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимые условия для овладения письмом.

Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей и в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по образцу и по словесной инструкции.

Развитие моторной системы тесно связано с развитием сенсорной системы, и они взаимодополняют друг друга. Если ребенок не может схватить предмет, то он не сможет и ощутить его. При бимапуальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движения рук. Что бы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитое скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.

Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Экспериментально доказана зависимость развития речи от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие задерживается, хотя общая моторика при этом может быть в пределах и даже выше возрастной нормы.

В специальной литературе описаны   приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, с моторной алалией , с дизартрией, с заиканием стимулирующие речевое развитие путем тренировки пальцев рук, что является, «средством повышения работоспособности коры головного мозга».

 Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной системой. Поэтому, она оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему.

Кинестетические раздражения, вызываемые движениями ребенка, обычно связаны с положительными эмоциональными реакциями. Ограничения подвижности вызывает противоположные чувства. У детей, когда они начинают ползать, вставать каждое движение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Дети, лишенные возможности свободных движений, становятся эмоционально вялыми.

Значит, можно особо выделить потребность ребенка в движении наряду с другими его биологическими потребностями.

         Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить. Уже с первых дней жизни у ребенка существует связь между визуальным контролем и поисковыми движениями руки.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной или грубой моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Таким образом, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, следует учитывать, что коррекция речевых нарушений тесно связана с развитием координированных, согласованных действий моторики. Учитывать также следует, что чем раньше начато коррекционное воздействие, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение. Улучшая моторную функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.

 

 

Список литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.
  2.   Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001
  3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. – М.,1982, с-54.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.
  6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. –М.,1998
  7. Детская практическая психология/ под ред. Т.Д.Марцинковской -  М., 2000
  8. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11
  9. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981
  10. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.,1995
  11.  Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.
  12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 2006
  13. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224.
  14.  Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
  15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2000
  16. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: “ Значение развития моторики у детей с речевой патологией ”.

               На всех этапах жизни ребенка движения играют важную роль.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки у детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. В дальнейшем эти движения играют существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире.  Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Благоприятным для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека считается период – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий   неокончательно сформирована. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития и для развития речи ребенка, подтверждается многими авторами.

Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Изучение психики детей позволило говорить о важном стимулирующем влиянии функций руки на развитие головного мозга. Улучшая моторную функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.

В большинстве случаев, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 

Опираясь на проведенные опыты и обследования большого количества детей установлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка задерживается.

Своевременная диагностика   и педагогическая коррекции моторики позволяет сохранить не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградить его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформировать навык письма.

 Ознакомление с величиной, формой и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки и глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

 Правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе, предшествующем ознакомлению с ней.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Первые годы жизни занимают особое место в развитии личности. Это период достижений в области развития речи и представлений, а также социального, эмоционального и моторного развития ребенка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное, значит начатое с первых   дней после рождения; полноценное-  достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Развитие моторики в последующем будет является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимые условия для овладения письмом.

Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей и в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по образцу и по словесной инструкции.

Развитие моторной системы тесно связано с развитием сенсорной системы, и они взаимодополняют друг друга. Если ребенок не может схватить предмет, то он не сможет и ощутить его. При бимапуальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движения рук. Что бы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитое скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.

Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Экспериментально доказана зависимость развития речи от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие задерживается, хотя общая моторика при этом может быть в пределах и даже выше возрастной нормы.

В специальной литературе описаны   приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, с моторной алалией , с дизартрией, с заиканием стимулирующие речевое развитие путем тренировки пальцев рук, что является, «средством повышения работоспособности коры головного мозга».

 Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной системой. Поэтому, она оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему.

Кинестетические раздражения, вызываемые движениями ребенка, обычно связаны с положительными эмоциональными реакциями. Ограничения подвижности вызывает противоположные чувства. У детей, когда они начинают ползать, вставать каждое движение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Дети, лишенные возможности свободных движений, становятся эмоционально вялыми.

Значит, можно особо выделить потребность ребенка в движении наряду с другими его биологическими потребностями. 

         Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить. Уже с первых дней жизни у ребенка существует связь между визуальным контролем и поисковыми движениями руки.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной или грубой моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Таким образом, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, следует учитывать, что коррекция речевых нарушений тесно связана с развитием координированных, согласованных действий моторики. Учитывать также следует, что чем раньше начато коррекционное воздействие, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение. Улучшая моторную функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.


Список литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8. – С. 62-65.
  2.   Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001
  3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. – М.,1982, с-54.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 185с.
  6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. –М.,1998
  7. Детская практическая психология/ под ред. Т.Д.Марцинковской -  М., 2000
  8. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11
  9. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981
  10. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.,1995
  11.  Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.
  12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 2006
  13. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224.
  14.  Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
  15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2000
  16. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.

В статье  размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...

Консультация для родителей на тему: "Об исследованиях, которые назначают детям с речевой патологией"

Очень часто детям с различными  речевыми нарушениями врачи - неврологи назначают дополнителные исследования  состояния и функционирования различных систем организма ребенка. Что это за иссле...

Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией

В консультации  рассматриваются инновационные  формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией  и  вопросы    психолого-педагогического взаимодействия Н...

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

Приемы формирования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

Консультация для родителей, воспитателей ДОО, студентов, раскрывающая практические приемы формирования интонации у детей с речевой патологией...