Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.
учебно-методический материал на тему

Алексеева Светлана Владимировна--

В статье  размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией.

        

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

Цель: выработка правильных дыхательных кинестезий.

Задачи: 

а) дифференциация ротового и носового дыхания;

б) формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи;

в) развитие нижнерёберного дыхания и нижних резонаторов, позволяющих поставить голос на опору и сформировать длительный экономичный выдох;

г) постановка продуктивных схем дыхания в ходе выполнения статических и динамических упражнений.

РАЗВИТИЕ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

МОТОРИКИ

Цель: коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи: 

а) нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры;

б) снятие повышенного тонуса мышц;

в) увеличение объема артикуляционных движений;

г) развитие переключаемости;

д) выработка артикуляционных поз.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА, РАСШИРЕНИЕ ВЫСОТНОГО ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

Цель: формирование правильных фонационных кинестезий.

Задачи: а) координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий; б) увеличение времени фонации, расширение диапазона, силы и высоты голоса во время выполнения вокальных упражнений; в) работа над мягкой подачей голоса.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ТЕМПО – РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Цель: совершенствование пространственно-временной организации речедвигательного акта; овладение элементарными ритмическими структурами и создание на их основе предпосылок для усвоения фонетической стороны (ритмической структуры слов, словесного и логического ударения, модуляций, паузации).

Задачи: а) обучение восприятию и воспроизведению темповых отличий на основе ритма; б) формирование восприятия и воспроизведения комплексов ритмических структур; в) трансформация ритмических структур с заданным темпом и ритмом из одной модальности в другую; г) обучение восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных сигналов; д) развитие темпоритмического чувства речевых и неречевых движений; е) формирование произвольного контроля за темпоритмическими характеристиками речи.

РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Цель: Развитие способностей выражать основные эмоции; коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи: 

а) нормализация тонуса  мимической мускулатуры;

б) Обучение анализировать, понимать и воспроизводить эмоциональное состояние

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель: 

-Формирование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитие интонационной выразительности экспрессивной речи.

- ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИ МАНИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

- Формирование восприятия ударения, логического ударения

Задачи:

  а) Формирование умений слышать компоненты интонации в звучащей речи и оценивать их использование в различных ситуациях действительности;

       б) Формирование интонационной выразительности речи как механизма продления общего предназначения интонации;

        в) Развитие языкового «чувства» и его контролирующей функции;

г) формирование воспроизведения интонационных средств выразительности речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Логопедическое занятие по совершенствованию общих речевых навыков у дошкольников с речевой патологией: «Приключения Робика». на материале лексической темы «Человек».

Развитие  физиологического, речевого.дыхания, дыхания по Стрельниковой, общей и артикуляторной моторики; просодических компонентов речи: силы, высоты, тембра голоса; чувства ритма и темпа; ...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)

Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой,  голосом, темпом и ритмом речи,  интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....

Планирование работы по формированию общих речевых навыков, ОНР, 1 уровень речевого развития

Планирование работы по формированию общих речевых навыков, ОНР, 1 уровень речевого развития...