Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
план-конспект
Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rospis_severa.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
г. Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ.
РОСПИСЬ БЛЮДА»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Хотеенкова Е. Г.
т/о «Разноцветная сказка»
г. Ярцево
2023 год
Методическая разработка рекомендована учащимся, занимающихся творчеством, педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений, воспитателям ДОУ, родителям учащихся.
Место хранения методической разработки: методический кабинет
Назначение: для оформления интерьера, как вариант подарка к любому торжеству.
Цель разработки: познакомить учащихся и педагогов с народным промыслом России – Пермогорская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.
Задачи разработки:
- познакомить учащихся с Пермогорской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи;
- развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
- воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Теоретическая часть
Немного истории
Край Русского Севера, который питает маленькие и большие притоки Северной Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми , но и своими умельцами - народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать .замечательные изделия из дерева - ковши, чаши, блюда люльки, санки, набирухи хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками ,причем в каждой местности делали это по-своему ,но везде одинаково хорошо. Искуствоведы потом описали различные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгская, пучугская, ракуловская, борокская и некоторые другие школы росписи .Но самой первой в этом списке стоит пермогорская роспись, которая на первом этапе считалась синонином северодвинской росписи.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой.
Материалы и инструменты:
- Краски акриловые в наборе;
- Блюдо или тарелка из пластика;
- Интерьерная краска на основе акриловой;
- Кисти беличьи или колонковые №1 №2 №6;
- Простой карандаш, резинка;
- Баночка с водой;
- Мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти;
- Палитра.
Цветовая палитра пермогорских мастеров
Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась,и как прежде,в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне,поэтому роспись часто называют –«белофонной» ,подчеркивая тем самым значение белого цвета.Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие.Большое значение имеет рисунок с тонким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность предмета.
Мотивы пермогорских мастеров
Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой –либо сцены с изображением деревенских посиделок, застолий катаний на лошадях или крестьянского труда. Подчеркнутой праздничностью обстановки ,яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой жизни скрасить тяжелую повседневность.
Практическая часть
Последовательность действий при росписи блюда
Традиционная технология была трудоемкой и предпологала грунтование дерева при помощи мела,клея с последующим покрытием поверхности белой краской.Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался черный рисунок,а потом контур заполнялся цветом.Только в последние десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшеми на смену яичным, которые с давних времен при менялись в русских художественных промыслах.
Прежде чем мы начнем расписывать блюдо, мы выберем цвет для фона. Чаще всего он бывает белым иногда молочным, бежевым. Возьмем белую акриловую краску и добавим в нее охру светлую в соотношении 1:5. Полученный тон наносим на поверхность блюда в два приема.
Следующий этап – нанесение карандашного контура. Рассмотрим рисунок пермогорской росписи. В ее основе – гибкий побег, или гирлянда, состоящая из трехлистных и тюльпановидных цветов. В любом растительном узоре обязательно присутствует трехлистный или «трехлопастный» цветок, который назвали так из-за широкого лепестка , состоящего как бы из трех частей. размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка можно достичь огромного разнообразия. А еще подобные стебли – побеги сказочных растений нередко встречаются на полях древних рукописных книг. Обращаем внимание на то, как побег проходит сквозь трехлистник. Побег при необходимости легко раздваивается как в нижней, так и в верхней части цветка, и на нем часто встречаются красные кружки-ягоды. Эти декоративные ягоды играют очень важную роль в развитии стебля и, соответственно, в композиционном построении узора .Из них , как из семени , может вырасти побег любого размера и развиваться в любом направлении. Этот простой прием позволяет легко останавливать рост гибкого побега при помощи дорисовки мелких листочков и цветов.
Приступаем к следующему этапу росписи – заливке. При работе с акриловыми красками заливка производится в следующей последовательности: желтая краска, зеленая, затем красная. При этом обязательно пользуемся палитрой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность наносим цветовые пятна кистью №2.
На завершающем этапе выполняется обводка контура черной акриловой краской. Этот прием назвали «набируха». Для работы нам понадобится самая тонкая кисть №1. Начинаем вырисовывать тонкие стебельки, травинки, завитки только после того, как высохнет «заливка».
Литература
1.Автор Г.Ю. Дорожин «Узоры Северной Двины».Москва изд. «Мозаика синтез». 2007
2.Автор Г. Блинов «Чудо-кони,чудо-птицы».Москва изд. «Детская литература».1977 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока "Приготовление холодных блюд и закусок"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по производственному обучению по профессии "Повар, кондитер"...
Разработка узора для лоскутного шитья и изготовление салфетки, прихватки для кухни
Технологическая карта внеурочного занятия "Мастерская Золушки" художественно-эстетического направления....
Тема урока: «Разработка узоров для кокошника – элемента танцевального русского костюма» - 7 класс
Цель: формирование навыков трудовой деятельности, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, совершенствование коммуникативных способностей, развитие познавательных интересов, развитие и...
Методическая разработка «УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ»
Методическая разработка«УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ»...
Методическая разработка урока "Кисломолочные продукты и блюда из них".
Урок разработан для обучающихся по программе 8 вида....
Методическая разработка "Национальные русские блюда. Рецепты блюд."
Национальные русские блюда. Рецепты блюд.Видеоуроки:Учим названия русских продуктов и блюд (русская еда на английском)https://www.youtube.com/watch?v=k5513qCjSCgРусская еда по-английски: названия русс...
Конспект занятия «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Конспект занятия «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»...