Конспект занятия «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
план-конспект
Конспект занятия «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_severa.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области
Конспект занятия
«УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ.
РОСПИСЬ БЛЮДА»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Хотеенкова Е. Г.
т/о «Разноцветная сказка»
г. Ярцево
2020 год
Тема занятия: «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №11
Творческое объединение «Разноцветная сказка»
Год обучения: 2 год обучения
Цель занятия: познакомить учащихся с народным промыслом России – Пермогорская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.
Задачи:
познакомить учащихся с Пермогорской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи;
развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Методы: демонстрация презентации, наглядных учебных пособий, практическая работа.
Оборудование: Альбом, гуашевые краски, кисточки, непроливашка с водой, линейка, чёрный фломастер, простой карандаш. резинка.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Вступление
3. Обозначение темы урока, роспись туеса- последовательность выполнения задания с помощью презентации.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов работы, выставка учащихся
6. Домашнее задание
Ход урока:
Теоретическая часть
Педагог: Немного истории
Край Русского Севера, который питает маленькие и большие притоки Северной Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми , но и своими умельцами - народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать .замечательные изделия из дерева - ковши, чаши, блюда люльки, санки, набирухи хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками ,причем в каждой местности делали это по-своему ,но везде одинаково хорошо. Искуствоведы потом описали различные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгская, пучугская, ракуловская, борокская и некоторые другие школы росписи .Но самой первой в этом списке стоит пермогорская роспись, которая на первом этапе считалась синонином северодвинской росписи.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой.
Материалы и инструменты:
- Краски акриловые в наборе;
- Блюдо или тарелка из пластика;
- Интерьерная краска на основе акриловой;
- Кисти беличьи или колонковые №1 №2 №6;
- Простой карандаш, резинка;
- Баночка с водой;
- Мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти;
- Палитра.
Цветовая палитра пермогорских мастеров
Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась,и как прежде,в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне,поэтому роспись часто называют –«белофонной» ,подчеркивая тем самым значение белого цвета.Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие.Большое значение имеет рисунок с тонким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность предмета.
Мотивы пермогорских мастеров
Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой –либо сцены с изображением деревенских посиделок, застолий катаний на лошадях или крестьянского труда. Подчеркнутой праздничностью обстановки ,яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой жизни скрасить тяжелую повседневность.
Практическая часть
Последовательность действий при росписи блюда
Традиционная технология была трудоемкой и предпологала грунтование дерева при помощи мела,клея с последующим покрытием поверхности белой краской.Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался черный рисунок,а потом контур заполнялся цветом.Только в последние десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшеми на смену яичным, которые с давних времен при менялись в русских художественных промыслах.
Прежде чем мы начнем расписывать блюдо, мы выберем цвет для фона. Чаще всего он бывает белым иногда молочным, бежевым. Возьмем белую акриловую краску и добавим в нее охру светлую в соотношении 1:5. Полученный тон наносим на поверхность блюда в два приема.
Следующий этап – нанесение карандашного контура. Рассмотрим рисунок пермогорской росписи. В ее основе – гибкий побег, или гирлянда, состоящая из трехлистных и тюльпановидных цветов. В любом растительном узоре обязательно присутствует трехлистный или «трехлопастный» цветок, который назвали так из-за широкого лепестка , состоящего как бы из трех частей. размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка можно достичь огромного разнообразия. А еще подобные стебли – побеги сказочных растений нередко встречаются на полях древних рукописных книг. Обращаем внимание на то, как побег проходит сквозь трехлистник. Побег при необходимости легко раздваивается как в нижней, так и в верхней части цветка, и на нем часто встречаются красные кружки-ягоды. Эти декоративные ягоды играют очень важную роль в развитии стебля и, соответственно, в композиционном построении узора .Из них , как из семени , может вырасти побег любого размера и развиваться в любом направлении. Этот простой прием позволяет легко останавливать рост гибкого побега при помощи дорисовки мелких листочков и цветов.
Приступаем к следующему этапу росписи – заливке. При работе с акриловыми красками заливка производится в следующей последовательности: желтая краска, зеленая, затем красная. При этом обязательно пользуемся палитрой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность наносим цветовые пятна кистью №2.
На завершающем этапе выполняется обводка контура черной акриловой краской. Этот прием назвали «набируха». Для работы нам понадобится самая тонкая кисть №1. Начинаем вырисовывать тонкие стебельки, травинки, завитки только после того, как высохнет «заливка».
Литература
1.Автор Г.Ю. Дорожин «Узоры Северной Двины».Москва изд. «Мозаика синтез». 2007
2.Автор Г. Блинов «Чудо-кони,чудо-птицы».Москва изд. «Детская литература».1977 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему:"Приготовление сладких блюд".
Цели: Обучающая: проконтролировать степень усвоения основных умений навыков, изученных и сформулированных при изучении технологии приготовления сладких блюд. Развивающая: развивать у учащихся умени...
Конспект урока 5кл ФГОС. Второго поколения.«Блюда из яиц»
Ознакомить учащихся с мерами предосторожности при работе с яйцами. Ознакомить учащихся с питательными свойствами яиц. Сформировать у учащихся умение правильного приготовления блюд из яиц. Привива...
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. «Блюда из яиц».
«Блюда из яиц». Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология...
План- конспект урока технологии по теме "ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ВАРЕНЫХ ОВОЩЕЙ. ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ"
Разработка предназначена для учителей работающих по программе Н.И. Симоненко, с учащимися 5 класса....
Конспект -занятия : Узор "листочек". Плетение розы.
Плетение изделий из двух нитей....
Конспект урока 5 класс по теме: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Материал к уроку по технологии...
Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»...