Методическая разработка «УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ»
методическая разработка

Ермолова Юлия Александровна

Методическая разработка

«УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rospis_severa.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ»

                                         

Разработала:

педагог дополнительного образования

Ермолова Юлия Александровна

Арт-студия «Позитив»

г. Ярцево

2017 год

 Методическая разработка рекомендована обучающимся, занимающихся творчеством, педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений, воспитателям ДОУ, родителям обучающихся.

Место хранения методической разработки: методический кабинет

Назначение: для оформления интерьера, как вариант подарка к любому торжеству.

        Цель разработки: познакомить учащихся и педагогов с народным промыслом России – Пермогорская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.

        Задачи разработки:

  • познакомить учащихся с Пермогорской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи;
  • развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
  • воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

Теоретическая часть

        Немного  истории

        Край Русского Севера,  который питает маленькие  и большие притоки Северной  Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми , но и своими умельцами - народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать .замечательные изделия из дерева - ковши, чаши, блюда люльки, санки, набирухи  хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками ,причем  в каждой местности делали  это по-своему ,но везде одинаково хорошо. Искуствоведы потом описали различные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгская, пучугская,  ракуловская, борокская и некоторые другие школы росписи  .Но самой первой  в этом списке стоит пермогорская роспись, которая  на первом этапе считалась синонином северодвинской росписи.

        Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с  древнерусской миниатюрой.

        Материалы и инструменты:

  • Краски акриловые в наборе;
  • Блюдо или тарелка из пластика;
  • Интерьерная краска на основе акриловой;
  • Кисти беличьи или колонковые №1 №2 №6;
  • Простой карандаш, резинка;
  • Баночка с водой;
  • Мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти;
  • Палитра.

        Цветовая палитра пермогорских мастеров

        Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась,и как прежде,в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне,поэтому   роспись часто называют –«белофонной» ,подчеркивая тем самым значение белого цвета.Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие.Большое значение имеет рисунок с тонким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность предмета.

        Мотивы пермогорских мастеров

        Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором  бы не было какой –либо  сцены с  изображением деревенских посиделок, застолий катаний на лошадях или крестьянского труда. Подчеркнутой праздничностью обстановки ,яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой жизни скрасить тяжелую повседневность.

Практическая часть

        Последовательность действий при росписи блюда

        Традиционная технология была трудоемкой и предпологала грунтование дерева при помощи мела,клея с последующим покрытием поверхности белой краской.Затем по высохшему белому фону  как по бумаге делался черный рисунок,а потом контур заполнялся цветом.Только в последние десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники  пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшеми на смену  яичным, которые с давних времен при менялись в русских художественных  промыслах.

        Прежде чем мы начнем расписывать блюдо, мы выберем  цвет для фона. Чаще всего он бывает белым иногда  молочным, бежевым. Возьмем  белую акриловую краску и добавим в нее  охру светлую в соотношении 1:5. Полученный тон наносим на поверхность блюда в два приема.

        Следующий  этап – нанесение карандашного контура. Рассмотрим рисунок  пермогорской росписи. В ее основе – гибкий  побег, или  гирлянда, состоящая из  трехлистных  и тюльпановидных цветов. В  любом растительном узоре  обязательно присутствует трехлистный или «трехлопастный» цветок, который назвали  так из-за широкого лепестка , состоящего как  бы из трех частей.  размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка можно достичь  огромного разнообразия. А еще подобные  стебли – побеги  сказочных растений  нередко встречаются на полях древних рукописных книг. Обращаем внимание на то, как побег проходит сквозь  трехлистник. Побег при необходимости  легко  раздваивается как в нижней, так и в верхней  части цветка, и на нем часто встречаются красные кружки-ягоды. Эти декоративные ягоды  играют очень  важную роль в развитии стебля  и, соответственно, в композиционном построении узора .Из них , как из семени , может вырасти побег любого размера и развиваться в любом направлении. Этот простой прием позволяет  легко останавливать рост гибкого  побега при помощи дорисовки мелких листочков и цветов.

        Приступаем к следующему  этапу росписи – заливке. При работе с акриловыми красками заливка производится в следующей последовательности: желтая краска, зеленая, затем красная.  При этом обязательно пользуемся палитрой. Разбавленной краской на подготовленную  поверхность наносим цветовые пятна кистью №2.

        На завершающем этапе выполняется обводка контура черной акриловой краской. Этот прием назвали «набируха». Для работы нам понадобится самая тонкая кисть №1. Начинаем вырисовывать  тонкие стебельки, травинки, завитки только после того, как высохнет «заливка».

     

Литература

1.Автор Г.Ю. Дорожин  «Узоры Северной Двины».Москва изд. «Мозаика синтез». 2007

2.Автор  Г. Блинов   «Чудо-кони,чудо-птицы».Москва изд.     «Детская литература».1977 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краски северной Двины

Стоит только раз взглянуть, и уже никогда не спутаешь её с какой-mo другой. Словно по взмаху волшебной палочки преображаются украшенные ею самые простые предметы — деревянная посуда, подсвечники, прял...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».Цель: Познакомить учащих...

Статья для журнала "Северная Двина" "Планирование теоретических уроков физической культуры в начальной школе"

В статье рассмотрены основные апекты планирования и проведения теоретических уроков по физической культуре с целью формирования у обучающихся знаний в области здорового образа жизни....

Статья для журнала "Северная Двина" "Проектно-исследовательская деятельность по физическому воспитанию с обучающимися начальной школы"

В статье рассмотрены вопросы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся  в области физической культуры и спорта....

Статья для журнала "Северная Двина" "Взаимодействие учителя и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни"

В статье рассказывается об основных формах работы учителя физической культуры с семьей по формированию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни...

Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»

Методическая разработка  «Узоры Северной Двины.  Роспись блюда»...

Конспект занятия «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»

Конспект занятия  «Узоры Северной Двины.  Роспись блюда»...