Тренинг- занятие для педагогов «Работа в радость»
консультация

Галина Викторовна Самойленко

Цель: формирование позитивного мышления у участников образования.

Задачи:

• Создать условия для изучения данного вопроса;

• Познакомить с приемами и техниками позитивного мышления;

• Гармонизировать внутреннее состояние участников мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.04.2023g._vystuplenie_na_seminare.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Дивное

Тренинг- занятие для педагогов

«Работа в радость»

Педагог-психолог МБОУ СОШ №2

Самойленко Г.В.

с.Дербетовка

2023г.

Цель: формирование позитивного мышления у участников образования.

Задачи:

• Создать условия для изучения данного вопроса;

• Познакомить с приемами и техниками позитивного мышления;

• Гармонизировать внутреннее состояние участников мероприятия.

Ход мероприятия:

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

• то во что мы верим;

• кем мы станем;

• что мы говорим;

• как относимся к другим;

• как реагируем на события;

• с каким настроением живем и учим.

Позитивное мышление – это могучая сила.

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир» – говорил Франсуа Ларошфуко.

Позитивное мышление позволяет вам выйти из происходящей ситуации и разочарования. Дело в том, что независимо от того, о чём вы думаете, о хороших или о плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму. Негативные мысли могут отвлечь ваше внимание от ваших планов, тем самым сбив вас с пути. Даже нечто хорошее при плохом настроении может показаться настолько незначительным, что вы даже не замечаете этого.

Позитивное мышление может изменить всю вашу жизнь, и это не сказка, а самая, что ни есть действительность. Позитивное мышление ключ к успеху, во всех сферах жизни. Позитивные мысли помогают развить оптимистичное отношение ко всему.

Для эффективной работы современному педагогу часто мешает стресс.

Стресс - нормальная реакция организма на нарушения внутреннего равновесия. Наиболее опасным для жизнедеятельности организма является хронический стресс.

Симптомы хронического стресса:

- нарушение памяти и концентрации внимания;

- бессонница;

- депрессия;

- чувство вины.

Последствия - головная боль, выпадение волос, повышенное давление, сердечные болезни. Причины хронического стресса могут быть разнообразны, но часто выделяется такой вид стресса, как профессиональный.

Игра «Гороскоп эмоций»

Цель: формирование позитивного мышления.

Задачи:

• создать положительные эмоции и снять напряжение;

• формировать умение управлять своим настроением;

• развить чувства юмора.

Материалы и оборудование: перья птиц, стеклянные камешки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики, поднос.

Инструкция: «Выберите, пожалуйста, 1 предмет, который вам больше всего понравился или привлек ваше внимание. Потрогайте его, запомните».

Интерпретация:

• Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.

• Кто выбрал стеклянный камешек (бусинку) – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.

• Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.

• У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании.

Игра «Меню удовольствий»

Игра «Шляпа удовольствий»

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Шляпа счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам предстоит пройти курсы переподготовки• 

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с детьми.

Вам выпала честь представлять свою школу на конкурсе педагогического мастерства.

• Есть возможность попробовать свои силы.

На работе задержали зарплату или начислили меньше.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

• Пройдусь босиком.

• Ситуация вызовет сочувствие коллег.

Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.

• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

• Прочесть книги по ЗОЖ (здоровому образу жизни).

У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.

• Хорошая возможность выяснить взгляды конфликтных сторон на воспитание ребенка.

Вас отправили в отпуск в ноябре.

• Наконец, отдохну!

В школу поступил гиперактивный ребенок.

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими воспитанниками.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

Приложение 2

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)

• Трудно ли вам было отвечать?

• Было ли для вас что-то новое?

• Считаете ли вы полезным упражнение?

• Открыли ли вы что-то новое для себя?

• Как вы себя сейчас чувствуете?

• Какие у вас сейчас ощущения?

Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.

Упражнение «Избавляемся от ненужного»

Педагог в современных условиях обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и воспитанников. Существуют разные способы снятия стресса.

Я предлагаю вам памятки «Как избавиться от стресса» (участникам раздаются памятки).

Разные народы мира имеют свои обычаи. Среди них есть обычай на определенный праздник избавляться от всего ненужного. Дело в том, что наше физическое пространство не может вмещать бесконечно много вещей. Чтобы было место новому, необходимо избавиться от старого. Выбросив старое, мы освобождаем место для нового, которое будет радовать нас, доставлять нам удовольствие. То же происходит и с нашей душой. Мы накапливаем и сохраняем в душе радостные, светлые чувства. Но в жизни происходят, к сожалению, и неприятные для нас, печальные, подчас трагические события. Мысли о них нас долго не покидают, мешают нам идти вперед, не дают возможности радоваться жизни.

Но каждый человек хочет быть счастливым. Для того чтобы получать от жизни добрые, светлые, радостные чувства, необходимо избавиться от старого и ненужного, разрушающего нас, избавиться от душевного хлама. Чтобы поселилась радость в душе, надо освободить для нее место.

Мы напишем на бумаге все то, что мешает нам, от чего мы хотим избавиться. Но прежде чем решить, действительно ли это вам не нужно, очень хорошо подумайте. И только если вы абсолютно уверены, что хотите от этого избавиться, – запишите. Затем мы все это уничтожим. И пусть в наших душах поселятся светлые, радостные чувства.

Групповая работа «Дерево успеха»

Я предлагаю создать на ватмане всей группой композицию «Дерево успеха» с ладошками в качестве листьев. Выберите приятный для вас цвет. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Из ваших дружественных ладошек мы и создадим «Дерево успеха».

Памятка «Как избавиться от стресса»

1.Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит своё отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2.Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего Вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда Вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3.Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать и любить всех, начиная с себя.

4.Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить моё отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в моё нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5.Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести – значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6.Каждый день будьте настолько активны, насколько Вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешёвое средство и самое эффективное.

7.По возможности радуйте себя тем, что способно Вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте Ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8.Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в Вас больше всего.

9.Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10.Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11.Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нём ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его ещё нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12.Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

13.Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможно просто поболтать на отвлечённые темы – тоже лекарство от стресса.

14. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов – важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но употреблять алкоголь, сигареты, наркотики и другие «излишества» не стоит.

15. Укрепление физического здоровья – важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле – здоровый дух.

16.Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишён этого чувства.

17. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1.

Его можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет. На котором сосредоточить своё внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

2. Закройте глаза. Сначала посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя. Как с каждым выходом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 до 1, в конце концов – от 50.

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

- Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

- Напрягите и расслабьте икры.

- Напрягите и расслабьте бёдра.

- Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

- Напрягите и расслабьте живот.

- Расслабьте спину и плечи.

- Расслабьте кисти рук.

- Расслабьте предплечья.

- Расслабьте шею.

- Расслабьте лицевые мышцы.

- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда Вам покажется, что медленно плывёте, - Вы полностью расслабились.

ДИРЕКТОР ОТЧИТАЛ ВАС ЗА ПЛОХО ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ.

ВАМ ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ КУРСЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ• 

ВАМ ВЫПАЛА ЧЕСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОЮ ШКОЛУ НА КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

НА РАБОТЕ ЗАДЕРЖАЛИ ЗАРПЛАТУ ИЛИ НАЧИСЛИЛИ МЕНЬШЕ.

ПО ДОРОГЕ НА РАБОТУ ВЫ СЛОМАЛИ КАБЛУК.

БОЛЬШИНСТВО ВАШИХ ВОСПИТАННИКОВ НА ОТКРЫТОМ ЗАНЯТИИ ПОКАЗАЛИ СЕБЯ ОЧЕНЬ СЛАБО.

ВЫ ВНЕЗАПНО ЗАБОЛЕЛИ.

У ВАС ВОЗНИК КОНФЛИКТ С МАМОЙ ВОСПИТАННИКА.

ВАС ОТПРАВИЛИ В ОТПУСК В НОЯБРЕ.

В ШКОЛУ ПОСТУПИЛ ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"

Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...

Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"

Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...

Тренинг толерантности для педагогов

Тренинг толерантности для педагогов...

Тренинг общения для педагогов

Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков....