Занятие для педагогов с элементами тренинга «Виды самооценки и ее влияние на формирование мотивации к обучению»
план-конспект

Елена Викторовна Максимова

 Самооценку можно формировать в результате педагогических и психологических воздействий и изменяя самооценку личности, мы можем влиять на мотивацию и, следовательно, на поведение личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Пестравский Самарской области: ГБУ ЦППМСП м.р. Пестравский ____________________________________________________________

446 160 Самарская область с. Пестравка,

 ул.  Коммунистическая 62 «А»

Занятие для педагогов с элементами тренинга

«Виды самооценки и ее влияние на формирование мотивации к обучению»

Разработала

Педагог-психолог

Максимова Е.В.

2024

Цель: выявление взаимосвязи между уровнем самооценки и учебной мотивацией.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале нашего занятия, я предлагаю вам выполнить комплекс психологической зарядки, благодаря которой вы сможете расслабиться, сконцентрировать свое внимание, повысить свой энергетический потенциал и творчески поработать.
Комплекс.
Слайд №2
1. Поставьте ноги на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя: «Вот это я!».
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!».
3. Выполняйте круговые вращения бедрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: «Мне легко».
4. Гладя себя по затылку левой, затем правой рукой повторять: «Меня замечают, любят и высоко ценят».
5. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: «Все идет хорошо».
6. Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, втягивая живот, повторять: «Я ценю себя».
7. Сжав руки в кулаки, кулаки на талии, делая движения локтями вперед-назад, повторять: «Я действую мудро».
8. Делая махи ногой вперед-назад, повторять: «Я довольна собой».
9. Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: «В моей жизни случается только хорошее».
10. Сцепив руки в замок, поднять над головой, делая движение вперед-назад, повторять: «Я - гармоничная личность».

Ведущий: Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Сегодня наша тема для обсуждения «Виды самооценки и ее влияние на формирование мотивации к обучению». Слайд №1

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самооценка- это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.  Слайд №3

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

        

Ведущий: Давайте разделимся на 3 группы и разберем признаки уровней развития самооценки. 1 группа – высокий уровень самооценки, 2 группа – низкий уровень самооценки и 3 группа – адекватная самооценка. После обсуждения заполняется таблица. Слайд №4

Завышенная

Заниженная

Адекватная

Виды самооценкиСлайд №5

Упражнение: « Мозговой штурм»

Ответим на вопросы:

  1. Какие действия взрослых ведут к формированию высокой самооценки у ребенка?
  2. Какие действия взрослых ведут к формированию низкой самооценки у ребенка?
  3. Какие действия взрослых ведут к формированию адекватной самооценки у ребенка?

Выводы: Факторы, влияющие на формирование самооценки личности. Слайд №6

Ведущий: Перейдем к понятию учебная мотивация и ее связи с самооценкой.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Слайд №7

Самооценка не является врожденной, а развивается на протяжении всей жизнедеятельности человека, изменяясь на основе происходящих событий. Уровень самооценки не является первопричиной школьных успехов, но по самооценке можно сделать вывод о мотивации тенденции человека (мотивация стремления к успеху или мотивация избегания неудачи). По сути, мотивация будет являться промежуточным звеном между самооценкой личности и ее поведением.

Соотношение компонентов самооценки не одинаково. Различный уровень развития системы обеспечивает различный уровень развития способности к самоконтролю и целеполаганию.

Таким образом, можно предположить, если самооценку можно формировать в результате педагогических и психологических воздействий то, изменяя самооценку личности, мы можем влиять на мотивацию и, следовательно, на поведение личности в целом.

Упражнение «Ростомер» Слайд №8 Каждый из участников занятия предлагает свой прием, метод или рекомендацию по развитию учебной мотивации через формирование адекватной самооценки учеников. Все рекомендации записываются в Ростомер (образец ниже)

Учебная мотивация

Поделитесь с учениками спокойствием, научите их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать. Если уровень тревожности у детей очень высок, вы можете попробовать применять техники упражнений на расслабление в классе.

Поощряйте образ мыслей с ориентацией на рост и развитие. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой.

Избегайте негативных оценок и установок. Вместо этого, стимулируйте их сильные стороны, способности и достоинства.

Используйте творческий подход.

Придумайте свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений детей.

Когда ребята работают в группе, следите за тем, чтобы каждый участник знал свою область ответственности и был вовлечённым в учебный процесс.

Оценивать приложенные усилия, чем конечный продукт.

поддержка родителей

одобрительные слова

*********

Примечание: Раздать каждому педагогу «Ростомер» для того, чтобы записать понравившиеся рекомендации по развитию учебной мотивации через формирование адекватной самооценки учеников.

Итоговый круг «Интересное – полезное»

Большое спасибо всем за работу. Мы интенсивно и продуктивно поработали. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным? Каждый может сказать несколько слов.

Использованные литературные источники

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2008.
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004
  3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,2008
  4. Андрюшкова Н.П. Взаимосвязь самооценки и школьной успеваемости на разных возрастных этапах / Новый университет. 2012.№ 5(14).
  5.  Полетти, Розет. Как развить уверенность в себе и повысить самооценку. Экспресс-тренинг / Розет Полетти. - М.: Эксмо, 2013.
  6. Престон, Дэвид .Повысить самооценку. Как? / Дэвид Престон. - М.: Питер, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка

Кроме работы психолога, я также веду уроки английского языка для учащихся школы-интерната. Все дети имеют тяжелые нарушения речи, у многих нарушено внимание, я стараюсь сделать уроки для них максималь...

Формирование мотивации в обучении

Мотивация – это движение в перед. Мотивация человека запрограммирована  от природы и ее необходимо развивать,  получая знания и умения. Учебную мотивацию развивается в семье. Когда род...

Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).

Как не растерять интерес школьников к иностранному языку.Пути реализации Федерального государственного образовательного стандарта в современных условиях....

фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА."     В.А.  Сухомлинский....

Методическая разработка : Психологический тренинг для педагогов с элементами мастер-класса «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»

Содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки....