Занятие для педагогов с элементами тренинга «Виды самооценки и ее влияние на формирование мотивации к обучению»
план-конспект
Самооценку можно формировать в результате педагогических и психологических воздействий и изменяя самооценку личности, мы можем влиять на мотивацию и, следовательно, на поведение личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vidy_samootsenki_i_ee_vliyanie_na_formirovanie_motivatsii_k_ucheniyu.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Пестравский Самарской области: ГБУ ЦППМСП м.р. Пестравский ____________________________________________________________
446 160 Самарская область с. Пестравка,
ул. Коммунистическая 62 «А»
Занятие для педагогов с элементами тренинга
«Виды самооценки и ее влияние на формирование мотивации к обучению»
Разработала
Педагог-психолог
Максимова Е.В.
2024
Цель: выявление взаимосвязи между уровнем самооценки и учебной мотивацией.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале нашего занятия, я предлагаю вам выполнить комплекс психологической зарядки, благодаря которой вы сможете расслабиться, сконцентрировать свое внимание, повысить свой энергетический потенциал и творчески поработать.
Комплекс. Слайд №2
1. Поставьте ноги на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя: «Вот это я!».
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!».
3. Выполняйте круговые вращения бедрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: «Мне легко».
4. Гладя себя по затылку левой, затем правой рукой повторять: «Меня замечают, любят и высоко ценят».
5. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: «Все идет хорошо».
6. Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, втягивая живот, повторять: «Я ценю себя».
7. Сжав руки в кулаки, кулаки на талии, делая движения локтями вперед-назад, повторять: «Я действую мудро».
8. Делая махи ногой вперед-назад, повторять: «Я довольна собой».
9. Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: «В моей жизни случается только хорошее».
10. Сцепив руки в замок, поднять над головой, делая движение вперед-назад, повторять: «Я - гармоничная личность».
Ведущий: Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Сегодня наша тема для обсуждения «Виды самооценки и ее влияние на формирование мотивации к обучению». Слайд №1
В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.
Что такое самооценка
Самооценка- это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции. Слайд №3
Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.
Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
Ведущий: Давайте разделимся на 3 группы и разберем признаки уровней развития самооценки. 1 группа – высокий уровень самооценки, 2 группа – низкий уровень самооценки и 3 группа – адекватная самооценка. После обсуждения заполняется таблица. Слайд №4
Завышенная | Заниженная | Адекватная |
Виды самооценкиСлайд №5
Упражнение: « Мозговой штурм»
Ответим на вопросы:
- Какие действия взрослых ведут к формированию высокой самооценки у ребенка?
- Какие действия взрослых ведут к формированию низкой самооценки у ребенка?
- Какие действия взрослых ведут к формированию адекватной самооценки у ребенка?
Выводы: Факторы, влияющие на формирование самооценки личности. Слайд №6
Ведущий: Перейдем к понятию учебная мотивация и ее связи с самооценкой.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Слайд №7
Самооценка не является врожденной, а развивается на протяжении всей жизнедеятельности человека, изменяясь на основе происходящих событий. Уровень самооценки не является первопричиной школьных успехов, но по самооценке можно сделать вывод о мотивации тенденции человека (мотивация стремления к успеху или мотивация избегания неудачи). По сути, мотивация будет являться промежуточным звеном между самооценкой личности и ее поведением.
Соотношение компонентов самооценки не одинаково. Различный уровень развития системы обеспечивает различный уровень развития способности к самоконтролю и целеполаганию.
Таким образом, можно предположить, если самооценку можно формировать в результате педагогических и психологических воздействий то, изменяя самооценку личности, мы можем влиять на мотивацию и, следовательно, на поведение личности в целом.
Упражнение «Ростомер» Слайд №8 Каждый из участников занятия предлагает свой прием, метод или рекомендацию по развитию учебной мотивации через формирование адекватной самооценки учеников. Все рекомендации записываются в Ростомер (образец ниже)
Учебная мотивация |
Поделитесь с учениками спокойствием, научите их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать. Если уровень тревожности у детей очень высок, вы можете попробовать применять техники упражнений на расслабление в классе. |
Поощряйте образ мыслей с ориентацией на рост и развитие. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой. |
Избегайте негативных оценок и установок. Вместо этого, стимулируйте их сильные стороны, способности и достоинства. |
Используйте творческий подход. |
Придумайте свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений детей. |
Когда ребята работают в группе, следите за тем, чтобы каждый участник знал свою область ответственности и был вовлечённым в учебный процесс. |
Оценивать приложенные усилия, чем конечный продукт. |
поддержка родителей |
одобрительные слова |
********* |
Примечание: Раздать каждому педагогу «Ростомер» для того, чтобы записать понравившиеся рекомендации по развитию учебной мотивации через формирование адекватной самооценки учеников.
Итоговый круг «Интересное – полезное»
Большое спасибо всем за работу. Мы интенсивно и продуктивно поработали. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным? Каждый может сказать несколько слов.
Использованные литературные источники
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2008.
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,2008
- Андрюшкова Н.П. Взаимосвязь самооценки и школьной успеваемости на разных возрастных этапах / Новый университет. 2012.№ 5(14).
- Полетти, Розет. Как развить уверенность в себе и повысить самооценку. Экспресс-тренинг / Розет Полетти. - М.: Эксмо, 2013.
- Престон, Дэвид .Повысить самооценку. Как? / Дэвид Престон. - М.: Питер, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии
Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...
Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить весь учебный ма...
Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка
Кроме работы психолога, я также веду уроки английского языка для учащихся школы-интерната. Все дети имеют тяжелые нарушения речи, у многих нарушено внимание, я стараюсь сделать уроки для них максималь...
Формирование мотивации в обучении
Мотивация – это движение в перед. Мотивация человека запрограммирована от природы и ее необходимо развивать, получая знания и умения. Учебную мотивацию развивается в семье. Когда род...
Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).
Как не растерять интерес школьников к иностранному языку.Пути реализации Федерального государственного образовательного стандарта в современных условиях....
фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА." В.А. Сухомлинский....
Методическая разработка : Психологический тренинг для педагогов с элементами мастер-класса «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»
Содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки....
- Мне нравится (1)