Тренинг толерантности для педагогов
план-конспект занятия по психологии по теме
Тренинг толерантности для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tolerantnosti_dlya_pedagogov.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг толерантности для педагогов
Цели:
- Осознание педагогами своей индивидуальности
- Познакомить с понятием «толерантность»
- Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
- Помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
-создание комфортного психологического климата в группе;
- способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало , визитные карточки, булавки
Ход занятия:
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
1. Упражнение «Смысл имени»
- Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас ,которое начинается с первой буквы вашего имени . ( Например , Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
2.Упражнение «Аплодисменты»
Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Развитие толерантности педагогов»
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.
3.«Мои положительные черты»
-Напишите свои положительные черты.
- Трудно ли было написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили. Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
4.«Отражение в воде»
-Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой- тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
- человек скорчил страшную рожицу.
- Человек замахнулся палкой
- Человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.
- Что вы чувствовали ,когда ваш партнёр скорчил вам рожу(замахнулся на вас, улыбнулся вам)?
- Что вам было приятнее делать : корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
- Как вы думаете ,все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же ,как в зеркале?
- Наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой ,мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому , мы улыбаемся сами себе.
5.«Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
-Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете .Улыбнитесь ему.
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
6.Знакомство с понятием «толерантность»
- Мы выяснили, что каждый человек –это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно , с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
- А что , по-вашему , означает слово «толерантность»?
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого», в китайском – быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в арабском - «прощение, снисхождение», в персидском – «терпение, выносливость ,готовность к примирению».
7. «Я люблю тебя…»
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача. Вы должны сказать «Я люблю тебя...»,назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите. ( Например, Я люблю тебя, Лариса, за то ,что ты много внимания уделяешь своим детям) .Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили. Помните ,что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.
-Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
- Что вы при этом чувствовали?
8.«Похвали себя и других»
Участники делятся на пары.
- Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру ,что вам в нём нравится. Партнёр ,выслушав вас, должен сказать: «А, кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например, «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая» Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
- Легко ли было хвалить себя?
9. «Я заслуживаю..»
Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру — “Я заслуживаю...”.
-Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п..
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
10.«Я желаю себе и другим…»
Мяч передаётся по кругу . Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...
Психологический тренинг "Личностный рост педагога"
Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....
Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"
Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...
Тренинг толерантности
Представлен тренинг по формированию толерантности для учащихся 8-10 классов, состоящий из 5 занятий....
Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"
Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...
Тренинг "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"
Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,...
тренинг толерантности
Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности....