Психологический тренинг "Личностный рост педагога"
методическая разработка по психологии по теме
Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_trening_22.08.11.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг
Тема: «Личностный рост педагога»
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.
Задачи:
- Расширение зоны личной уверенности педагогов.
- Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Оборудование: мяч, рисунок дерева, листочки зелёного, красного, жёлтого, синего цветов, 4 полуватмана, маркеры, цветные полоски, клей-карандаш, рисунок большой рыбы, маленькие рыбки желтого цвета.
План
- Приветствие
- Упражнение «Снежный ком».
- Упражнение «Дерево достижений».
- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
- Правила работы на тренинге.
- наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
- Доверительный стиль общения;
- Активное участие в происходящем;
- Общение по принципу «здесь и теперь»;
- Уважение к говорящему.
- Упражнение «Мозговой штурм»
- Мини-лекция «Что такое мозговой штурм.
-Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.
- Продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост педагога – это…
Варианты ответов:
- повышение квалификации;
- чтение литературы;
- саморазвитие;
- участие в конкурсах;
- уметь анализировать свои поступки
- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
- уметь принимать себя и других
- учиться развивать свои хорошие качества
- учиться всегда и везде
- самосовершенствование
- применять индивидуальный подход
- иметь личное мнение
- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
- Мини - сообщение
Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.
Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.
Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.
Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
- Упражнение «Ковёр идей»
1)деление на группы по названиям цветов.
2)объяснение задания:
- Необходимо в течение 5 минут обсудить в группах и записать на цветных листах личностные качества успешности педагога. Затем цветные листы с ответами оформить в виде красивого узорчатого ковра. В конце упражнения будет проведена презентация ваших работ.
- Мини - сообщение
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
▪ интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
▪ адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
▪ доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
▪ уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
▪ общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
▪ общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
▪ общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.
Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
- Упражнение «Золотая рыбка»
- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте своё сокровенное желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (участники тренинга приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
- И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» вам во всех ваших начинаниях будут сопутствовать удача и успех!
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога
Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы
Доклад на заседании педагогического совета школы«Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы. ...
Электронное портфолио – основа самоанализа профессионального роста педагога.
Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Наход...
Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).
Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...
«Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Профессиональный рост педагога»
Выступление в рамках курсов ПК по ДПП «Наставник молодого педагога» по теме «Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Професси...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...