Кружок
рабочая программа
Разработка программы по финансовой грамотности. Темы подобраны по самымым актуальным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekonomist.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Берёзка»
Утверждаю:
Заведующая МДОУ
«Детский сад №17 «Берёзка»
Московских В.В.
____________________
« »___________2023 г.
Программа кружка: « Юный экономист» на 2023-2024 уч.год
Подготовила воспитатель:
Полковникова А.Н.
2023 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………
Цели и задачи программы…………………………………………….
Формы и методы проведения занятий……………………………….
Учебно-тематический план…………………………………………...
Содержание программы………………………………………….........
Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры………………….
Глоссарий………………………………..……………………………..
Список используемой литературы……………………………………
Пояснительная записка
В современном мире дети с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи. Они ходят с родителями за покупками, где сталкиваются с определённой терминологией: цена, денежка, банковская карта, скидка и многие другие. Сталкиваются с финансами, походом в банк, ходят с родителями в торгово-развлекательные центры, где родители им частенько напоминают про экономию. Это первое представление о финансовой грамотности у детей.
На практике знакомство с финансовой грамотностью в дошкольном учреждении проходит крайне редко. А чем раньше дети будут ознакомлены с грамотным отношением к собственным деньгам, использованию финансовых продуктов, тем более успешно они смогут себя проявить, когда вырастут.
Итак, финансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Проведение статистических исследований говорит о том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
В дошкольном учреждении детей необходимо знакомить с финансовой культурой, это будет в дальнейшем опорой для становления финансово подкованной личности.
В реализации программы используются формы развивающегося обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Знакомство детей дошкольного возраста происходит в игровой форме.
Цель и задачи программы
Цель: создать благоприятные условия для формирования культуры финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста, сформировать нормы финансово-грамотного поведения, а так же подготовить к жизни в современном обществе.
Задачи программы:
-знакомство детей с основными экономическими понятиями (деньги, цены, оплата труда и т.д.).
-формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
-формировать понятие основных правил расходования денежных средств;
-формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;
-воспитывать уважения к труду, людям труда, бережному отношению ко всем видам собственности.
-воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
-воспитывать нравственно-экономические качества личности дошкольника.
Формы и методы проведения занятий.
Формы работы: образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах.
-Беседы о финансовой грамотности, в саду, дома с родителями.
-использование ИКТ – технологий;
-виртуальные экскурсии;
-сюжетно-ролевые игры;
-решение проблемных ситуаций;
-чтение художественной литературы;
-использование сказок и мультфильмов с экономическим содержанием.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является – игра. Естественно, что в игре ребёнок проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приёмы в их сочетании.
Программа разработана для детей 4-5 лет.
Образовательная деятельность с детьми реализуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка,
продолжительность-20 минут.
Сроки реализации программы: один учебный год, с сентября по май.
Список детей
№ | Фамилия, имя ребёнка |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
24 | |
25 | |
26 | |
27 |
Учебно-тематический план
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | Понятие об экономике и экономии. Что я могу сэкономить? |
Что такое деньги? Как они возникли? Виды денег (монеты, банкноты, пластиковые карточки). | |
Октябрь | Моя копилка, помощь семейному бюджету. Монета нашей страны России. |
За покупками пошли. Калужские продукты. | |
Магазины бывают разные. Рациональный выбор товаров. | |
Профессия, её значимость для бюджета семьи. | |
Ноябрь | Что такое финансовый ресурс (заработная плата, пенсия, пособие по безработице). |
Что такое банк? (Знакомство с банковской картой, устройством банка). | |
Сколько стоит? Что такое «цена»? | |
Мы с мамой пошли в магазин. Что я выберу себе, маме, папе. | |
Декабрь | Труд и доход. |
Прибыль. | |
Сбережения. | |
Купим другу подарок. Народные промыслы. | |
Январь | Как сохранить богатство природы? |
Экономия света, воды. | |
Февраль | Поговорим о профессиях. Артист, библиотекарь, бухгалтер. |
Поговорим о профессиях. Водитель, военнослужащий, педагог. | |
Поговорим о профессиях. Врач, менеджер, повар. | |
Поговорим о профессиях. Продавец, сапожник, спасатель. | |
Март | Поговорим о профессиях: плотник, воспитатель, машинист |
Копейка рубль бережёт. | |
Самостоятельная покупка. Мой выбор. | |
Что такое долг? Как отдать долги. | |
Апрель | Что такое товар? |
Товар-деньги-товар. | |
Хлеб - всему голова. Бережное отношение к продуктам. | |
Какие бывают потребности? | |
Май | Экономим играючи. |
Интересная реклама. | |
Создаём собственную рекламу товара. Творческое занятие. | |
Знаете ли вы экономику? Обобщающее занятие. |
Содержание программы.
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста.
Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям. В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей. Дети знакомятся с денежным номиналом, используемым в нашей стране.
Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры.
В результате завершения реализации программы ребёнок может:
*применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации образовательных мероприятий (деньги, цена, товар и т.д.);
*осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
*иметь представления о зарплате, пенсии, пособия на детей;
*проявляет ответственность за начатое дело;
*понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
*понимать суть термина «сбережения семьи»;
-понимать, что реклама может помочь или навредить бюджету семьи, всё зависит от её правдивости;
*осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
*понимать, что сначала зарабатываем-затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможности приобрести;
*осознавать, что цена товара зависит от качества, его необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
*иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
*осознавать главные ценности - жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей-за деньги не купишь;
*следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Глоссарий
Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономия-система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.
Бюджет-форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся, в общем, и неравномерном росте цен на товары и услуги.
Потребности - нужда или недостаток в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Бизнес-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Капитал-стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости, посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Выгода-прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т.п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Пенсия -гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Список используемой литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания// Детский сад от А до Я.2003. №4. С.55
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки//Дошкольная педагогика.2009. №7. с.8
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно - методическое пособие,-СПб.: «Детство-пресс»,2001.-176 с.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г.Киреева.-Волгоград:Учитель,2008г.-169 с.
- Беседы об экономике. Методическое пособие,изд.Сфера,2017.-96 с.
- Занимательные финансы. Азы для дошкольников. Книжка-раскраска к рассказу Н. Носова «Заплатка».Изд. Вита-Пресс.
- Финансовая грамотность для детей. 10 простых шагов в фактах и заданиях. Изд. Феникс +,2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
Кружок "Юные инспекторы движения"
В целях привлечения внимания широкой общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
Кружок "Уроки здоровья".
Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....
кружок "Диалог"
календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...
Кружок "Школьный корреспондент"
Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....