10. Кружок "Введение в журналистику"
календарно-тематическое планирование (русский язык, 8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Planirovanie_raboty_kruzhka.doc | 255 КБ |
Proba_pera.doc | 141.5 КБ |
Nashi_publikacii.doc | 623 КБ |
Ekskursiya_v_redakciyu.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
С
Руководитель Коростелёва Т.А.,
учитель русского языка и литературы
Сосновка
2006-2007 учебный год
Пояснительная записка
Назначение: кружок «Введение в журналистику» предназначен для развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
Цели:
- Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
- Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодёжи.
- Овладение учащимися современными методами получения информации.
- Педагогическая и психологическая поддержка детей.
Задачи:
- Освещение в СМИ школьной жизни.
- Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
- Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).
- Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
- Знакомство с жанрами газеты.
- Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
- Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
- Организация досуга.
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.
В результате работы с детьми по выпуску школьных газет возрастает их мотивация к обучению. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-8 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Тематика школьной газеты «Большая перемена» отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.
Ожидаемые результаты от работы кружка «Введение в журналистику»:
- Развитие творческих способностей
- Установление новых связей с районными СМИ.
- Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
- Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
- Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
- Профориентация.
Планирование работы кружка «Введение в журналистику»
Тема занятия | План | Факт |
1 четверть | ||
1-2. Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста. | 9.09. | 9.09. |
3. Журналистская этика. | 16.09. | 16.09 |
4. Ролевая игра « Мы – репортёры». | 23.09. | 23.09 |
5. Проведение опроса граждан о семейных формах устройства детей. | 30.09. | 30.09 |
6-7. Обработка информации. | 7,14.10 | 14.10 |
8. Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню Учителя, в районную газету «Сосновское слово». | 21.10. | 21.10 |
9. Работа с периодическими изданиями. | 28.10. | 21.10 |
2 четверть | ||
| 11.11 | 11.11 |
| 18.11 | 18.11 |
его особенности. Фиксация материала и его систематизация. | 25.11 | 25.11 |
| 2.12. | 2.12. |
| 9.12. | 9.12. |
6. Выпуск школьной газеты. | 16.12 | 16.12 |
7. Работа с периодическими изданиями. | 23.12. | 23.12 |
3 четверть | ||
1-2.Совершенствование написанного. | 20,27. 01 | 20.01 |
3-4.Работа мастеров слова над рукописью. | 3,10.01 | 10.02 |
5-6.Приёмы правки написанного. | 17,24.01. | 17.02 |
7.Библиография и аннотация. | 3.03. | 3.03. |
8.Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров. | 10.03. | 10.03 |
9.Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. | 17.03. | 17.03 |
10. Работа с периодическими изданиями. | 24.03. | |
4 четверть | ||
1.Рецензия на статью. | 7.04 | 7.04 |
2.Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». | 14.04 | 14.04 |
3.Экскурсия в редакцию районной газеты «Сосновское слово». | 21.04 | 21.04 |
4. Написание статьи в районную газету «Сосновское слово». | 28.04 | 28.04 |
5.Рассказ с необычным построением. | 5.05 | 5.05. |
6.Композиция рассказа. Композиционные особенности. | 12.05 | 12.05 |
7.Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. | 19.05 | 19.05 |
8. Проба пера | 26.05 | 26.05 |
Литература
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
- Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
- Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
- Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
6-б класс
- Капичникова Мария
- Медведева Анастасия
- Сальникова Марина
- Севостьянова Мария
- Трошкина Людмила
- Хлопкова Екатерина
- Алексеева Марина
- Кудинова Екатерина
7-б класс
- Мамонова Ксения
- Маркова Екатерина
- Митрофанова Екатерина
- Никонорова Анастасия
- Пономарёва Алина - староста
- Лихачёва Юлия
- Чепрасова Мария
МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Руководитель кружка Коростелёва Т.А.,
учитель русского языка и литературы
Сосновка
2007-2008 учебный год
Пояснительная записка
Цель: дать возможность юному участнику кружка «Введение в журналистику» почувствовать, что получать информацию, ответственно распоряжаться ею, производить информацию – право каждого человека.
Задачи:
- воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
- развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
- предоставление возможности ребенку свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания;
- помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;
- привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов-профессионалов, общественных деятелей, творческих работников.
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Занятия в школьном кружке – это познавательно-игровая форма деятельности. Это мероприятия, участвуя в которых, ребята могут раскрыть и развить самые разнообразные способности. Они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, приобретут новых друзей и знакомых, узнают много нового и интересного.
Работа в кружке предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи.
Основные формы деятельности:
- выпуск газеты;
- теоретические и практические занятия;
- дискуссии для юных журналистов;
- работа мастер-классов для юных журналистов.
Содержание и методы деятельности
Особенности методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической части. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
- уверенно работать в программе Microsoft Word, Microsoft Publisher.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Возрастной состав обучающихся - 13-15 лет. Тематическое планирование
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов |
1 четверть | ||
1 | Журналистика в современном мире Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. | 1 |
2 | Функции, мотивы, цели журналистской деятельности. Тенденции журналистской деятельности. | 1 |
3 | Теоретические основы и тенденции журналистской деятельности. Культура оформления рукописи. | 1 |
4 | Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности. | 1 |
5 | Каналы формирования “информационного багажа” журналиста. Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения | 1 |
6 | Права и обязанности журналиста. | 1 |
7 | Что такое плагиат? Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате. | 1 |
8 | Культура оформления рукописи. Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи. | 1 |
9 | Практическая работа. Работа с периодическими изданиями. | 1 |
2 четверть | ||
10 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. | 1 |
11-12 | Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. | 2 |
13 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей. | 1 |
14 | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров. | 1 |
15 | Расширенная информация. | 1 |
16 | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ | 1 |
3 четверть | ||
17 | Заметка. Заметка информационного характера. Анализ заметки информационного характера. | 1 |
18 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования | 1 |
19 | Информационная заметка с отрицательным содержанием. Особенности критической заметки. | 1 |
20 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной заметки. | 1 |
21 | Заметка на дискуссионную тему. Специфические особенности полемической заметки | 1 |
22 | Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба. | 1 |
23 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. | 1 |
24-26 | Творческий проект. Приложение к школьной газете «Ровесник» - «Проба пера» (УМК «Учебные проекты с использованием Microsoft Office») | 3 |
4 четверть | ||
27 | Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. | 1 |
28 29 | Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов | 1 |
30 | Интервью-монолог. Интервью-диалог. | 1 |
31 | Коллективное интервью. Анкетирование. | 1 |
32 | Интервью-зарисовка. | 1 |
33 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Всего | 34 |
Литература, использованная при подготовке программы
1. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). - М., 1977.
2. Никита Е.И. Русская речь. - М., 1992.
3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1980
4. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. - М., 1977
5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. - М., 1990
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. - М., 1967.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994.
9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 1971.
10. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.
7-б класс
- Капичникова Мария
- Медведева Анастасия-староста
- Сальникова Марина
- Севостьянова Мария
- Трошкина Людмила
- Хлопкова Екатерина
8-б класс
- Алексеева Марина
- Кудинова Екатерина
- Мамонова Ксения
10.Маркова Екатерина
11.Митрофанова Екатерина
12.Никонорова Анастасия
13.Пономарёва Алина
14.Лихачёва Юлия
15.Чепрасова Мария
МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
кружок
руководитель кружка Коростелёва Т.А.,
учитель русского языка и литературы
2005-2006 учебный год
Цели курса:
- создание благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников;
- пробуждение чувства авторского достоинства и отражение творческой индивидуальности школьников в их работах;
- развивать способности учащихся к творческой деятельности.
Задачи курса:
- научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
- формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
- совершенствовать речевую культуру учащихся;
- развивать коммуникативность обучающихся.
Планирование работы кружка
№ п/п | Тема занятия |
| 1 четверть |
1. | Организационное занятие. |
2. | Понятие о профессии журналиста. |
3-4. | Мой любимый журналист. Просмотр телепередач и обсуждение. |
5. | Тема и основная мысль сочинения. |
6. | Тезисы и конспект, их отличие от плана. |
7. | Цитирование. |
8. | Написание статьи в районную газету. |
2 четверть | |
1. | Записные книжки писателей. |
2. | Репортаж. |
3. | Интервью. |
4-5. | Совершенствование написанного. |
6-7. | Написание статьи в школьную газету. |
3 четверть | |
1-2. | Библиография. Справочный аппарат книги. |
3-4. | Аннотация. |
5-6. | Отзыв как разновидность сочинения. |
7. | Написание статьи в районную газету. |
8. | Путевые заметки. |
9. | Рассуждение проблемного характера. |
10. | Рецензия на статью. |
4 четверть | |
1. | Рассказ с необычным построением. |
2-3. | Юмористический рассказ. Комическая ситуация или смешное недоразумение |
4-6. | Фельетон. Стихотворный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях). |
7. | Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». |
8. | Проба пера. |
Всего: 34 часа |
- Алексеева Марина – 6-б класс
- Капичникова Мария – 5-б класс
- Мамонова Ксения – 6-б класс, староста
- Маркова Екатерина– 6-б класс
- Медведева Анастасия – 5-б класс
- Никонорова Анастасия – 6-б класс
- Сальникова Марина – 5-б класс
- Сафонова Евгения – 5-б класс
- Севостьянова Мария – 5-б класс
- Пономарёва Алина – 6-б класс
- Трошкина Людмила – 5-б класс
- Хлопкова Екатерина – 5-б класс
- Чумерина Ольга – 5-б класс
- Щеголихина Юлия - 5-б класс
- Щербинина Ольга – 7-б класс
Отчёт о работе школьного кружка «Введение в журналистику»
(руководитель Коростелёва Т.А.)
Кружок «Введение в журналистику» предназначен для развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
Цели:
1. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
- Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодёжи.
- Овладение учащимися современными методами получения информации.
- Педагогическая и психологическая поддержка детей.
Задачи:
- Освещение в СМИ школьной жизни.
- Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
- Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).
- Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
- Знакомство с жанрами газеты.
- Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
- Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
- Организация досуга.
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.
Школьный кружок «Введение в журналистику» посещают 15 учеников. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-8 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Ожидаемые результаты от работы кружка «Введение в журналистику»:
- Развитие творческих способностей.
- Установление новых связей с районными СМИ.
- Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
- Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
- Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
- Профориентация.
Публикации в районной газете «Сосновское слово»:
- «И снова осень за окном» (к Дню Учителя);
- «Проба пера» (стихотворения собственного сочинения);
- «Профессия журналиста в реальности» (об экскурсии в редакцию газеты «Сосновское слово»);
- «День наоборот» (о школьном Дне самоуправления).
Издательская работа: готовится к выпуску номер школьной литературной газеты «Проба пера».
Участие в конкурсах:
- Пономарёва Алина заняла 3 место в I Всероссийском конкурсе творческих работ «Гайдар. Время. Мы.»;
- Капичникова Мария стала победителем регионального конкурса «Урок письма – Хочу рассказать Вам о своем родном крае».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Наши публикации
на страницах районной газеты
«Сосновское слово»
Предварительный просмотр:
Члены школьного кружка
«Введение в журналистику»
на экскурсии в редакции
районной газеты «Сосновское слово»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса "Основы журналистики"
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...
Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Азбука журналистики
Методическая разработка включает в себя конспекты четырех уроков, презентации и видеоролик, который мы сняли с детьми в 2011 году....
программа кружка "Журналистика".
здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики
В статье анализируется киберспортивная журналистика как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...
Комментарии
Журналистика