Основы финансовой грамотности (кружок)
календарно-тематическое планирование (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
Программа расчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 9-х классов
на 2022-2023 учебный год
Планируемые результаты освоения кружка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
Рабочая программа составлена в соответствии с
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- в соответствии с Рабочей программой воспитания МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами имени Героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича».
Программа рассчитана на 34 часов.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание кружка
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег .
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем .
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
№ | Тематический блок, тема учебного занятия | Кол-во часов | Модуль рабочей программы воспитания (3.3. Курсы внеурочной деятельности) | Формы проведения занятий | Дата проведения | Корректировка | Использование ЭОР | |
Тема 1. Происхождение денег | передача школьникам экономически значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к хозяйственным проблемам нашего общества, формирующие их рационального поведения и экономического мышления. развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде и индивидуально передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их профессиональный интерес, позволяющие привлечь их внимание к социальным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. | |||||||
Деньги: что это такое | 1 | практическая работа | 5.09 | https://www.youtube.com/watch?v=0MRATvTlwPI https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | 1 | круглый стол | 12.09 | https://www.youtube.com/watch?v=0MRATvTlwPI https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 2. Источники денежных средств семьи | ||||||||
Какие бывают источники доходов | 1 | лабораторная работа | 19.09 | https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=3 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | лекция | 26.09 | https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=3 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 3. Контроль семейных расходов 1 | ||||||||
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 1 | круглый стол | 3.10 | https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=3 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | 1 | интерактивный урок | 10.10 | https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=3 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 4. Построение семейного бюджета | ||||||||
Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | Лабораторная работа | 17.10 | https://www.youtube.com/watch?v=hcu3cgzFAKw&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=4 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | урок-мастерская | 24.10 | https://www.youtube.com/watch?v=hcu3cgzFAKw&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=4 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Источники финансирования семейного бюджета | 1 | лекция | 7.11 | https://www.youtube.com/watch?v=hcu3cgzFAKw&list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx&index=4 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | ||||||||
Для чего нужны финансовые организации | 1 | интерактивный урок | 14.11 | https://www.youtube.com/watch?v=bAL3ZXA6l8M | ||||
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 1 | социодром | 21.11 | https://www.youtube.com/watch?v=bAL3ZXA6l8M https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния | ||||||||
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | 1 | практикум | 28.11 | https://www.youtube.com/watch?v=mPMj2PDxeCo https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | лабораторная работа | 5.12 | https://www.youtube.com/watch?v=mPMj2PDxeCo https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Какова стоимость кредитов? | 1 | социодром | 12.12 | https://www.youtube.com/watch?v=5dT8Qs8QZM8 https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Что такое банкротство? | 1 | круглый стол | 19.12 | https://www.youtube.com/watch?v=N_DVzktsJOc https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | ||||||||
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | семинар | 26.12 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | видеоурок | 9.01 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
| 1 | интерактивный урок | 16.01 | |||||
Тема 8. Финансовые риски | ||||||||
Какие бывают финансовые риски | урок-мастерская | 23.01 | https://www.youtube.com/watch?v=yHMnhnEYBlU | |||||
Что такое финансовые пирамиды | 1 | видеоурок | 30.01 | https://www.youtube.com/watch?v=2S7l-0x1U_A | ||||
Расчет индивидуальных рисков | 1 | Тематическая дискуссия | 6.02 | https://www.youtube.com/watch?v=2S7l-0x1U_A | ||||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | ||||||||
Что такое банк и чем он может быть полезен | 1 | деловая игра | 13.02 | |||||
Польза и риски банковских карт | 1 | Лабораторная работа | 20.02 | |||||
Тема 10. Собственный бизнес | ||||||||
Что такое бизнес | 1 | практикум | 27.02 | https://www.youtube.com/watch?v=_BWMcblX0KQ | ||||
Как создать своё дело | 11 | Тематическая дискуссия | 6.03 | https://www.youtube.com/watch?v=_BWMcblX0KQ | ||||
Тема 11. Валюта в современном мире | ||||||||
Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | видеоурок | 13.03 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | урок-мастерская | 20.03 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Что такое валютный курс? | 1 | лекция | 3.04 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Золото или валюта? | 1 | деловая игра | 10.04 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | ||||||||
Что такое налоги и зачем их платить | 1 | Тематическая дискуссия | 17.04 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Какие налоги мы платим | 1 | практикум | 24.04 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | ||||||||
Что такое пенсия и как сделать её достойной | 1 | видеоурок | 8.05 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Калькулятор будущей пенсии | 1 | урок-мастерская | 15.05 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL | ||||
Пенсионная система РФ | 1 | практикум | 22.05 | https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U6lZecl2PhrELO0hd9Lp5EL |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по основам финансовой грамотности
Проведение меропрятий по основам финансовой грамотности....
Проценты как основа финансовой грамотности будущих выпускников.
Научно-исследовательская работа, посвящена актуальному, на данный момент, вопросу - финансовой грамотности. Самые разнообразные жизненные ситуации, связанные с финансами: планирование семе...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Функциональная грамотность. Основы финансовой грамотности: прожиточный минимум
Занятие для закрепления основ финансовой грамотности.Мероприятие для детей 4-5 классов....
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения Комплексного дифференцированного зачета по дисциплинам СГ.05 Основы бережливого производства / СГ.06 Основы финансовой грамотности
Тестовые задания по дисциплине СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ...