Открытое занятие "В гости к Матрёшке" с детьми 4-5 лет
материал
Образовательная деятельность
«Посиделки у матрёшки» (аппликация с использованием музыкального фольклорного материала)
Цели:
1.Знакомство дошкольников с игрушкой - матрёшкой путем восприятия её через народный фольклор.
2.Ознакомление с историей возникновения матрешки на Руси через музыкальные произведения.
Задачи:
1.Развитие интереса к ИЗО-деятельности, включение элементов семёновской, Сергиево-Посадской росписи в творческую работу по аппликации.
2.Совершенствование умения замечать и выделять выразительные решения, радоваться достигнутому результату.
3. Развитие певческих навыков, чувства ритма, совершенствование тембрового слуха.
4.Воспитание у детей любви и бережного отношения к изделиям народных мастер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие "В гости к Матрёшке" с детьми 4-5 лет | 23.74 КБ |
игра "Дударь" | 13.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
«Посиделки у матрёшки» (аппликация с использованием музыкального фольклорного материала)
Цели:
1.Знакомство дошкольников с игрушкой - матрёшкой путем восприятия её через народный фольклор.
2.Ознакомление с историей возникновения матрешки на Руси через музыкальные произведения.
Задачи:
1.Развитие интереса к ИЗО-деятельности, включение элементов семёновской, Сергиево-Посадской росписи в творческую работу по аппликации.
2.Совершенствование умения замечать и выделять выразительные решения, радоваться достигнутому результату.
3. Развитие певческих навыков, чувства ритма, совершенствование тембрового слуха.
4.Воспитание у детей любви и бережного отношения к изделиям народных мастер
1. Матрёшка
4. Дети: в русских костюмах.
Атрибуты:
- Костюмы – русские народные. 2. Проектор + фильм «История создания матрешки». 3. Матрешки – игрушки + большая матрешка на коробке. 4. Задания (4, написанные для матрешек.) 5. 2 столика, Ложки.
Ход посиделок:
Под музыку выходят МАТРЕШКИ (взрослые, танцуют, делают «воротики». Дети под русскую народную музыку заходят в зал, через эти «воротики» р.н.и. «Золотые ворота»
Становятся в полукруг.
Матрёшка: Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, маленькие и большие!
В детском садике сегодня собрался честной народ,
Чтоб на наших посиделках петь, водить всем хоровод.
Я — Матрёшка озорная, вот какая расписная.
В гости все меня зовут. Поспеваю там и тут.
Ребята, а вы знаете, откуда взялись матрешки? (Нет)
Тогда посмотрите и внимательно послушайте!
«ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАТРЕШКИ» С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
Матрёшка: Ребята, наша Матрешка – игрушка не простая! В каждой матрешке есть сюрприз. Давайте посмотрим? Начнем с самой маленькой. Открываем её…. Что же тут? (Достает листочек с заданием).
Наша 1-я матрешка. Дружно за руки беритесь, играть все становитесь!
ИГРА «Дударь» / После игры дети садятся. Дети становятся в хоровод, играют под муз. Сопровождение
Матрёшка 1 : А мы продолжаем открывать наших матрешек.
2-я матрешка хочет посмотреть на танец матрешек.
Весь народ глядит в окошки, танцевать пошли матрёшки!
ТАНЕЦ «Мы матрёшки, а в карманах ложки».
Матрёшка: А ведь мы совсем забыли ещё об одной русской традиции на Руси. В старину ни одного праздника не проходило без частушек.
Вот наша 2-я матрешка хочет посмотреть и послушать, как наши ребята поют частушки. Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!
Выходят дети, и исполняют «ЧАСТУШКИ»
Девочки: Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Мальчики: Вы, матрешки – хохотушки,
С вами спорить нечего,
А то будем петь частушки
Целый день до вечера.
Девочки: Мы веселые матрешки
Удивительный народ,
От большой до самой крошки
Вся семья в одну войдет.
Мальчики: Не волнуйтесь так, девчонки,
Мы поем не хуже вас.
Можем спеть, а можем даже
Мы сейчас пуститься в пляс! (приседают)
Все вместе: Мы частушки вам пропели
Выступали, как умели! Хлопайте в ладошки нам!
Дети садятся
МАТРЕШКА: Ну, ребята, молодцы! Все старались от души.
Посиделки продолжаем – 3-ю матрешку открываем.
Эта матрешка хочет услышать игру на ложках!
Ложкари играть начнут,
Ноги сами в пляс пойдут.
От зари и до зари,
Веселятся ложкари.
Выходят мальчики и девочки берут ложки и трещётки, рассказывают стихи.
1 ребё нок: Из деревни Ложкарево К вам на праздник мы пришли.
2 ребё нок: Бежали по дорожке Собирали ложки.
3. Ложки не простые, Ложки хохломские.
4. Вятские, смоленские, Ложки деревенские.
5. Ложки сосчитаем, В ложки вам сыграем!
ОРКЕСТР ЛОЖКАРЕЙ
МАТРЕШКА: Ну, ребята, молодцы! Все старались от души.
Посиделки продолжаем – 4-ю матрешку открываем. Разукрасить фартук у Матрешки. Дети садятся за столы
Проводится пальчиковая игра-массаж «Мы с матрешками играем»(авторская разработка Прозорова Н.А.)
Муз. руководитель выполняит действия вместе с детьми.
Мы матрешку в руки взяли - дети катают матрешек между ладошками
И в ладошках покатали
И вперед, и назад.
Играть с матрешкой каждый рад.
Подружитесь вы, матрешки - дети поочередно поглаживают каждым
С каждым пальчиком в ладошке.пальчиком голову матрешки
А теперь в другую руку - перекладываю матрешку в другую руку
Мы матрешку все возьмем
Пальчики другой ладошки - поглаживают каждым пальчиком
Гладят добрую матрешку матрешку по голове
А теперь наша матрешка- дети слегка поднимают матрешку и опускают Попляши-ка на ладошке! ее на ладошку «матрешка танцует»
Покачаем мы матрешку - дети кладут матрешку на одну ладошку и
Пусть поспит она в ладошке. накрывают другой рукой, качают.
Воспитатель:
А теперь, дорогие ребята, ведите девочек- матрёшек за столы и спокойно рассаживайтесь по 2 человека (Сели)
Позабудьте заботы и усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса.
Сегодня мы с вами будем изготавливать матрёшек своим особым способом. Посмотрите, ребята, у меня три разные матрёшки. Каждая из своего города.
Показ воспитателем заготовок матрёшек из картона трёх разных видов (Матрёшки из Сергиева Посада, из города Семёнова и из Полхов-Майдана).
(Уточнение сходства и отличительных признаков. Предложение сделать матрёшку- игольницу по своему выбору.)
(Самостоятельная работа детей, под музыку. Готовых матрёшек - игольниц дети вешают по окончанию работы на крючки)
Воспитатель:
Какие у нас получились прекрасные игольницы!
Свои работы вы заберёте домой и подарите своим мамам. Они очень обрадуются такой практичной и красивой поделке.
МАТРЕШКА 1 : Посиделки завершаем! Всем гостям мы пожелаем. Чтоб всегда здоровы были, Чтоб смеялись и шутили!
ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Воспитатель: Дети, обратите внимание вот на эту большую матрёшку. (Показывает игрушку). В ней живёт целая семья, и каждая кукла, кроме последней, разнимается на две части. Давайте понаблюдаем за ними, и мы увидим всю семью из матрёшек.
(Звучит музыка, воспитатель раскрывает матрёшек и расставляет их на столе по росту, читает текст и показывает слайды)
Слайд 1
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г.Уварово Чулкова Татьяна Ивановна
Слайд 2
Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
Слайд 3
Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами.
Слайд 4
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам художника С.В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца .
Слайд 5
«Родители» первой русской матрешки Малютин С. В и Звездочкин В.П
Слайд 6
Технологию изготовления матрёшки российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени. Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина . И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Слайд 7
Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Слайд 8
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .
Слайд 9
А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами.
Слайд 10
Затем матрёшку расписывают красками . Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы .
Слайд 11
Матрёшки делятся на традиционные и авторские . К традиционным матрёшкам относятся загорская , семёновская , полхов-майданская , вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления .
Слайд 12
Эт о очень яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, на матрешке узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Матрёшечники применяют простые приёмы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие .
Слайд 13
. Большие загорские матрёшки на 30 мест.
Слайд 14
Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72 -местная матрёшка, диаметр которой полметра, а высота 1 метр. Её представили в 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио.
Слайд 15
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная.
Слайд 16
Помимо традиционных есть матрёшки авторские . Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.
Слайд 17
Во времена Советского Союза коллекции матрёшек разрабатывали под какой-нибудь юбилей. Например, матрёшки «Освоен космос» разработаны в Семёнове под первый полёт в космос.
Слайд 18
Матрешка – символ олимпиады
Слайд 19
Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.
Слайд 20
С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.
Предварительный просмотр:
Русские народные игры
«Дударь»
Дети идут хороводом и поют. Дударь в середине.
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую
Дударь, дударь что болит?
Дударь говорит, что у него болит (нога, голова, уши). Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и поют песню.
На второй раз Дударь говорит: «Ничего не болит» и выбирает другого Дударя.
«Заря – заряница»
Дети идут хороводом, водящая (с лентой за кругом)
Заря – заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
За водой пошла и ребят нашла.
На слова «ребят нашла» водящий останавливается и протягивает руку с лентой, между двумя детьми. Дети говорят: Раз, два не воронь, а беги как огонь. Дети бегут в разные стороны за лентой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.
Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с применением ИКТ «В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ»
Задачи:1. Коррекционно-образовательные:Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их...
Открытое занятие по развитию речи в средней логопедической группе "Заяц в гостях у ребят"
Занятие по развитию речи в средней логопедической группе...
Конспект открытого занятия.Прогулка на тему : "В гости к солнышку"
Конспект составлен для младшей группы воспитанников детского дома-интерната ( дети с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями развития).Конспект включает в себя изучение нового материала,наблю...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе “В гостях у сказки”.
Много сказок есть на свете,Сказки очень любят детиВсе хотят в них побыватьИ немножко поиграть.Мы по стрелочкам пойдем,В добру сказку попадем!...
Открытое занятие по работе с детьми "Пальчиковая гимнастика"
Занятие направлено по развитию мелкой моторики и ориентированию в пространстве для детей дошкольного и младшего школьного возраста....
План-конспект открытого занятия "Работа с одаренными детьми"
Выявление творческого потенциала обучающихся...