Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »
материал на тему
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_klassnyh_rukovoditeley.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление
на ШМО классных руководителей
Тема выступления:
«Влияние духовно-нравственного воспитания
на формирование дружеских отношений в коллективе »
Подготовила:
Забелина Светлана Михайловна
Клин, октябрь, 2018 г.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, происходит обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг и ответственность. В условиях высокой доступности информации (телевизор, интернет, путешествия) на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведёт к возрастанию негативных последствий в детской среде: усиление криминогенности и наркомании среди подростков, беспризорность, потеря позитивной мотивации к учению. Разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Воспитание в семьях низводится до уровня материальной обеспеченности. Происходит отчуждённость ребёнка и родителей, что влечёт за собой асоциальное поведение детей. Смещение акцентов в воспитании школьников в сторону образованности не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость, инфантилизм.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Душа человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она – зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Эта проблема является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. Именно в школе мы можем вложить в душу ребёнка истинные ценности, помочь принять правильный нравственный выбор. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. В наше время, когда смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности и теряются связи с вековыми традициями, задача духовно-нравственного воспитания представляет одно из важнейших условий существования нашего государства. От того, кого мы воспитаем, зависит, в каком мире нам предстоит встретить будущее. Процесс становления духовно-нравственного сознания ребёнка реализуется через систему уроков, внеклассных мероприятий, а также на внеурочных занятиях духовно-нравственной направленности. Задача учителя сегодня заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, приобщить обучающихся к нравственным и духовным ценностям, воспитывать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном и этическом воспитании ученика, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
В современном обществе заметно повышается внимание к гуманистическим ценностям, духовному миру и культуре человека, соблюдению прав и свобод личности. Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечают, что современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный – духовно – культурный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Идеалы, как известно, отражают потребности общества на том или ином этапе развития используются им в процессе социальной саморегуляции и находит конкретное возражение в нравственных нормах и правилах человеческой жизни. Воспитание и обучение помогает реализовать человеку идеал, формирует потребность, желание поступить согласно образцу. Вместе с тем В.А. Сухомлинский замечает, что «яркий образ идеальной жизни красоты, морального подвига должен не ослеплять подростка, а освещать ему путь».
Духовность относится к разделу ключевых понятий духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Неразрывно связанного с нравственностью, оно имеет самостоятельное значение. Суждение Слободчикова А.И. о соотношении нравственности и духовности к следующему: В педагогике понятие «духовность», «нравственность» обычно связывают воедино, и в этом есть глубокий смысл. Так, в самом общем виде, нравственность – это следствие и причина уклада жизни человеческих сообществ: именно здесь живут нормы ценности и смыслы человеческого общежития.
Антонио Трамши считает, что «человек – это процесс его поступков». В структуре духовной культуры выделяются когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты, которые отражают направленность, эмоциональное состояние и желания школьника, представления о мире и себе. Формирование духовной культуры – процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного взросления происходит в процессе общения с произведениями искусства и их авторами, которые являются носителями духовных ценностей.
Развитие духовной культуры связано с проявлением специфических возрастных особенностей личности в данном периоде. Исследование условий культурно-духовного развития школьников потребовало обращения к характеристике своеобразия их возрастного периода, в рамках которого протекают годы начала учебной деятельности человека.
Детский возраст характеризуется своей, специфической «социальной психологической ситуацией развития», то есть определённым соотношением имеющихся у ребёнка в данный период индивидуальных особенностей и воздействующих на него факторов среды. Это порождает типичные черты поведения и типичные психологические особенности, общие для всех детей определённого возраста, что не исключает и своеобразия психологического облика, неповторимости каждого ребёнка, заложенными природными задатками и индивидуальным образом жизни.
Детство – это историческое образование, рассматриваемое учеными как способ определённого кодирования всеобщности в конкретном выражении поэтики детства, где в специфическом совмещении присутствуют рациональные и чувственно – эмоциональные моменты. И это справедливо – ибо, детство – «среда развития у ребёнка индивидуального духовного и смысла», а также его социального взаимодействия, в которой формируется динамическая и смысловая системы. Неслучайно утверждение В.А. Сухомлинского в том, что «детство – каждодневное открытие мира, нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и не чем не сравнимая красота Отечества».
Период школьного возраста – это период наиболее интенсивного усвоения моральных образов, зарождения правильной регуляции поведения на базе возникающей иерархии мотивов и произвольности поведения. Именно это является опорой для педагога при воспитании в дальнейшем растущего человека.
При этом того или иного возрастного периода сохраняя своеобразие, воспитание призвано ориентироваться на особенности будущего, готовит к нему, в дальнейшем же воспитании активно используют накопленный в предшествующий период жизненный опыт ребёнка. Педагог должен опираться на всё новое, положительное, что появилось в психике ребёнка.
Ценность жизненного опыта, приобретённого в детстве, несомненно в последующие периоды развития будет способствовать успешному формированию у ребёнка духовно – культурной грамотности.
«Необходимо, чтобы детские годы стали школой доброты, человечности, чуткости, в этом чутком музыкальном инструменте, которым является сердце человека, будет вся гамма благородных чувств – от тончайшей, чувственной заботы о матери до ненависти к врагу,… » - подчёркивал В.А. Сухомлинский.
По данным психологов и педагогов духовная культура ребёнка школьного возраста включает следующие компоненты:
- когнитивный (представление о духовных ценностях человеческой культуры; знание позитивных примеров и образцов действий и поступков, соответствующих идеалам Красоты, Добра, Истины (из жизни великих людей – героев, мудрецов) ;
- эмотивный (толерантность, признание ценности другого человека; умение сочувствовать и сорадоваться) другому ; умение чувствовать единство с миром и ответственность за него);
- поведенческий (стремление заниматься самостоятельной художественно- творческой деятельностью, положительное отношение к посещению музеев и выставок; умение общаться с произведениями искусства; стремление понять партнёра по общению (автора произведения или реального человека).
Духовная культура является важнейшей, базисной характеристикой личности, определяющая её устремлённость к избранным целям, ценностям и способность к духовной жизни.
Так как эта способность заложена в личности изначально, то необходима система специально созданных психолого-педагогических условий и средств для её эффективного формирования.
Духовная культура всегда несёт в себе оценочный компонент и не может быть понята вне её аксиологических характеристик, поскольку непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Поэтому одним из успешных средств формирования духовной культуры личности выступает учебный процесс, как система гуманистических и духовных ценностей.
В настоящее время имеется немало проблем в воспитании основ духовной культуры подростков. Они связаны с ослаблением духовно воспитывающей функции школы; ориентацией значительной части российского общества на западную идеологию; неразработанностью общепедагогических, организационно-методических условий и средств воспитания основ духовной культуры в рамках традиционной воспитательной системы; неполнотой теоретических знаний о природе духовности и её культуры; отсутствием научно- обоснованной системы её воспитания. К тому же в силу своих возрастных особенностей, а также в силу несформированности мировоззренческих позиций, современный школьник оказался наиболее восприимчив к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества. Социологические исследования жизненного мира детей этого возраста показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких источников таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция нередко перекрывает влияние родителей, учителей, воспитателей. Передачи телевидения, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентированы отнюдь не на нормальную человеко-сообразную логику социализации и сохранения психического здоровья, а, напротив, работают на их разрушение.
Доказано, что формирование основ духовной культуры в школьном возрасте наиболее успешно в процессе интегрированного освоения общечеловеческих ценностей, ибо ребёнок более открыт к восприятию любви, добра, радости. Образовательные учреждения должны обеспечит гармоничность духовного и интеллектуального развития, удовлетворить духовные потребности, реализовать возможные духовные его способности.
Воспитание основ духовной культуры подростка – это целенаправленный процесс, основанный на гармонизации индивидуально и социально направленных целей младшего школьника, из которых наиболее значимой является – способствовать к его саморазвитию, осознанию потребности в познании и принятии духовной культуры, её роли в жизни, в социуме. Понятие «воспитание» весьма неоднозначна, но основные его признаки: целенаправленность, которая предполагает освоение социально-культурных ценностей общества и развитие индивидуальности воспитанника, его самоактулизацию; диалектичность, которая обусловливает воспитание педагога и воспитанника по освоению культурных ценностей, по формированию отношений к миру, себе и другому; продуктивность. Личность школьника духовно обогащает следующие способы совместного бытия педагога и детей, в том числе и детей друг с другом:
- В познавательной сфере – созерцание, сосредоточение, соотнесение, сопоставление, сомнение;
- В эмоциональной сфере – соучастие, сопереживание, сочувствие, сострадание;
- В поведенческо – волевой сфере – созидание, сотрудничество, содействие, сопротивление, соревнование.
Именно в области духа педагог с детьми – «сотрудники».
Таким образом, воспитание основ духовной культуры школьника – это динамичный, развивающий процесс, предусматривающий непрерывность и длительность осуществления, ориентированный на выполнение в обществе его главных функций: (оценочную, познавательную, мировоззренческую, воспитательную, регулятивную).
Оценочная функция включает духовные оценки, распространяющиеся на все действия человека, они опираются на его личную ответственность, на общественное мнение.
Познавательная функция определяет формирование знаний о духовной культуре и представлений о внутреннем духовном мире человека, чувственное осмысление каких-либо действий.
Мировоззренческая функция – это совокупность знаний о духовной культуре, которая подводит человека к высшим духовным ценностям, к смыслу жизни, представлении о мире в целом.
Суть воспитательной функции дать знания о духовной культуре, формирующей личностную духовную направленность человека, проведение целенаправленной воспитательной работы, регулирование школьной дисциплины и индивидуального поведения учащихся; система оценок человека определяется его духовностью.
Регулятивная функция – регулирует все сферы жизнедеятельности человека, предъявляя к нему максимальные требования (равнение на идеал, на высшие духовные ценности).
Систематическое воспитание основ духовной культуры учащегося в начальной школе способствует освоению и осмыслению системы духовных ценностей, оценок действий, поступков и поведения сверстников, развивает духовные чувства, закладывает основы его духовного поведения. Для успешного формирования основ духовной культуры школьника необходимо сообщение базовых знаний о сущности и её видах. Эта информация дается при изучении общеобразовательных предметов, при посредстве самостоятельной работы в урочное и внеурочное время, через интегративные и элективные курсы, другие дополнительные формы образования с учётом возрастных особенностей обучающихся, что приводит к постепенному накоплению знаний и представлений о духовной культуре, особенно в процессе практической деятельности. Сущность духовно-нравственного воспитания в современной школе позволяет сформулировать его главную цель и основные задачи. Цель определяется общей потребностью общества в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, и идеалов; в сплочении всего народа на благо родины, отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей Родины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников//Педагогика. – 2012.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях /Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания"
доклад о реализации Концепции духовно-нравственного воспитания...
Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"
Рецензия Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...
Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Отчет работы учителямузыки по внеурочной деятельности...
Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Презентация к отчету...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе. Выступление на РМО классных руководителей
Обобщение опыта...
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание....