Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
материал по музыке
Отчет работы учителямузыки по внеурочной деятельности
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность и дружбу.
Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
« …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», - говорил Аристотель.
В православии очень тесно связаны размышления о человеке. Человек – это тело и душа. Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, верит, любит. Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно. А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».
Слово душа произошло от слова дышать. Дыхания человека не видно. Но если дыхания нет – и жизни нет. Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.
Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком.
Людские души - души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
ее дыханием коснись -
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.
Бог подарил человеку свободу, подарил людям любовь, способность мыслить, способность творить.
Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека и составляют его добродетели.
ДОБРОДЕТЕЛЬ
(греч. arete, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue) — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве.
Вера, верность , не предать , быть верным своему слову - одно из важных качеств человеческой души. Всякий, кто не верит, мёртв .
Воздержание Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания».
Жертвенность Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к ближнему, самоотречение.
Кротость (простота, незлобие) Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания. Патриарх Кирилл приводит слова святителя Иоанна Златоуста: «Кротость есть признак великой силы. Смотри, не подумай, будто мало нужно сил, чтобы в ответ на оскорбление не возмутиться». Давайте применим эти слова к самим себе. Когда нас оскорбляют жестоко, несправедливо, когда на нас клевещут, — а сейчас нетрудно сделать так, что об этой клевете узнает весь мир, — каким должен быть ответ христианина? Он должен быть исполнен этой внутренней силы — кротости. И потому, как бы вторя святителю Иоанну Златоусту, преподобный Ефрем Сирин говорит: «Кроткий — это тот, кто принимает удары и остается твердым». Кротость — это великая внутренняя сила, но это не сжатые от злобы зубы, это не сжатые кулаки. Кротость — это даже не терпение. Кротость — это внутреннее состояние духа, это сила, которая поднимает человека над окружающим миром, помогает ему взглянуть с высоты на происходящее, на всех этих обидчиков, на все эти человеческие интриги, на всю эту скверну, которая так стремится поглотить нас, вовлечь в свою стихию, заставить реагировать по ее законам на то несправедливое и незаслуженное, что бросается в наш адрес.
Любовь высший венец добродетелей. Любовь — это основа жизни. Ни один ребенок не сможет вырасти образцовым гражданином, если он недополучил любви. Никто не смог бы выжить без любви. И при этом неважно, кто ты. Мирт Армстронг.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский.
Милосердие- Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на Милосердие – лекарство от эгоизма.
Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру. Фильм
Правда Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду
Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст).
Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин).
Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит).
Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие
Рассуждение Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.
Скромность Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.
Терпение Терпеливому чужда обида.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. |
Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.
Трудолюбие «Возлюби труд: он, , освободит тебя от всех скверн.
«Каждый должен не только не делать зла, но и обязан делать добро: уклонися от зла и сделай добро» (ПС.33.15).
Автор неизвестен:
Отдавайте огонь тем, кто хочет согреться!
Отдавайте, не ждите, что будет возврат.
Даже, если у вас болью ранено сердце,
Отпускайте огонь, не чините преград!
Вам попался в пути тот, кто вас не достоин? —
Обогрейте его, дайте шанс свою жизнь изменить.
Отдавайте тепло и делитесь душевным покоем,
Постарайтесь понять, постарайтесь его полюбить.
Отдавайте, не бойтесь растратить вы душу:
Тот, кто больше отдаст, то получит и больше назад!
Выбор прост: отдавать, или жизнь свою рушить…
Сохраните себя! И вернется, поверьте, сто крат!!!
Не жалейте огня! И лампадку, зажженную Богом,
Разделите на множество мелких огней!
Может, чьей-то душе, оскверненной пустой и убогой
Не хватает вот этой лампадки твоей…
Даже, если ваш дар не оценят, как надо,
И в ответ причинят вам душевную боль,
Отдавайте, без всяких надежд на награду
Просто слеп тот, кому вы дарили огонь
Нет путей, где бы все было просто и ясно,
И любовь, как терновая ветвь на груди,
Путь людской от рождения и до погоста
Освещает огонь, что ВЫ ОТДАВАЛИ ДРУГИМ!!!
Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается больше, чем вдвое и втрое,
чтоб понять мы смогли, что даянье такое!
Отдаю не за тем, чтоб назад получить,
отдаю не за тем, чтоб потом укорить,
отдаю просто так – от души и для счастья,
потому что тебя быть хочу малой частью!
Выше счастья не знаю, чем себя отдавать
без надежд на ответ – в этом вся благодать.
Нет, ни торг, ни базар и ни тонкость расчёта,
ни надежда, внимание что привлечёте…
Отдавать потому, что желание есть,
отдавать потому, что даяние – честь,
отдавать для того, чтоб быть нужным другому,
отдавать целиком и никак по-иному!
Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается помощь, поддержка, участье,
возвращается радостью, мудростью, счастьем…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...
"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья)....
Программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания уч-ся 5- 11 классов
Авторская программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания уч-ся 5-11 классов.Представлена на конкурс " За нравственный подвиг учителя" 2007г....
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....
Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Презентация к отчету...