Лекция: «Социальная история – как метод помощи детям с РАС»
консультация
Один из инновационных методов работы с детьми с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_sots_istoriya_kak_metodpomotsshchi_detyam_s_ras_2003.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция: «Социальная история – как метод помощи детям с РАС»
Уважаемые родители!
Всем нам известно, что дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. И теория модели психического развития описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают детям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.
Социальные истории – это ненавязчивый способ обьяснить детям социальные понятия и правила в форме короткой истории. Социальные истории для детей с РАС рассказывают о том, что происходит в конкретной ситуации, и показывают ребенку, как в этом случае, нужно себя вести. Тоесть, адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).
Конечно же, социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.
Сегодня я вам расскажу как составить социальную историю для ребенка с аутизмом.
Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных и несколько перспективных предложений.
Описательные предложения
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».
Перспективные предложения
Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».
Директивные предложения
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у человека возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем больше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки человеку о том, как следует реагировать.
Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».
Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.
Контролирующие предложения
Эти предложения определяют стратегии, которые человек может использовать, чтобы вспомнить или понять социальную историю. Они обычно добавляются после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке. Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».
Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода.
Не используйте слишком много контролирующих и директивных предложений
Два типа предложений используются лишь изредка: директивные и контролирующие предложения. Их можно вообще не использовать, но если они включаются в историю, то Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 0-1 директивное или контролирующее предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.
Кэрол Грей разработала именно это соотношение директивных или контролирующих предложений к описательным и/или перспективным предложениям для метода социальных историй. Она считает, что на каждое директивное или контролирующее предложение должно приходиться от двух до пяти описательных или перспективных предложений. В зависимости от конкретного человека и ее или его потребностей можно полностью отказаться от директивных или контролирующих предложений.
Как же использовать социальные истории?
Если =ребенок с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем ребенок может читать историю один раз в день самостоятельно. Если ребенок с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая ребенку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощью звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.
Ребенок слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у ребенка с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.
Пример социальной истории для ребенка с аутизмом. Адаптация иллюстрации с сайта:http://communi-kit.com
Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.
Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, чтобы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и...
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.
Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...
Совершенствование системы ранней психолого - педагогической помощи детям - инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдае...
Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй
Социальные истории - это Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкамДети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает и...
Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС
Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...