Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
проект на тему

Лариса Васильевна Свиридова

            Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

–дети, оставшиеся без попечения родителей,

–дети-инвалиды,

–дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети-жертвы насилия,

–дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

– дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

–  дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Цель услуги- создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.

 Задачи:

·           оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;

·       организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;

·       вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах;

·           выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты);

·       привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы);

·       создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;

·           организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskiy_proekt_sotsialnaya_gostinaya.ppt2.14 МБ
Файл kompleksnaya_psihologo.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на благополучии семейных отношений, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях, что и создает трудные жизненные ситуации для детей.

Слайд

Среди причин, способствующих возникновению этой категории учащихся, можно отметить следующие:

–отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

–незнание их интересов и потребностей;

–политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

–усиление влияния псевдокультуры;

–неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

–отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

–сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

–«эпидемия» разводов;

–потеря эмоциональных контактов с детьми.

К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Слайд

–дети, оставшиеся без попечения родителей,

–дети-инвалиды,

–дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети-жертвы насилия,

–дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

– дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

–  дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.

Слайд

Цель услуги- создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.

 Задачи:

  • оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;
  • организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;
  • вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах;
  • выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты);
  • привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы);
  •   создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
  • организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;

Слайд

В ходе реализации услуги «Социальная гостиная» для учащихся создано:

  • Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение, для  приготовления уроков и организации досуговой и игровой деятельности с комплектом мягкой мебели и комплектом для сенсорной комнаты(воздушно-пузырькове трубки, тактильная панель, генератор запахов с набором аромасел, музыкальный центр с набором дисков с музыкой для релаксации,  люстра Чижевского,  сухой бассейн с горкой);
  • Детям оказывается педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).
  • Психологическая помощь необходима при разрешении актуальных психологических проблем; отработке травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживании отношений со сверстниками и педагогами.
  • Социальная помощь включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.

Для эффективной работы социальной гостиной необходимо тесное сотрудничество всех специалистов (соцпедагога, психолога, воспитателей), а также взаимодействие специалистов с классными руководителями, педагогами, родителями, ученическими коллективами, так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни.

Слайд

Направления работы специалистов:

Учащиеся

Адаптация в школе

Ликвидация пробелов в знаниях

Повышение мотивации и самооценки

Снижение агрессивности и тревожности

Организация досуга

Педагоги

Налаживание тесного контакта и взаимодействия с педагогами по вопросам обучения детей

Оказание консультативной помощи по результатам диагностики

Педагогическая поддержка

Помощь в разрешении конфликтов

Родители

Содействие в получении социальной помощи нуждающимся родителям

Работа по профилактике жестокого обращения с детьми

Психологическая помощь в разрешении конфликтов

Налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.

Слайд

Основные направления деятельности педагога- психолога по реализации программы «Социальная гостиная»

Обучающиеся

1.Диагностика семейных отношений.

2.Диагностика интересов и склонностей учащихся

3.Диагностика эмоциональных и личностных особенностей учащихся.

4. Диагностика самооценки детей

5. Разработка реабилитационных планов помощи семье и ребенку

6. Составление индивидуальных

программ для обеспечения успешного развития учащегося.

7. Игры на сплочение коллектива

8. Проведение коммуникативного тренинга.

9.Развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

10.Предупреждение и снижение тревожности и страхов у детей.

11. Упражнения на повышение уверенности в себе.

12.Индивидуальная работа, направленная на повышение самооценки детей.

13.Индивидуальное консультирование

14. Индивидуальная работа, направленная на развитие и коррекцию познавательных процессов учащихся.

Педагоги

Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания учащихся, посещающих Социальную  гостиную

Родители

  1. Организация группы встреч с родителями:
  2. Беседы, организация родительского лектория:

 «Психологические средства достижения эмоционального благополучия детей и взрослых»

«Психологическое благополучие ребенка в семье»

« О средствах поощрения и наказания детей»

  1.   Индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей.

Слайд

Психологическое сопровождение строится на основе программ:

1. «Все цвета кроме черного»

2. «Страна эмоций»

3. «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии»

4. «Психологическое сопровождение семьи»

5. «Психологическая азбука для второклашек»

Слайд

Одной из форм работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является вовлечение их в различные виды досуга, проведение тематических бесед, организация праздников, поздравления с днем рождения.

Кроме интересного досуга, для ребят организована работа кружков и секций различной направленности, которые ребята с удовольствием посещают.

  • Гармония (занятия на тренажерах)
  • Музыкальная капель (на занятиях в музыкальной студии ребята не только поют, но и знакомятся с русской и зарубежной музыкой, что способствует развитию музыкального слуха, формированию музыкальной культуры детей).
  • Оригами (где ребятами своими руками создают необыкновенно красивые поделки из обычной бумаги)
  • Умелые руки
  • Правильные звуки (занятия с логопедом)
  • Все цвета, кроме черного (занятия с психологом)

Слайд

Оценка работы услуги Социальная гостиная

Ученики  показали уровень удовлетворенности работой гостиной:

высокий 80% ( нравится приходить, педагоги проявляют доброжелательное отношение, оказывают  психологическую поддержку, учитывают мои  индивидуальные особенности -настроение, самочувствие, оказывают мне эффективную помощь при подготовке домашних заданий,  появились новые друзья в Социальной гостиной)

средний- 20 % (хотят большего разнообразия работы спортивных секций, спортивных тренажеров, настольных игр)

Родители  показали уровень удовлетворенности работой гостиной:

высокий 70% (Педагоги проявляют доброжелательное отношение к детям, оказывают эффективную помощь при подготовке домашних заданий, ребенок стал более уравновешен и уверен в себе, улучшились взаимоотношения  со сверстниками, поведение дома  и в школе.)

средний-30 % ( высказывают пожелание    об организации дополнительных занятий по предметам, повышения мотивации обучения учащихся средних классов)

Слайд

Пути преодоления трудностей:

1.Наладить конструктивный диалог с родителями, которые пренебрегают нуждами детей.

  2.Помочь педагогам преодолеть сложившийся стереотип «трудного» ученика.

3.Психологическая поддержка учащихся, дальнейшая работа по преодолению трудностей (частые проблемы детей, посещающих   гостиную - расторможенность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, лживость, лень, повышенная конфликтность.)

           4.Включить в состав группы в следующем учебном году тех учащихся, реабилитационные планы которых выполнены не в полном объеме (осталась низкая учебная мотивация, сниженная самооценка, высокая тревожность и проблемные отношения с родителями, сверстниками или педагогами)

Слайд

Большой проблемой остается привлечение родителей для совместной работы с детьми: не всегда родители проявляют интерес и желание помочь своему собственному ребенку. Над решением этой проблемы работает педагогической коллектив сотрудников Соцгостиной.

Вопросами социальной поддержки и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимаются специальные организации: органы управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, органы опеки и попечительства, КДН и другие.

Таким образом, организация индивидуальной профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует обновления ресурсов и системного подхода в координации усилий всех заинтересованных структур. Опыт работы услуги «Социальная гостиная» будет распространяться в своемсегменте и мы готовы обмениваться опытом с другими территориями области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования детей со сложным дефектом"

Доклад был подготовлен для участия в международной  конференции "Здоровье школьника" в г. Благовещенске в 2014 году....

Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

Система комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

В помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....

Совершенствование системы ранней психолого - педагогической помощи детям - инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдае...

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...

«Оказание социально-педагогической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению»

В данной презентации отражены основные методы и технологии оказания социально-педагогической помощи детям, ставших жертвой жестокого обращения....

Социально-педагогическая помощь детям категории «группы риска»

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и...