Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
проект на тему
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
–дети, оставшиеся без попечения родителей,
–дети-инвалиды,
–дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,
– дети-жертвы насилия,
–дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,
– дети, проживающие в малоимущих семьях,
– дети с отклонениями в поведении,
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Цель услуги- создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.
Задачи:
· оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;
· организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;
· вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах;
· выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты);
· привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы);
· создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
· организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_sotsialnaya_gostinaya.ppt | 2.14 МБ |
kompleksnaya_psihologo.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на благополучии семейных отношений, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях, что и создает трудные жизненные ситуации для детей.
Слайд
Среди причин, способствующих возникновению этой категории учащихся, можно отметить следующие:
–отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
–незнание их интересов и потребностей;
–политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
–усиление влияния псевдокультуры;
–неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
–отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
–сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
–«эпидемия» разводов;
–потеря эмоциональных контактов с детьми.
К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
Слайд
–дети, оставшиеся без попечения родителей,
–дети-инвалиды,
–дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,
– дети-жертвы насилия,
–дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,
– дети, проживающие в малоимущих семьях,
– дети с отклонениями в поведении,
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.
Слайд
Цель услуги- создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.
Задачи:
- оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;
- организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;
- вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах;
- выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты);
- привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы);
- создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
- организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;
Слайд
В ходе реализации услуги «Социальная гостиная» для учащихся создано:
- Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение, для приготовления уроков и организации досуговой и игровой деятельности с комплектом мягкой мебели и комплектом для сенсорной комнаты(воздушно-пузырькове трубки, тактильная панель, генератор запахов с набором аромасел, музыкальный центр с набором дисков с музыкой для релаксации, люстра Чижевского, сухой бассейн с горкой);
- Детям оказывается педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).
- Психологическая помощь необходима при разрешении актуальных психологических проблем; отработке травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживании отношений со сверстниками и педагогами.
- Социальная помощь включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.
Для эффективной работы социальной гостиной необходимо тесное сотрудничество всех специалистов (соцпедагога, психолога, воспитателей), а также взаимодействие специалистов с классными руководителями, педагогами, родителями, ученическими коллективами, так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни.
Слайд
Направления работы специалистов:
Учащиеся
Адаптация в школе
Ликвидация пробелов в знаниях
Повышение мотивации и самооценки
Снижение агрессивности и тревожности
Организация досуга
Педагоги
Налаживание тесного контакта и взаимодействия с педагогами по вопросам обучения детей
Оказание консультативной помощи по результатам диагностики
Педагогическая поддержка
Помощь в разрешении конфликтов
Родители
Содействие в получении социальной помощи нуждающимся родителям
Работа по профилактике жестокого обращения с детьми
Психологическая помощь в разрешении конфликтов
Налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.
Слайд
Основные направления деятельности педагога- психолога по реализации программы «Социальная гостиная»
Обучающиеся
1.Диагностика семейных отношений.
2.Диагностика интересов и склонностей учащихся
3.Диагностика эмоциональных и личностных особенностей учащихся.
4. Диагностика самооценки детей
5. Разработка реабилитационных планов помощи семье и ребенку
6. Составление индивидуальных
программ для обеспечения успешного развития учащегося.
7. Игры на сплочение коллектива
8. Проведение коммуникативного тренинга.
9.Развитие эмоциональной регуляции поведения детей.
10.Предупреждение и снижение тревожности и страхов у детей.
11. Упражнения на повышение уверенности в себе.
12.Индивидуальная работа, направленная на повышение самооценки детей.
13.Индивидуальное консультирование
14. Индивидуальная работа, направленная на развитие и коррекцию познавательных процессов учащихся.
Педагоги
Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания учащихся, посещающих Социальную гостиную
Родители
- Организация группы встреч с родителями:
- Беседы, организация родительского лектория:
«Психологические средства достижения эмоционального благополучия детей и взрослых»
«Психологическое благополучие ребенка в семье»
« О средствах поощрения и наказания детей»
- Индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей.
Слайд
Психологическое сопровождение строится на основе программ:
1. «Все цвета кроме черного»
2. «Страна эмоций»
3. «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии»
4. «Психологическое сопровождение семьи»
5. «Психологическая азбука для второклашек»
Слайд
Одной из форм работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является вовлечение их в различные виды досуга, проведение тематических бесед, организация праздников, поздравления с днем рождения.
Кроме интересного досуга, для ребят организована работа кружков и секций различной направленности, которые ребята с удовольствием посещают.
- Гармония (занятия на тренажерах)
- Музыкальная капель (на занятиях в музыкальной студии ребята не только поют, но и знакомятся с русской и зарубежной музыкой, что способствует развитию музыкального слуха, формированию музыкальной культуры детей).
- Оригами (где ребятами своими руками создают необыкновенно красивые поделки из обычной бумаги)
- Умелые руки
- Правильные звуки (занятия с логопедом)
- Все цвета, кроме черного (занятия с психологом)
Слайд
Оценка работы услуги Социальная гостиная
Ученики показали уровень удовлетворенности работой гостиной:
высокий 80% ( нравится приходить, педагоги проявляют доброжелательное отношение, оказывают психологическую поддержку, учитывают мои индивидуальные особенности -настроение, самочувствие, оказывают мне эффективную помощь при подготовке домашних заданий, появились новые друзья в Социальной гостиной)
средний- 20 % (хотят большего разнообразия работы спортивных секций, спортивных тренажеров, настольных игр)
Родители показали уровень удовлетворенности работой гостиной:
высокий 70% (Педагоги проявляют доброжелательное отношение к детям, оказывают эффективную помощь при подготовке домашних заданий, ребенок стал более уравновешен и уверен в себе, улучшились взаимоотношения со сверстниками, поведение дома и в школе.)
средний-30 % ( высказывают пожелание об организации дополнительных занятий по предметам, повышения мотивации обучения учащихся средних классов)
Слайд
Пути преодоления трудностей:
1.Наладить конструктивный диалог с родителями, которые пренебрегают нуждами детей.
2.Помочь педагогам преодолеть сложившийся стереотип «трудного» ученика.
3.Психологическая поддержка учащихся, дальнейшая работа по преодолению трудностей (частые проблемы детей, посещающих гостиную - расторможенность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, лживость, лень, повышенная конфликтность.)
4.Включить в состав группы в следующем учебном году тех учащихся, реабилитационные планы которых выполнены не в полном объеме (осталась низкая учебная мотивация, сниженная самооценка, высокая тревожность и проблемные отношения с родителями, сверстниками или педагогами)
Слайд
Большой проблемой остается привлечение родителей для совместной работы с детьми: не всегда родители проявляют интерес и желание помочь своему собственному ребенку. Над решением этой проблемы работает педагогической коллектив сотрудников Соцгостиной.
Вопросами социальной поддержки и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимаются специальные организации: органы управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, органы опеки и попечительства, КДН и другие.
Таким образом, организация индивидуальной профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует обновления ресурсов и системного подхода в координации усилий всех заинтересованных структур. Опыт работы услуги «Социальная гостиная» будет распространяться в своемсегменте и мы готовы обмениваться опытом с другими территориями области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования детей со сложным дефектом"
Доклад был подготовлен для участия в международной конференции "Здоровье школьника" в г. Благовещенске в 2014 году....
Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи
К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои: в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических фун...
Система комплексной психолого-медико-педагогической помощи.
В помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....
Совершенствование системы ранней психолого - педагогической помощи детям - инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдае...
Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»
Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...
«Оказание социально-педагогической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению»
В данной презентации отражены основные методы и технологии оказания социально-педагогической помощи детям, ставших жертвой жестокого обращения....
Социально-педагогическая помощь детям категории «группы риска»
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и...