Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс
рабочая программа (11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_finansova_gramotnost_11_klass.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
для 11 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Анисимова И.В.,
учитель истории, обществознания
высшей квалификационной категории
п. Кировский 2021 год
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Плана внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год.
- Календарного учебного графика на 2021 - 2022 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Учебной программы. Финансовая грамотность. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
с учетом целей и задач основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО,2018
4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности
Курс в 10-11 классах рассчитан на 34 часа.
В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Финансовая грамотность» в 11 классе предусмотрено 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Таким образом, в 11 классе будут рассмотрены:
- Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять.
- Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.
- Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.
- Модуль 8. Итоговый контроль по курсу.
1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Финансовая грамотность» для 10-11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности. Тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно курс «Финансовая грамотность» связан с обществознанием.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.
1.6. Основные цели и задачи:
- формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10-11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
1.9. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.10. Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;
- исследовательский.
1.11. Содержание курса
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать
Базовые понятия и знания:
- бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности;
- знание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно-правовых форм; правил создания нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; служб, куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;
- осознание основных факторов достижения предпринимательского успеха, возможных целей при начале нового бизнеса;
- понимание механизма регистрации бизнеса;
- понимание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно-правовых форм, ответственности предпринимателя вследствие выбора одной из них.
Умения:
- отличать организационно-правовые формы предприятий;
- ориентироваться в правах и обязанностях, возникающих вследствие регистрации хозяйственного общества или индивидуального предпринимателя;
- ориентироваться в процедуре регистрации собственного бизнеса.
Компетенции:
- осуществлять выбор необходимой организационно-правовой формы для ведения собственного дела;
- осуществлять сбор необходимых документов для регистрации собственного бизнеса.
Пишем бизнес-план
Базовые понятия и знания:
- бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности;
- знание основных элементов бизнес-плана, последовательности его составления.
Личностные характеристики и установки:
- осознание мотивов открытия собственного бизнеса;
- понимание роли бизнес-плана в успешной реализации бизнес-идеи;
- понимание последовательности составления бизнес-плана, его структуры и этапов реализации;
- осознание сущности маркетинга как инструмента развития бизнеса.
Умения:
- понимать структуру бизнес-плана компании;
- составлять бизнес-план по алгоритму;
- осуществлять сбор необходимой информации для выявления востребованной бизнес-идеи.
Компетенции:
- выявлять маркетинговые инструменты, приемлемые для развития конкретного бизнеса;
- анализировать сильные и слабые стороны бизнес-идеи;
- оценивать угрозы и возможности реализации бизнес-идеи;
- создавать бизнес-план для реализации бизнес-идеи.
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Базовые понятия и знания:
- доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заемный капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные средства, стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор;
- знание видов финансовых ресурсов компании, способов формирования капитала компании, механизма формирования прибыли организации.
Личностные характеристики и установки:
- понимание необходимости учета доходов и расходов в процессе ведения бизнеса;
- понимание структуры затрат на производство продукции и способов ее снижения;
- понимание механизма формирования чистой прибыли и ее влияния на благосостояние собственника;
- понимание источников средств на развитие фирмы и их влияние на устойчивость бизнеса;
- понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при ведении собственного дела.
Умения:
- находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
- рассчитывать стоимость привлечения отдельных финансовых ресурсов для развития организации;
- вести простые финансовые расчеты: считать издержки, доход, прибыль.
Компетенции:
- выявлять источники формирования собственного т заемного капитала компании.
Налогообложение малого и среднего бизнеса
Базовые понятия и знания:
- налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения (ПСН);
- знание видов режимов налогообложения бизнеса, обязательств при выборе одного из них.
Личностные характеристики и установки:
- понимание влияния режима налогообложения на величину прибыли;
- понимание механизма исчисления уплачиваемых бизнесом налогов.
Умения:
- рассчитывать налоговую нагрузку на бизнес в рамках выбранного режима налогообложения;
- находить актуальную информацию о порядке расчета и уплаты налогов на официальных сайтах министерств и ведомств в сети Интернет.
Компетенции:
- анализировать последствия выбора того или иного режима налогообложения для бизнеса;
- выбирать приемлемый режим налогообложения для конкретного вида деятельности;
- анализировать информацию, касающуюся изменений режимов налогообложения бизнеса;
- осознавать ответственность за неуплату налогов.
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Базовые понятия и знания:
- предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск;
- знание видов рисков, с которыми может столкнуться бизнесмен при осуществлении предпринимательской деятельности, способов нейтрализации финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
- понимание рискованности предпринимательской деятельности;
- осознание сущности предпринимательских рисков и их источников;
- понимание методов управления предпринимательскими рисками в целях снижения финансовых потерь;
- понимание возникающих вследствие открытия собственного бизнеса прав и обязанностей.
Умения:
- идентифицировать конкретные риски предпринимательской деятельности;
- проводить элементарные расчеты суммы потерь вследствие осуществления предпринимательской деятельности.
Компетенции:
- выявлять риски, которым подвержен бизнес, а также осознавать их причины;
- анализировать влияние предпринимательских рисков на финансовые результаты деятельности компании;
- ориентироваться в инструментах управления предпринимательскими рисками;
- оценивать последствия предпринимательских рисков для бизнеса;
- осуществлять выбор инструмента для нейтрализации рисков и снижения последствий от их воздействия.
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников
Базовые понятия и знания:
- финансовое мошенничество, финансовая пирамида;
- знание признаков финансовой пирамиды, механизм ее функционирования и возможных последствий вовлечения в нее, знание служб, куда можно обращаться в случае финансового мошенничества.
Личностные характеристики и установки:
- осознание сущности финансовой пирамиды и механизма ее функционирования как вида финансового мошенничества;
- понимание причин вовлечения населения в финансовую пирамиду;
- осознание последствий вовлечения индивидуума в финансовую пирамиду;
- понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид.
Умения:
- выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме;
- распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений;
- находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
- сопоставлять информацию, полученную из различных источников.
Компетенции:
- критически анализировать финансовую информацию;
- развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
- оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования.
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет
Базовые понятия и знания:
- фишинг, фарминг, Eviltwin / honeypot, нигерийское письмо, Хайп (от англ. HYIP);
- знание возможных финансовых мошенничеств, с которыми можно столкнуться в сети Интернет, последствий вовлечения в них и способов сохранения личного бюджета от интернет-мошенников.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сущности виртуальных мошенничеств и механизмов их функционирования;
- осознание последствий вовлечения индивидуума в виртуальное мошенничество;
- понимание способов защиты от виртуальных ловушек.
Умения:
- защищать свой личный бюджет от мошеннических атак в Интернете.
Компетенции:
- распознавать мошенническую схему в сети Интернет.
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
Базовые понятия и знания:
- финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски;
- знание видов финансовых мошенничеств, признаков финансовой пирамиды, механизмов ее функционирования и возможных последствий вовлечения в нее.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сущности финансовой пирамиды и механизма ее функционирования как вида финансового мошенничества;
- понимание причин вовлечения населения в финансовую пирамиду;
- осознание последствий вовлечения индивидуума в финансовую пирамиду;
- понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид и совершение иных финансовых мошеннических действий.
Умения:
- выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме.
Компетенции:
- распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений;
- обосновывать принятие финансового решения, приводя убедительные аргументы и факты;
- прогнозировать последствия принимаемых финансовых решений;
- ориентироваться в информации, получаемой от участников финансового рынка, из средств массовой информации и других источников финансово-экономического характера;
Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия
Базовые понятия и знания:
- пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия;
- знание основ функционирования пенсионной системы в России, видов пенсий и условий их получения, способов формирования будущей пенсии, фактов, определяющих размер будущей пенсии гражданина.
Личностные характеристики и установки:
- понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
- понимание смысла пенсионной системы и принципов ее построения в Российской Федерации;
- понимание важности пенсионных накоплений в России;
- понимание факторов, влияющих на размер будущей пенсии индивидуума;
- понимание механизма формирования страховой пенсии по старости и накопительной пенсии;
- понимание способов увеличения будущей собственной пенсии и сопряженных с ними рисков.
Умения:
- находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации;
- осуществлять условный расчет будущей пенсии.
Компетенции:
- находить способы увеличения своей будущей пенсии.
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
Базовые понятия и знания:
- накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений;
- знание основ формирования будущей пенсии гражданина посредством управления накопительной пенсией, представление о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки:
- понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
- осознание влияния накопительной пенсии на величину будущей пенсии гражданина;
- понимание рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения.
Умения:
- различать способы управления накопительной пенсией.
Компетенции:
- сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант.
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Базовые понятия и знания:
- надежность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда;
- знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них.
Личностные характеристики и установки:
- понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
- осознание рисков, сопряженных с выбором негосударственного пенсионного фонда;
- понимание критериев выбора негосударственного пенсионного фонда;
- понимание последствий выбора того или иного негосударственного пенсионного фонда.
Умения:
- использовать критерии выбора негосударственного пенсионного фонда.
Компетенции:
- осуществлять выбор негосударственного пенсионного фонда;
- критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии;
- анализировать информацию о деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
Базовые понятия и знания:
- негосударственный пенсионный фонд, надежность фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда;
- знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них.
Личностные характеристики и установки:
- понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
- осознание рисков, сопряженных с выбором негосударственного пенсионного фонда;
- понимание критериев выбора негосударственного пенсионного фонда;
- понимание влияния политики негосударственного пенсионного фонда на размер будущей пенсии гражданина;
- понимание последствий выбора негосударственного пенсионного фонда.
Умения:
- осуществлять самостоятельный поиск информации о деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- применять критерии выбора негосударственного пенсионного фонда.
Компетенции:
- осуществлять выбор негосударственного пенсионного фонда;
- управлять собственными пенсионными накоплениями;
- ориентироваться в критериях выбора негосударственного пенсионного фонда;
- анализировать информацию о деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- обосновывать принятие финансового решения, приводя убедительные аргументы и факты;
- прогнозировать последствия принимаемых финансовых решений;
- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Модуль 8. Итоговый контроль по курсу
Компетенции:
- создавать проекты по тематике финансовой грамотности;
- проводить мини-исследования по тематике финансовой грамотности.
Структура изучаемого курса
№ п/п | Раздел курса | Количество часов |
1 | Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. | 5+8 |
2 | Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой. | 3+5 |
3 | Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. | 4+6 |
4 | Модуль 8. Итоговый контроль по курсу. | 3 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Финансовая грамотность»
11 класс
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5+8 | |||
1-2 | Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать. | 1+1 | 03.09 10.09 | |
3-4 | Пишем бизнес-план. | 1+1 | 17.09 24.09 | |
5-7 | Расходы и доходы в собственном бизнесе. | 1+2 | 01.10 08.10 15.10 | |
8-10 | Налогообложение малого и среднего бизнеса. | 1+2 | 22.10 29.10 12.11 | |
11-13 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. | 1+2 | 19.11 26.11 03.12 | |
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | 3+5 | |||
14-16 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. | 1+2 | 10.12 17.12 24.12 | |
17-19 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. | 1+2 | 14.01 21.01 28.01 | |
20-21 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 1+1 | 04.02 11.02 | |
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4+6 | |||
22-24 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия. | 1+2 | 18.02 25.02 04.03 | |
25-27 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. | 1+2 | 11.03 18.03 25.03 | |
28-29 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. | 1+1 | 08.04 15.04 | |
30-31 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1+1 | 22.04 29.04 | |
Модуль 8. Итоговый контроль по курсу | 3 | |||
32-34 | Занятие-презентация учебных достижений | 3 | 06.05 13.05 20.05 |
Планируемые результаты освоения курса
Требования к личностным результатам освоения курса «Финансовая грамотность»:
- способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
- сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
- готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;
- готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
- способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса «Финансовая грамотность»:
- умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
- умение выделять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
- умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую их различных источников;
- умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
- умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми понятиями: личные финансы, сбережения, банк, депозит, кредит, ипотека, процент, инвестирование, финансовый риск, портфель инвестиций, страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговая система, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды;
- владение знанием:
· об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заемных средств;
· об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
· о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
· о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
· о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
· об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
· об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
· об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
· о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО,2018
4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
АРМ учителя:
- Проектор
- Акустическая система
- МФУ
- Ноутбук
- Экран настенный
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)____________________________________________________________
Составитель программы____________________________________________________________
Класс Дата заполнения_______________
Эксперт__________________________________________________________________________
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | ||
2 | Пояснительная записка | ||
- нормативные документы | |||
- УМК | |||
- срок реализации программы | |||
- место в учебном плане (количество часов) | |||
- общая характеристика учебного процесса | |||
- цель и задачи программы | |||
| |||
| |||
- ведущий вид деятельности | |||
- формы и способы проверки знаний обучающихся | |||
- критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся | |||
3 | Содержание курса (не обязательно) | ||
4 | Структура изучаемого предмета | ||
5 | Календарно-тематический план | ||
- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | |||
- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | |||
6 | Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные результаты (для ФГОС) | ||
7 | Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса | ||
8 | Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка | |||
Дата урока | Тема урока | Дата урока | Причина коррекции | Способ коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....
Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов
Программа будет полезна учителям, работающим в 5-9 классах...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов
Программа будет полезна учителям 10-11 классов...