Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_finansova_gramotnost_10_klass.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
для 10 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Анисимова И.В.,
учитель истории, обществознания
высшей квалификационной категории
п. Кировский 2020 год
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Плана внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.
- Календарного учебного графика на 2020 - 2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Учебной программы. Финансовая грамотность. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
с учетом целей и задач основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО,2018
4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности
Курс в 10-11 классах рассчитан на 34 часа.
В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Финансовая грамотность» в 10 классе предусмотрено 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Таким образом, в 10 классе будут рассмотрены:
- Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны.
- Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
- Модуль 3. Налоги: почему их надо платить.
- Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 5-7 класса в сфере экономики.
Основные содержательные линии курса:
1) деньги, их история, виды, функции;
2) семейный бюджет;
3) экономические отношения семьи и государства;
4) человек и финансовые организации;
5) собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, обществознание и литература.
1.6. Основные цели и задачи
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.11. Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;
- исследовательский.
1.12. Содержание курса
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов:
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
в сфере достижения предметных результатов:
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
- оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Структура изучаемого курса
№ п/п | Раздел курса | Количество часов |
1 | Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 7+7 |
2 | Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 4+4 |
3 | Модуль 3. Налоги: почему их надо платить | 3+1 |
4 | Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5+3 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Финансовая грамотность»
10 класс
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 7+7 | |||
1-2 | Управление личными финансами и выбор банка. | 1+1 | 01.09 08.09 | |
3-4 | Как сберечь накопления с помощью депозитов. | 1+1 | 15.09 22.09 | |
5-6 | Проценты по вкладу: большие и маленькие. | 1+1 | 29.09 06.10 | |
7-8 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. | 1+1 | 13.10 20.10 | |
9-10 | Кредит: зачем он нужен и где его получить. | 1+1 | 03.11 10.11 | |
11-12 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть. | 1+1 | 17.11 24.11 | |
13-14 | Как управлять деньгами с помощью банковской карты. | 1+1 | 01.12 08.12 | |
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 4+4 | |||
15-16 | Финансовые риски и стратегии инвестирования. | 1+1 | 15.12 22.12 | |
17-18 | Что такое ценные бумаги и какими они бывают. | 1+1 | 12.01 19.01 | |
19-20 | Граждане на рынке ценных бумаг. | 1+1 | 26.01 02.02 | |
21-22 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды. | 1+1 | 09.02 16.02 | |
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить | 3+1 | |||
23 | Что такое налоги | 1 | 23.02 | |
24 | Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России. | 1 | 02.03 | |
25-26 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1+1 | 09.03 16.03 | |
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5+3 | |||
27 | Страховой рынок России: коротко о главном | 1 | 06.04 | |
28-29 | Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. | 1+1 | 13.04 20.04 | |
30-31 | Здоровье и жизнь – высшие блага: погорим о личном страховании. | 1+1 | 27.04 04.05 | |
32-33 | Если нанесен ущерб третьим лицам. | 1+1 | 11.05 18.05 | |
34 | Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика. | 1 | 25.05 |
Планируемые результаты освоения курса
Требования к личностным результатам освоения курса «Финансовая грамотность»
- способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
- сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
- готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;
- готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
-способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса «Финансовая грамотность»:
- умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
- умение выделять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
- умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую их различных источников;
- умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
- умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми понятиями: личные финансы, сбережения, банк, депозит, кредит, ипотека, процент, инвестирование, финансовый риск, портфель инвестиций, страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговая система, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды;
- владение знанием:
· об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заемных средств;
· об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
· о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
· о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
· о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
· об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
· об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
· об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
· о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО,2018
4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10-11 классы общеобразовательных организаций. Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю. Завьялов. М.: ВАКО, 2018
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
АРМ учителя:
- Проектор
- Акустическая система
- МФУ
- Ноутбук
- Экран настенный
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)____________________________________________________________
Составитель программы____________________________________________________________
Класс Дата заполнения_______________
Эксперт__________________________________________________________________________
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | ||
2 | Пояснительная записка | ||
- нормативные документы | |||
- УМК | |||
- срок реализации программы | |||
- место в учебном плане (количество часов) | |||
- общая характеристика учебного процесса | |||
- цель и задачи программы | |||
| |||
| |||
- ведущий вид деятельности | |||
- формы и способы проверки знаний обучающихся | |||
- критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся | |||
3 | Содержание курса (не обязательно) | ||
4 | Структура изучаемого предмета | ||
5 | Календарно-тематический план | ||
- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | |||
- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | |||
6 | Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные результаты (для ФГОС) | ||
7 | Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса | ||
8 | Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка | |||
Дата урока | Тема урока | Дата урока | Причина коррекции | Способ коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....
Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 11 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов
Программа будет полезна учителям, работающим в 5-9 классах...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов
Программа будет полезна учителям 10-11 классов...