Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
рабочая программа по экономике (5 класс) по теме
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_fg_5_kl.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Голухинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Финансовая грамотность» 5 класса по основной общеобразовательной программе базового уровня
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Гурова Т.С., учитель математики
Голуха 2017
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».
- Учебный план МКОУ « Голухинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
- Календарный учебный график МКОУ «Голухинская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ директора школы №96 от 25.08.2017 года).
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МКОУ «Голухинская СОШ».
5.Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: Вита-пресс, 2014
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 17 часов в год.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В авторскую программу внесены изменения: добавлен 1 час в раздел 2 «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
Текущая аттестация: устный опрос; тестовое задание;
решение задач; решение кроссворда и анаграммы;
графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей; аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• кейс;
• эссе;
• ролевая игра.
Внеурочная деятельность: исследовательская работа, проект: групповой и индивидуальный.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1 Доходы и расходы семьи (5ч)
Занятие 1 Деньги.
Обсуждение, приведение примеров, составление задач, рассуждения.
Занятия 2-3 Доходы семьи.
Обсуждение, приведение примеров, рассуждения, выполнение индивидуальных заданий.
Занятие 4 Расходы семьи.
Рассуждения, практические расчёты, сравнение и оценка, обсуждение.
Занятие 5 Семейный бюджет.
Составление семейного бюджета; сравнение доходов и расходов; анализ; рассуждения.
Форма контроля: Кроссворд 1
Раздел 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4ч)
Занятие 1-2 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Рассуждения; анализ; сравнение.
Занятия 3-4 Итоговая работа по разделам 1-2.
Форма контроля: Ролевая игра «Семейный бюджет»
Раздел 3 Семья и государство: как они взаимодействуют (4ч)
Занятия 1-2 Налоги
Приведение примеров; практические расчёты; рассуждения.
Занятие 3 Социальные пособия.
Рассуждения; приведение примеров; поиск информации.
Форма контроля: кроссворд 2
Занятие 4 Итоговая работа по разделу 3
Форма контроля: Мини-исследование в группах «Государство-это мы!»
Раздел 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4ч)
Занятие 1 Банковские услуги.
Приведение примеров; самостоятельная работа по поиску информации о вкладах и кредитах; приведение примеров; практические расчёты процентов по депозитам и кредитам;
Занятие 2 Собственный бизнес.
Сравнение возможности работы по найму и собственного бизнеса.
Объяснение поддержки малого бизнеса, что такое бизнес-план.
Приведение примеров бизнеса подростков.
Занятие 3 Валюта в современном мире.
Приведение примеров валют. Объяснение понятия «валютный курс».
Поиск информации о валютных курсах. Практические расчёты с валютными курсами.
Форма контроля: кроссворд 3
Занятие 4 Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
Раздел 1 Доходы и расходы семьи | 5 | |
1 | Деньги | 1 |
2 | Доходы семьи | 1 |
3 | Доходы семьи | 1 |
4 | Расходы семьи | 1 |
5 | Семейный бюджет | 1 |
Раздел 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 4 | |
6 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 |
7 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 |
8 | Итоговая работа по разделам 1-2. | 1 |
9 | Итоговая работа по разделам 1-2. Ролевая игра «Семейный бюджет» | 1 |
Раздел 3 Семья и государство: как они взаимодействуют | 4 | |
10 | Налоги. Направления государственных расходов. | 1 |
11 | Виды налогов. Организация сбора налогов. | 1 |
12 | Социальные пособия | 1 |
13 | Итоговая работа по разделу 3.Итоговая работа: проект «Государство-это мы!» | 1 |
Раздел 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 4 | |
14 | Банковские услуги | 1 |
15 | Собственный бизнес | 1 |
16 | Валюта в современном мире | 1 |
17 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | 1 |
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамот-ность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-мание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопо-ставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариан-тов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в приня-
тии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поисково-го характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; по-иск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведе-ние простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следст-венных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными поня-
тиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаи-мооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зре-ния и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамот-
ность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общест-ва: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и по-следствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических тер-минов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её ос-мысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний
- умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение со-ставлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирова-ния и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выво-ды и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определе-
ние элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества;
- формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
- Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru; |
- Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
- Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
- Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
- Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
- Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
- http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
- http://www.banki.ru/products/deposits/
- http://www.sravni.ru/vklady/
- http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
VI.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.ПК
2. Мультимедиапроектор
3. Экран
VII.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...