Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
рабочая программа по экономике (5 класс) по теме

Гурова Татьяна Сергеевна

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_fg_5_kl.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

Рабочая программа  внеурочной деятельности социального направления «Финансовая грамотность» 5 класса по основной общеобразовательной  программе базового уровня  

 на 2017-2018 учебный год

Составитель: Гурова Т.С., учитель математики

Голуха 2017

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».
  3. Учебный план МКОУ « Голухинская СОШ»  на 2017-2018 учебный год.
  4. Календарный учебный график МКОУ «Голухинская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ директора школы №96 от 25.08.2017 года).
  5. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МКОУ «Голухинская СОШ».

5.Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.  М.: Вита-пресс, 2014

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 57 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 17 часов в год.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В авторскую программу внесены изменения: добавлен 1 час в  раздел 2  «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Текущая аттестация: устный опрос; тестовое задание;

решение задач; решение кроссворда и анаграммы;

графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей; аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад;

  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• кейс;

• эссе;

• ролевая игра.

Внеурочная деятельность: исследовательская работа, проект: групповой и индивидуальный.

Формы организации и методы обучения:

Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1 Доходы и расходы семьи (5ч)

Занятие 1 Деньги.

 Обсуждение, приведение примеров, составление задач, рассуждения.

Занятия 2-3 Доходы семьи.

Обсуждение, приведение примеров, рассуждения,  выполнение индивидуальных заданий.

Занятие 4 Расходы семьи.

 Рассуждения, практические расчёты, сравнение и оценка, обсуждение.

Занятие 5 Семейный бюджет.

Составление семейного бюджета; сравнение доходов и расходов; анализ; рассуждения.

Форма контроля: Кроссворд 1

Раздел 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4ч)

Занятие 1-2 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

 Рассуждения; анализ; сравнение.

Занятия 3-4 Итоговая работа по разделам 1-2.

Форма контроля: Ролевая игра «Семейный бюджет»

Раздел 3 Семья и государство: как они взаимодействуют (4ч)

Занятия 1-2 Налоги

Приведение примеров; практические расчёты; рассуждения.

Занятие 3 Социальные пособия.

Рассуждения; приведение примеров; поиск информации.

Форма контроля: кроссворд 2

Занятие 4 Итоговая работа по разделу 3

Форма контроля: Мини-исследование в группах «Государство-это мы!»

Раздел 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4ч)

Занятие 1 Банковские услуги.

Приведение примеров;  самостоятельная работа по поиску информации о вкладах и кредитах; приведение примеров; практические расчёты процентов по депозитам и кредитам;

Занятие 2 Собственный бизнес.

Сравнение возможности работы по найму и собственного бизнеса.

Объяснение поддержки малого бизнеса, что такое бизнес-план.

Приведение примеров бизнеса подростков.

Занятие 3 Валюта в современном мире.

Приведение примеров валют. Объяснение понятия «валютный курс».

Поиск информации о валютных курсах. Практические расчёты с валютными курсами.

Форма контроля: кроссворд 3

Занятие 4 Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятия

Количество часов

 Раздел 1 Доходы и расходы семьи

5

1

Деньги

1

2

Доходы семьи

1

3

Доходы семьи

1

4

Расходы семьи

1

5

Семейный бюджет

1

Раздел 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

4

6

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

7

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

8

Итоговая работа по разделам 1-2.

1

9

Итоговая работа по разделам 1-2. Ролевая игра «Семейный бюджет»

1

Раздел 3 Семья и государство: как они взаимодействуют

4

10

Налоги. Направления государственных расходов.

1

11

Виды налогов. Организация сбора налогов.

1

12

Социальные пособия

1

13

Итоговая работа по разделу 3.Итоговая работа: проект «Государство-это мы!»

1

Раздел 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

4

14

Банковские услуги

1

15

Собственный бизнес

1

16

Валюта в современном мире

1

17

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамот-ность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-мание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопо-ставление доходности вложений на простых примерах;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариан-тов собственного заработка;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в приня-

тии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поисково-го характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; по-иск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведе-ние простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следст-венных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными поня-

тиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаи-мооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зре-ния и давать оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамот-

ность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общест-ва: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и по-следствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • понимание и правильное использование экономических тер-минов;

  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её ос-мысление; проведение простых финансовых расчётов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний

  • умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение со-ставлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирова-ния и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выво-ды и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определе-

ние элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества;

  • формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература:

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

  1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

  1. Сайт  по  основам  финансовой  грамотности  «Достаток.ру»  —

http://www.dostatok.ru;

  1. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

  1. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
  2. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

  1. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

  1. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

  1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

  1. http://www.banki.ru/products/deposits/

  1. http://www.sravni.ru/vklady/

  1. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

  1. http://www.ndscalc.ru/ 

VI.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.ПК

2. Мультимедиапроектор

3. Экран

VII.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено  изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...