Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних "Все в твоих руках"
проект
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация и в том числе с группировкой АУЭ. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия. Также увеличивается число родителей и законных представителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_v_tvoih_rukah._21_listov.doc | 646 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Паспорт Программы
- Пояснительная записка
- Понятия, употребляемые в программе
- Срок реализации Программы
- Механизм реализации Программы
- Ожидаемые результаты
- Система организации и контроля
1.Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа МБОУ СОШ №4 г.Ак-Довурака по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Все в твоих руках» |
Разработчики | Ооржак О.В. – заместитель директора по БППВ Бакук Х.С. – заместитель директора по ВР |
Куратор | Адыгаева А.А. – директор школы |
Цель Программы |
|
Основные задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2019-2023 гг. |
Основные участники Программы | 1. Педагогический коллектив школы. 2. Обучающиеся 1-11 классов. 3. Родители (законные представители) обучающихся 4.Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики (по согласованию) |
Нормативно-правовое обеспечение Программы |
6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120. 7. Устав МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака 8. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет» 9. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся». 10. Локальный акт «Положение о Совете профилактики» |
Кадровое обеспечение Программы | администрация МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака, педагогические работники, в том числе Совет профилактики и технический персонал |
Ожидаемые результаты Программы |
|
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители |
2. Пояснительная записка
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация и в том числе с группировкой АУЭ. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия. Также увеличивается число родителей и законных представителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей.
Основой разработки является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и свободными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь детям, педагогам необходимо проводить систематическую превентивную работу.
Проблема правового воспитания обучающихся остается одной из самых актуальных в школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций детей. Особое внимание уделяется детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений. В программе применяются следующие понятия:
пребывания;
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
|
- Срок реализации Программы
Название этапа | Срок реализации |
I этап – Подготовительный Разработка программы 2019-2020 учебный год | - совершенствование нормативно – правовой базы; |
II этап – Внедрение концепции Программы 2020-2022 учебные годы | -оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; –использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения. |
III этап- Рефлексия. 2022-2023 учебный год | -обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; |
5. Механизм реализации Программы
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:
- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
- особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций
( блоков):
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает обновление и корректировку банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями и активизацию работы с родительским комитетом.
Календарный план мероприятий по проекту программы
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
| |||
1
| Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы | ежегодно | Кл. рук. 1-11 кл.
|
2 | Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | ежегодно
| Кл. рук.1- 11кл, соц. педагог
|
3
| Организация заполнения в классах социальных паспортов
| ежегодно | Кл. рук.1-11 кл.
|
4
| Составление банка данных и социального паспорта школы
| ежегодно | Соц. педагог, зам дир. по БППВ
|
5
| Проведение и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с субъектами профилактики | по плану | Субъекты профилактики |
7 | Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям
| по плану | Педагог- психолог
|
9 | Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций.
| постоянно | Кл. руководители
|
10 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; | по мере необходимости | Соц. педагог, зам дир. БППВ |
11
| Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи.
| 1 раз в четверть
| Администрация школы, соц. педагог, педагог психолог
|
12
| Сверка документации школы и ПДН по уч-ся, стоящим на учете в ПДН. | 2 раза в год | Соц. педагог |
| |||
1
| Оказание учащимся информационно - правовой помощи через различные мероприятия | по плану | Педагог - психолог Зам. дир. по ВР, ПП, специалисты разных структурных отраслей
|
2
| Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
| По мере необходимости.
| Соц. психологическая служба |
3 | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультации специалистов | По мере необходимости
| Соц. психологическая служба |
4
| Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы)
| Постоянно
| Зам. дир. шк. по ВР, кл. руководители
|
5
| Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних
| постоянно | Администрация школы, пед.коллектив |
6 | Обучение учащихся способам разрешения конфликтов | По плану | Администрация школы, педагог – психолог, кл. рук., род.комитет
|
7
| Временное трудоустройство несовершеннолетних «группы риска», охват организованным отдыхом в каникулярное время | По согласованию | Пед.коллектив, субъекты профилактики, |
8
| Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | Ежедневно
| Администрация школы, кл. рук.
|
| |||
1
| Изучение социального положения семей учащихся школы
| сентябрь
| Кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР
|
2
| Выявление родителей, уклоняющихся от воспитания, обучения и содержания детей, неблагополучных семей
| сентябрь
| Соц. педагог, классные руководители
|
3
| Педагогические лектории для родителей (по отдельному плану)
| По плану | Администрация Кл. руководители
|
4
| Привлечение родителей и законных представителей к воспитательной работе с учащимися
| Постоянно
| Кл. рук.
|
5
| Консультирование родителей | По мере необходимости
| Пед. коллектив, психологи, мед. работники (по согласованию) |
6
| Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения | По плану | Администрация школы, род. комитет
|
7
| Обучение родителей и законных представителей приемам и методам контроля за детьми «группы риска»; а) на «круглых столах»; б) на классных и общешкольных родительских собраниях и т.д.
| 1 раз в четверть
| Классные рук., Администрация школы
|
| |||
1
| Проведение мероприятий по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
| по воспита-тельным планам | Кл. руководители
|
2
| Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, ПАВ, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)
| В декады ЗОЖ | Администрация школы, классные рук, педагоги психологи, соц. педагог.
|
3 | Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение преступлений (кража, грабеж, вымогательство и т.д.) | Месячник профилактики правонарушений | Администрация школы, классные рук, педагоги психологи, соц. педагог |
| |||
1
| Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам
| Начало, конец учеб-ного года | Зам. дир. по ВР, пдагог-психолог
|
2
| Привлечение узких специалистов ММЦ «Барун-Хемчикский» для профилактики вредных привычек
| По согласованию | Зам. дир. шк. по ВР, Педагоги – психологи, мед.работники
|
3
| Проведение акций «За здоровый образ жизни»
| В течение года | Зам. дир. шк. по ВР, классные рук.
|
4
| Освещение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.
| По плану
| Уполномоченный по правам ребенка, кл. рук. |
| |||
1
| Диагностика учащихся по выявлению их суицидального поведения | Начало, конец учеб-ного года | Зам. дир. по ВР, педагог-психолог
|
2
| Привлечение узких специалистов | По мере необходимости | Зам. дир.шк. по ВР, Педагоги - психологи
|
3
| Проведение акций «Я выбираю жизнь!»
| По плану | Зам. дир. шк. по ВР, классные рук., педагог-психолог
|
4 | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
| постоянно | Администрация школы, пед.коллектив |
6. Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
- улучшить взаимодействие с органами и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- улучшить условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- снизить количество безнадзорных и беспризорных детей и подростков
1 блок |
|
2 блок |
|
3 блок |
|
4 блок |
|
7. Система организации и контроля реализации программы
- Классно-обобщающий и тематический контроль.
- Изучение документации Совета Профилактики.
- Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
- Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
- Анализ проведённых акций, мероприятий.
- Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
- Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутри школьном контроле и учёте в КДН.
- Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Цель программы: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...
Рабочая программа " Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологичес...
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Цели программы:- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;- создать условия для эффективно...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Цель программы: Формирование у детей социально позитивных установок, устойчивого неприятия противоправного поведения для успешной адаптации в социуме и самоутверждения среди сверстн...