Коррекционная программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.
Коррекционная программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2012-2016 год Составила Сухомлина Е.В. –социальный педагог
|
Пояснительная записка.
Наименование программы: Программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений на 2012-2016 год
Основания для разработки:
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Международная конвенция «О правах ребенка»
- Закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Закон РФ от 21.12.96 №159 ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цели и задачи программы:
Цель: создание условий для совершенствования возможностей обучающегося состоящего на контроле ВШК, ПДН, КДН и его окружения в решении проблем успешной социализации.
задачи:
- Создание условий для успешного обучения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитание у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, употреблению алкоголя, и наркотических средств, ПАВ.
- Способствовать раскрытию и развитию индивидуальности обучающегося, его духовно-нравственного, физического и творческого потенциалов, создать условия для наиболее полной реализации интересов и потребностей ребенка.
- Оказание социально-психологической помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Создание системы работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Сроки реализации: 2012-2016 г.
Ожидаемые результаты:
- Успешное обучение детей оказавшихся на любом виде контроля
- Формирование у обучающихся комплекса знаний и умений для поддержания своего здоровья, негативного отношения к вредным привычкам.
- Снижение уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.
- Устранение негативных явлений в сфере поведения и отношений, обучающихся с окружающими.
- Наличие у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности.
- Раскрытие индивидуальности обучающихся, удовлетворение интересов и потребностей.
- Создание системы взаимодействия с социально неблагополучными семьями.
Контроль: контроль над реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией школы, координатором реализации программы является зам. директора по воспитательной работе Л.П.Олифер.
Аналитическое обоснование
В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения существенно влияют на социальное формирование детей и подростков. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
∙ рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
∙ нарушение прав детей в семье;
∙ рост ранней алкоголизации подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
∙ омоложение преступности;
∙ увеличение числа семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проведение отдельных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы профилактики асоциального поведения отдельных обучающихся. Требуется принятие комплексные мер и объединению усилий администрации школы, социально-психологической службы и заинтересованных районных организаций по оказанию социальной поддержки ребенку и семье.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа социальной поддержки и профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних в ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида. Характеризуя обучающихся, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
В последние годы в школе сложилась достаточно эффективная система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Однако статистические данные свидетельствуют о наличии детей стоящих на различных формах учета и совершении правонарушений подростками.
показатель | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Совершено преступлений | 0 | 0 | 1 | 1 |
Совершено правонарушений | 0 | 0 | 0 | 0 |
Стоят на учете в ПДН | 0 | 0 | 1 | 1 |
Состоят на внутришкольном учете | 6 | 6 | 7 | 10 |
Основная причина постановки на учет бездействие со стороны родителей. Как следствие - низкая успеваемость детей, отсутствие навыков учебного труда, низкий уровень воспитанности. Родители детей, стоящих на учете в основном безработные, семьи неполные, злоупотребляют алкоголем. Требуют постоянного наблюдения, контроля со стороны классных руководителей, администрации школы более 40 семей обучающихся.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе-интернате условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе-интернате является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Большинство детей группы социального риска имеют постоянные внеурочные занятия в объединениях дополнительного образования. Но есть подростки, которые тяжело идут на контакт и уговорить ребенка посещать постоянно какой-либо кружок или секцию очень сложно. Необходимо продумать систему временной занятости подростка, смена видов внеурочной деятельности для таких детей.
Индивидуальная системная работа с подростками дает положительные результаты. Однако отсутствие положительного опыта нормальных человеческих отношений в семьях группы риска, заботы друг о друге, ответственности не позволяет подростку в полной мере быть социально адаптированным к жизни в обществе. Главной задачей школы-интерната остается своевременное выявление проблем социализации детей и подростков и создание условий для совершенствования возможностей обучающихся и его окружения в решении проблем успешной социализации.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия
- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
- создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними
Концептуальные основы
Данная программа представляет собой комплексную модель социально-педагогической деятельности в школе-интернате
Программа предполагает
- всестороннее изучение проблем возникающих у обучающихся;
- включение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в различные виды деятельности, позволяющие реализовать им свои интересы и потребности, приобрести социально значимый опыт;
- оказание социально-психологической помощи обучающимся оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Программой предусмотрен цикл профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений среди обучающихся, а также осуществление комплекса мер по формированию здорового образа жизни ребенка.
Принципы деятельности:
1. Гуманистический характер воспитания
2. Ориентация на социально-ценностные отношения
3. Социальная адекватность воспитания
4. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей группы социального риска
5.Защита чести и достоинства каждого участника образовательного процесса.
Принципы профилактической работы:
- комплексность;
- дифференцированность;
- многоаспектность;
- последовательность;
Этапы реализации программы:
1 этап – Подготовительный (октябрь-декабрь 2012 г)
- Анализ и диагностика проблем учащихся, педагогов и родителей.
- Сбор информации и создание социально-психологического паспорта школы
- Проведение обучающих психолого-педагогических семинаров с преподавательским составом.
- Установление социальных связей с органами по решению проблем социальной жизни ребенка.
2 этап – Организационно-деятельностный (январь 2013-апрель 2016)
- Проведение социально-педагогических мероприятий, способствующих решению поставленных задач.
3 этап - Итоговый (апрель 2016 - август 2016)
- Анализ и диагностика результатов работы
- Корректировка целей и задач
- Определение перспектив работы.
Основные направления работы:
- Социально-педагогическое и психологическое исследование личности обучающихся и состояния его ближайшего окружения.
- Защитно-охранная деятельность
- Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в получении образования.
- Формирование здорового образа жизни обучающихся, профилактика вредных привычек
- Профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности обучающихся.
7. Оказание социально-педагогической и психологической помощи родителям обучающихся
Схема социально-педагогической поддержки обучающегося:
Обучающийся
Администрация школы | Классный руководитель | психолог | Социальный педагог | воспитатель |
Координация действий служб, сотрудников школы. Контроль за соблюдением прав ребенка | Помощь в учебной деятельности Помощь в определении интересов и занятий ребенка Помощь в самоопределении и построении отношений с учителями и сверстниками. | Индивидуальные консультации Коррекционно-развивающие занятия с ребенком Коррекция отношений ребенка со сверстниками и взрослыми Рекомендации о медицинской поддержке | Взаимодействие с отделом семьи, ПДН, КДН Центр социальной защиты, ЦЗН. | Создание условий для развития личности ребенка Организация здорового досуга
|
Система мероприятий по реализации программы
Направления работы | Воспитательные задачи | Основные виды деятельности | результат |
| Создание и постоянное обновление банка данных о детях и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Изучение проблем детей группы социального риска. | -Мониторинг исполнения закона о всеобуче. -Изучение условий развития ребенка в семье, школе, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью наблюдения, социологических опросов, тестирования, социометрических методик. -Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи. Пополнение, корректировка социально-психологического паспорта школы. | Создание социально-педагогического паспорта школы. Выявление проблем для дальнейшей работы. |
2. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в получении образования. | -Выявление трудностей, проблем и отклонений в обучении и воспитании ребенка, путем собеседования с классным руководителем, учителями предметниками, родителями. Создание условий для получения детьми группы социального риска образования. | Проведение Малых педсоветов с целью координации усилий по успешному обучению детей, выработки единых подходов и требований. Индивидуальные беседы с обучающимися; Проведение советов профилактики с целью выработки единой программы успешного обучения ребенка. Предупредительные, информационные письма родителям (результаты обучения и воспитания ребенка) | Повышение учебной мотивации детей. Успешное обучение обучающихся «группы риска» |
3. Формирование здорового образа жизни учащихся . | профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди подростков развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска» | Определение обучающихся в спортивные кружки и секции Проведение спортивных соревнований Организация групп здоровья с занятиями в тренажерном зале Проведение Дней здоровья (1 раз в четверть и в каникулы) Организация бесед, встреч с работниками здравоохранения с целью профилактики вредных привычек. Проведение мероприятий (ситуационных практикумов, показов видеофильмов, использование новых компьютерных технологий) по профилактике вредных привычек. Выпуск тематических газет и листовок. Работа с родителями по укреплению здоровья ребенка. | Укрепление здоровья обучающихся Формирование у обучающихся комплекса знаний и умений для поддержания своего здоровья, негативного отношения к вредным привычкам. Снижение числа обучающихся имеющих вредные привычки. |
4. Защитно-охранная деятельность. | - защита прав и законных интересов детей и подростков предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних - обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении | Организация социального патронажа семей «группы риска» с целью выявления социально-бытовых условий проживания. Представление интересов обучающихся в судебных органах.
| Выполнение комплекса защитно–охранных мероприятий.
|
5.Профилактическая работа | снижение подростковой преступности | -Выявление обучающихся, склонных к совершению правонарушений. -Проведение советов профилактики школы. -Оформление документов на совет по профилактике ПДН. - Оказание обучающимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний ( по отд.плану); б) работа "Службы доверия"; -Индивидуальные беседы с обучающимися о законодательстве и ответственности несовершеннолетних за противоправные действия. -Оказание помощи трудным подросткам в выборе занятий по интересам. -Памятки для родителей о контроле за поведением ребенка в каникулярное время; напоминание правил и норм общественного поведения, правил безопасности. -Рейды по проверке организации поведения подростков в вечернее время на каникулах совместные с ПДН, участковым) | Снижение уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних. Устранение негативных явлений в сфере поведения и отношений обучающихся с окружающими. |
6. Оказание социально-педагогической и психологической помощи родителям обучающихся. | - социально-психологическая помощь неблагополучным семьям -координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Собеседования с родителями обучающихся, имеющих проблему в обучении и воспитании. Психолого-педагогическое консультирование родителей. Проведение тематических родительских собраний. | Повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей. Создание системы взаимодействия с социально неблагополучными семьями. Повышение значимости семьи в образовании детей. |
Профилактическая работа со школьниками
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
В целях формирования гражданской ответственности в течение учебного года проводится цикл профилактических бесед «От знаний законов до гражданской ответственности»:
Правовой всеобуч
«От знаний законов до гражданской ответственности»
№ | Тематика бесед | Сроки проведения |
1 | «Об уважительном отношении к памятным местам в поселке» | сентябрь, апрель |
2 | «Пусть дорога станет другом» (правила пешехода, правила водителя) | сентябрь, ноябрь |
3 | «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах в вечернее время» | в течение года |
4 | «Проступок, правонарушение, преступление» (Об ответственности несовершеннолетних) | ноябрь |
5 | «Права ребенка»(о конвенции о правах ребенка и законе о гарантии прав ребенка в РФ)( | декабрь |
6 | «О недопустимости использования пиротехники в общественных местах» | декабрь |
7 | « О запрете курения в общественных местах» | сентябрь, январь |
8 | «Об ответственности несовершеннолетних и взрослых за употребление алкоголя в общественных местах» | декабрь, апрель |
9 | «О трудовом законодательстве для несовершеннолетних» | май |
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание | Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактика вредных привычек
(алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения)
классы | профилактика табакокурения | Профилактика алкоголизма | Профилактика наркомании |
1-4 классы | «Не курил бы с детства дядя, был бы сильный и большой» Конкурс рисунков «Нет табачному дыму!» | Вино – причина многих несчастий. Зачем люди пьют вино? | Конкурс рисунков «Береги здоровье с молоду!» |
5-7 классы | Жизнь уходящая с табачным дымом (о влиянии на организм человека курения) | Алкоголь и организм человека. Видеофильм «Алкоголь-беда нашего времени» | «Счастье жить!» ( о вреде наркотиков на здоровье человека и здоровой альтернативе) |
8-9 класс | Тренинг «Жизнь без сигареты» | Тренинг «Личная формула противодействия алкоголизму» | Демонстрация видеофильма «Наркомания – знак беды» |
Список литературы
- Алемаскин, М. А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми [Текст] / М. А. Алемаскин, Морозова Т. А. – М., 1986.
- Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 1998.
- Астапов, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст] : хрестоматия / Ю. В. Астапов, В. М. Микадзе. – М., 1996.
- Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. – М. : Магистр, 1999.
- Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев : Наукова думка, 1989.
- Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. Гамезо. – М., 1984.
- Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998.
- Кулаков, Р. В. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / Р. В. Кулаков. – М. : Фолиум, 1998.
- Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – Кн. 2. – М., 1984.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М., 2003.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М., 1993.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] : социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М., 1983.
- Психические методики диагностики личностных особенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме [Текст] / под ред. М. Н. Лазутовой. –М., 1995.
- Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1990.
- Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Изд. Политической литературы, 1990.
- Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987.
- Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М., 1994.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] : психокоррекционные программы / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1993.
- Сазанова, Е. А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Сазановой Е.А. по специальности 13.00.01 общая педагогика / Е. А. Сазанова. – Новосибирск, 2000.
- Сборник программных и методических материалов к тренингу личностного роста и развития «Юниор» [Текст] / [под ред. М. Ю. Скворцовой]. – Кемерово, 1999.
- Словарь персональной психологии от А до Я [Текст] / сост.: В. Соснин. –М., 1997.
- Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. – М.: Генезис, 2000.
- Социальная психология личности [Текст] / под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. – М. : Наука, 1979.
- Федеральный Закон Российской федерации № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 172.
- Харин, С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт [Текст] / С. С. Харин. – Мн.: В. П. Ильин, 1998.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении...
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями
Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...
ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Цель программы: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...
Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...
Рабочая программа " Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологичес...
«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К со...