ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
рабочая программа ( класс) на тему

Цель программы:   обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_beznadzornosti.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                             ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА
                                                                  МКОУ СОШ №1 г. ИПАТОВО

                                                     №487 от 31.08.2015 г.

                                                                  _______________О.М.Калько

ПРОГРАММА

«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних»

 

на 2015-2020 годы

2015 год

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди  несовершеннолетних

Разработчики программы

Заместитель директора – Струева Е.Л.

Социальный педагог- Гончарова Л.И.

Педагог- психолог- Маханько Е.О.

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

2015-2020 годы

Исполнители программы

Педагогический коллектив МКОУ СОШ №1 г. Ипатово

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей - подростков;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди  несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых, порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Современная образовательная организация оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в школе,  свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ СОШ №1 г. Ипатово.

Актуальность программы

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы   живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 25% подростков, средовой адаптации обучающихся. В реализации данной программы обучающийся является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным организациям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании  РФ», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными организациями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Обучающиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества обучающихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании.  

Правовая основа программы 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.

Цели программы:

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы:

- повышение уровня профилактической работы с подростками в образовательной организации;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

- развитие системы организованного досуга и отдыха детей « группы риска».

Содержание программы

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками девиантного поведения и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками девиантного поведения состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование адекватного социального опыта поведения, изменений,  профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Программу реализует администрация образовательной организации(с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог психолог, активные родители.

В целях профилактики безнадзорности в ОО  работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы.

Организационная работа:

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОДН ОМВД г. Ипатова.
  • Организация работы школьного Совета профилактики.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Педагогический всеобуч для родителей.
  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей,  стоящих на различных видах учёта.
  • Проведение акции «Вернуть детей в школу» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих образовательную организацию).
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, готовность к саморазвитию и др.
  • Заполнение карты сопровождения учащихся «группы «иска».

Профилактическая работа с обучающимися:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы воспитательной работы ОО;
  • проведение мероприятий совместно с ОДН ОМВД;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • психологические тренинги;
  • проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

  • вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • вовлечение обучающихся в планирование КТД в ОО;
  • охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • оказание помощи в трудоустройстве в летний период через Центр занятости;
  • привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление: 

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации  ОО с подростком;
  • приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
  • беседы инспектора ОДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • направление ходатайств, представлений в КДН, ОДН, опеку;
  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • выбор родительского комитета в классах.
  • выбор родителей в состав Общешкольного  родительского собрания.
  • проведение «Дня открытых дверей» для родителей.
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет.
  • посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении.
  •  направление ходатайств в социально-реабилитационный центр.

Примерные темы родительского лектория:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

4) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

По профилактике правонарушений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские тренинги и др.

Планируемые результаты

1 блок

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по обучающимся и семьям «группы риска»

2 блок

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия  ОО и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи

- получение информации о состоянии здоровья обучающихся.

3 блок

-сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей,

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

№ п\п

Содержание работы

классы

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация социальной структуры семей обучающихся   ОО

1-11

09

Классные руководители 1-11 кл. Социальный педагог

2

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

1-11

09

Классные руководители 1-11 кл. Социальный педагог

Педагог-психолог

3

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1-11

09

Классные руководители 1-11 кл. Социальный педагог

4

Составление банка данных и социального паспорта школы

1-11

до

01.10

Социальный педагог

5

Анализ состояния преступности и безнадзорности обучающихся школы

( по информации ОДН ОМВД)

1-11

10

Социальный педагог

6

Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений обучающихся школы совместно с ОДН ОМВД

1-11

09,10.

Социальный педагог

7

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)

1-11

1 раз в месяц

Социальный педагог

Педагог-психолог

8

Участие в городских  акциях, профилактических мероприятиях

1-11

В течение года

Администрация школы

9

Анкетирование обучающихся с целью выявления склонности к правонарушениям

5-11

09,10

Классные руководители, педагог-психолог

10

Вовлечение "трудных" обучающихся в кружки и секции.

2-11

09,10

Классные руководители

11

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях  обучаающихся:

а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики

1-11

По необходимости

Социальный педагог

12

Организация и проведение социального патронажа обучающихся "группы риска",  неблагополучных семей.

1-11

По необходимости

Социальный педагог

13

Участие в совместных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ОДН ОМВД и ВШК.

5-11

По плану ОДН

Социальный педагог, классные руководители

14

Сверка списков состоящих на учете с ОДН,  опекой.

09

Социальный педагог

15

Выявление детей, занимающихся
бродяжничеством,  попрошайничеством и другой противоправной деятельностью

Составление и корректировка списка детей микрорайона

09, 05 (рейды)

Социальный педагог, педагог-психолог, инспектор  ДН

16

Выявление обучающихся, не посещающих занятия, принятие мер по возвращению их в школу

По факту пропусков занятий (ежедневно)

Социальный педагог, классные руководители

17

Организация работы (тематической, информационной и др.), способствующей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе библиотеки

В течение года

 

Заместитель директора по ВР,
Библиотекарь, классные руководители

Работа с обучающимися

1

Оказание обучающимся информационно-правовой помощи

1-11

В течение года

Социальный педагог Заместитель директора по ВР

2

Оказание помощи вновь прибывшим обучающимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11

По необходимости.

Социальный педагог, педагог-психолог

3

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

1, 5, 10 классы

09, 10

Социальный педагог, классные руководители, педагог психолог

4

Оказание помощи обучающимся , оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование  специалистами.

1-11

В течение года

Социальный педагог,

Педагог-психолог

Классные

руководители

5

Организация досуга обучающихся

(по плану воспитательной  работы школы)

1-11

В течение года

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, классные руководители

6

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

1-11

В течение года

Социальный педагог, учителя обществознания

7

Классные часы на тему разрешения конфликтов

7-11

В течение года

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, педагог-психолог,  классные руководители

8

Охват организованным отдыхом и трудом обучающихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

1-11

В течение года

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, классные руководители

9

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей "группы риска".

1-11

Ежеднев-но

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, классные руководители

10

Самоотчеты обучающихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время.

2-11

|

По отдельному плану

классные руководители,

Совет профилактики школы

Информирование о  деятельности досуговых объединений .

1-11

09

Заместитель директора по ВР, педагоги дополнительного образования

Работа с семьей

1

Изучение социальной структуры семей обучающихся ОО, определение их социальных категорий.

1-11

09

Социальный педагог, классные руководители

2

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

1-11

09

Социальный педагог, классные руководители

руководители

3

Привлечение родителей к воспитательной работе с обучающимися.

1-11

В течение года

классные руководители

4

Консультирование родителей : а) педагогами школы; б) социальным педагогом; в) медработником, г) логопедом. д) педагогом- психологом

1-11

по необходимости

Педагоги, социальный педагог, фельдшер, логопед, педагог-психолог

5

Организация тематических встреч родителей с руководителями ОО, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов. здравоохранения.

7-11

12, 02

Администрация школы

Правовой всеобуч обучающихся 

1

Проведение бесед,  классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности обучающихся.

1-11

по планам ВР

социальный педагог, классные руководители

2

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану).

8-9

По плану

Специалисты ОДН, КДН, опеки.

3

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением  обучающимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие)

1-11

В декаду "За здоровый, образ жизни"

Администрация школы, соц. педагог

Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

1-11

В течение года

Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители

Профилактика алкоголизма и наркомании

1

Диагностика обучающихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

5-11

11

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

2

Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек.

7-11

По запросу

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, классные руководители

3

Проведение акции "За здоровый образ жизни"

( по отдельному плану)

1-11

01

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители

4

Освящение вопросов профилактики  алкоголизма и наркомании на видеолекториях  «Опасная зона»

8-11.

По запросу

социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

5

Проведение конкурса плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым!».

10

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН ОМВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников обучающихся, родителей), с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и обучащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних....

Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Цель данной программы: * обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; * создать условия для эффективного функционирования систе...

Программа профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся

Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Вариант программы профилактики безнадзорности и правонарушений....

Презентация программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В презентации указаны цели и задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних. 2. Указаны пути решения указанной задачи. 3. Наши достижения при использовании материалов программы....