Внеурочная деятельность «Красочное путешествие. Элементы дизайна» В 6-7 классах
рабочая программа
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd-67.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Красочное путешествие. Элементы дизайна»
В 6-7 классах
с.Большое – Алдаркино, 2021 г.
1.Пояснительная записка
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Программа внеурочной деятельности «Красочное путешествие. Элементы дизайна» ориентирована на учащихся средней общеобразовательной школы на базе школьной мастерской кабинета Технологии и будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Курс «Красочное путешествие. Элементы дизайна» расширяет и углубляет базовый компонент ФГОС по дисциплинам «Технология», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура». Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки. Позволяет учащимся познакомиться с основами профессиональной деятельности в сфере дизайна. Использование проектной коллективной деятельности в обучении позволяет формировать метапредметные универсальные учебные действия и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда и особый вид коллективно-творческого мышления, когда индивидуальные идеи находят свою реализацию в общем творческом проекте. Учащиеся, наблюдая за работой дизайнеров, которые: создают костюмы, оформляют интерьеры жилых и офисных помещений; широко используют при этом природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии; умело сочетают цвета и фактуры – захотят больше узнать о искусстве дизайна и научиться самим создавать оригинальные композиции и дизайн-проекты.
Структура курса представлена тремя разделами:
- Раздел «Мир разноцветный» знакомит учащихся с особенностями цветовосприятия, цветовых сочетаний в интерьере и предметах дизайна, его элементах.
- Раздел «Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн» предусматривает знакомство учащихся с видами художественно-прикладных технологий на базе интернет ресурсов как в форме исследования, так и в форме практико-ориентированных творческих работ.
- Раздел «Технология создания ученического дизайн интерьера» включает в себя практику дизайн-проектирования интерьера помещений школы различного назначения и разработку индивидуального ученического проекта.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Новизна и актуальность рабочей программы
Новизна курса «Красочное путешествие. Элементы дизайна» заключается в реализации принципа интеграции учащихся средней школы в систему профессионального образования в различных отраслях дизайна.
Рабочая программа актуальна в связи с ростом популярности профессий, ориентированных на области дизайна (помещений, ландшафта, костюма) и интереса к различным областям дизайна среди обучающихся средней общеобразовательной школы.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
- Выявление у учащихся склонности к дизайнерско-оформительской деятельности.
- Формирование у обучающихся дизайнерского мышления на основе художественно-конструкторской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества и элементами дизайна.
- Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
- Способствовать получению опытных знаний проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий в ходе реализации коллективного ученического творческого проекта по оформлению рекреаций начальной школы.
Воспитательные:
- Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
- Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
- Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели, стимулировать желание «радостного» труда.
- Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа ориентирована на учащихся 6-7 класса средней школы и предполагает, в ходе реализации проектно-творческой коллективной части, посещающих кружковые занятия по программе «Красочное путешествие».
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Красочное путешествие. Элементы дизайна» предназначена для обучающихся 6-7 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете Технологии. Курс может вести учитель технологии.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 6-7 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей новой терминологией. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. В ходе поисковой деятельности предполагается активное использование информационных интернет ресурсов учащимися и преподавателем. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений и дизайн составляющих.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.
Особенности программы:
- Преемственность.
- Ведущий вид деятельности: проектный.
- Использование информационных технологий на различных этапах реализации проекта.
- Социальные практики.
Формы и режим занятий
Основными формами обучения являются:
- индивидуальная и парная (при освоении художественно-прикладных технологий);
- работа в малых группах (поисковая работа при дизайн-проектировании и реализации проекта).
Основные методы обучения:
- метод проектов;
- метод проблемной ситуации;
- метод проблемного изложения.
Методы активизации познавательной деятельности:
- Метод интенсификации творческой фантазии (мозговой штурм);
- Метод инверсии (отказ от существующих решений, заставляющих подражать, по принципу действия от обратного);
- Метод аналогий
- Метод новых комбинаций
- Метод случайных комбинаций (ставка на случайность, подсказку извне);
- Метод индификации (вживание в образ);
- Игровой метод, деловая игра
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
с учебными предметами
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Красочное путешествие. Элементы дизайна» построены на доверии и общении с учителями-предметниками и администрацией школы, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Таблица № 1
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы |
Литература | Устное народное творчество | Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок |
Биология, география | Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе | Гармония природы и деятельности человека |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции | Изготовление поделок |
Изобразительное искусство | Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета; контрастные, родственные | Оформление элементов интерьера Подбор цветовых сочетаний и техническая сторона реализации замысла росписи больших поверхностей |
Музыка | Выразительность музыки | Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся) |
Для реализации программы «Красочное путешествие. Элементы дизайна» необходима материально-техническая база:
учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельности; тематические издания по дизайн проектированию; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; акриловые краски, кисти малярные и для рисования, валики и спец. приспособления; оборудование для поиска информации и демонстрации презентаций (компьютер, мультимедийный проектор).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
1. Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества и дизайна; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления изделий и помещений; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Формы контроля:
- Рейтинг готового изделия
- Наблюдение
- Беседа, объяснения учащихся
- Практический контроль
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
всего | аудиторные | Вне ауди-торные | |||
7 класс | |||||
Вводное занятие. Мир разноцветный | 8 | 7 | 1 | Усвоение правил по технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, пластическими и живописными материалами. Выбор художественных материалов, оборудования, правильный подход к началу и окончанию работ. Знакомство с особенностями восприятия цвета, природой цвета, его пространственными свойствами; основными характеристиками цвета; понятиями смешение цветов, колорит. Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов, используя технические приемы создания изображения. Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций: включение элементов экопластики и бумагопластики, создание художественные образы сказочных предметов, объектов и явлений. | |
Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн: синтез идей и технологий | 8 | 7 | 1 | Продолжить знакомство с традиционными техниками рисования: особенности работы акриловыми красками; специфика настенной росписи и графики. Знакомство с профессией художник-дизайнер и художественным дизайном; основными категориями дизайна: образ, функция, морфология изделия, эстетическая ценность; отдельными методиками поиска дизайн-решения (выставочное моделирование, музейное ситуационное моделирование); отдельными разновидностями дизайна (анимационный, архитектурный, веб-дизайн, графический, дизайн интерьера, дизайн одежды, полиграфический дизайн, экодизайн). | |
Технология создания ученического дизайн интерьера | 17 | 2 | 15 | Знакомство с этапами проектирования: техническое задание (анкетирование, обмеры, функциональное зонирование, фотофиксация), планировочное решение, детальный дизайн (геометрия, материалы, работа в сооавторстве), визуализация, рабочая документация и комплектация (материалы и оборудование). Создание рабочего плана проектной деятельности. Освоение художественных приёмов: равномерное окрашивание, заливка, тонкие кистевые линии, сухая кисть, мазки, трафареты, штампы, набрызгивание, удаление краски. Выполнение декоративных элементов дизайна помещения в различных декоративно-прикладных техниках, в том числе в соавторстве. | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Демонстрация индивидуального творческого дизайн-проекта | ||
Итого | 34 | 17 | 17 |
3. Тематическое планирование внеурочной деятельности
кружка «Красочное путешествие. Элементы дизайна». 7 класс
№ | Раздел, тема занятия | Количество часов | Форма организации | Виды деятельности | Сроки проведения |
Вводное занятие Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности. Рисование «Разноцветный МИР» | 1 | индивидуальная, парная работа | самостоятельная работа | ||
Мир разноцветный Живопись – искусство цвета. Восприятие цвета, природа цвета, его пространственные свойства. Основные характеристиками цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота, светлотный и цветовой контрасты, локальный цвет. Смешение цветов: оптическое, пространственное, механическое. Колорит. | 7 1 4 1 1 | индивидуальная, парная, фронтальная работа; элементы игры; экскурсия | ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму); самостоятельная работа; работа с таблицами; работа с интернет ресурсами | ||
Традиционное декоративно-прикладное искусство и современный дизайн: синтез идей и технологий Традиционные техники рисования. Особенности работы акриловыми красками. Акриловые краски: преимущества, состав, применение. Настенная роспись и графика. История настенной росписи. Профессия художник-дизайнер. Основные категории дизайна: образ, функция, морфология изделия, эстетическая ценность. Методика поиска дизайн-решения: выставочное моделирование, музейное ситуационное моделирование. Разновидности дизайна: анимационный, архитектурный, веб-дизайн, графический, дизайн интерьера, дизайн одежды, полиграфический дизайн, экодизайн. | 8 2 2 2 2 | индивидуальная, парная, фронтальная работа; элементы игры | ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму); выбор объекта из предложенных преподавателем; самостоятельная работа; работа с интернет ресурсами | ||
Технология создания ученического дизайн интерьера Техническое задание — первая часть проектирования (заказчик делится пожеланиями, дизайнер знакомится с объектом). Работа с референсами: изучение и планирование похожих по духу идей, удовлетворяющих требованиям заказчика. Обмеры, создание чертежа, эскиза настенной росписи. Подготовка концепции оформления рекреации начальной школы по анкетным данным и собранным материалам. Создание эскизного проекта – второй этап проектирования (планировочное решение, эскизы геометрии, подбор материалов, цветов, оборудования). Практическое осуществление одобренного рабочего дизайн-проекта. | 17 1 1 1 1 13 | Сбор предварительной информации, анкетирование, фотофиксация, обмеры, зонирование. Практическая реализация проекта: самостоятельная работа. Роспись. Изготовление элементов дизайна. Разработка индивидуального дизайн-проекта | |||
Итоговое занятие Представление работ | 1 | самостоятельная работа, защита индивидуального дизайн-проекта |
Список использованных источников
- Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
- Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
- Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
- Акриловые краски [Электронный ресурс]: http://superarch.ru/materialy/lateksnaya-kraska-ili-akrilovaya-chto-luchshe
- Школа творчества [Электронный ресурс]: http://www.tairtd.ru/information/articles/Akrilovye-kraski-Preimushchestva-sostav-primenenie.html
- Этапы создания дизайн-проекта
[Электронный ресурс]: http://d-e-s-i-g-n.ru/knowledge-base/articles/chast-22-etapyi-sozdaniya-dizayn-proekta/
- Настенная роспись [Электронный ресурс]: https://ru.pinterest.com/explore/настенная-роспись/?lp=true https://ru.pinterest.com/explore/дизайн-росписи-стен/?lp=true
- История настенной росписи [Электронный ресурс]: http://artultra.ru/istorija-nastennoj-rospisi.php
- Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: в 4 ч. (Ч.1. Основы рисунка. Ч.2. Основы живописи. Ч.3. Основы композиции. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов) – Обнинск: Титул, 1996
- Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом/ Ольга Шматова. – 2-е изд., обновл., переработ. И доп. – М.: Эксмо, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Инженерная графика с элементами дизайна"
Предлагаемый элективный курс «Инженерная графика с элементами дизайна» состоит из ряда тематических разделов.1. Геометрические построения.2. Форма и формообразование.3. ...
"Основы сайтостроения и WEB дизайна". Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 7-8 классов.
Курс «Основы сайтостроения и web- дизайна» предназначен для обучающихся 13-14 лет, желающих расширить свои знания по предмету информатика и способствует более полному раскрытию творческих способ...
Использование дидактической многомерной технологии с элементами дизайна в преподавании географии (статья из журнала)
Дидактическая многомерная технология по-строена на моделировании знаний в виде мно-гомерных смысловых пространств с помощьюлогико-смысловых моделей (ЛСМ)....
Мастер-класс для учителей района на тему "Композиция с элементами дизайна"
Мастер-класс для учителей района на тему "Композиция с элементами дизайна"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие по Англии с элементами театрально-языковой практики" 8 класс
Каждое занятие имеет свое название, подчиненное общей тематике курса - изучение страноведческого материала...
Внеурочное мероприятие "Сказочное путешествие в мир доброты" для 6 класса (технологическая карта применения ИКТ, сценарий, презентация)
Внеурочное мероприятие "Сказочное путешествие в мир доброты" разработано для учащихся 6 класса. Цель - формирование правильных представлений о доброте и зле, нравственных ценностях русского народа. Со...
Презентация к уроку. Тема: «Прическа, как элемент дизайна. Взгляд в прошлое». 7 класс
Презентация к уроку.Тема: «Прическа, как элемент дизайна. Взгляд в прошлое».Цель: Дать понятие о прическе, её место в социальной среде. Развитие творческойактивности учащихся, чувства стил...